Официальный сайт

На земле нет бессмысленных страданий

9 марта, в Неделю 1 Великого поста, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил чин пассии с чтением акафиста Страстям Христовым в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора Горловки. После чтения Евангелия владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем!» Эти слова, которые мы слышали сейчас во время чтения акафиста, повторялись неоднократно. Эти слова были сказаны впервые человеком, который не был учеником Христовым, который не следовал за Ним по пятам во время Его земной жизни, и который впервые с Ним встретился в непростых обстоятельствах, о которых нам рассказывает Слово Божие. Это разбойник, который висел на кресте.

Он терпел такие же телесные страдания, как и Спаситель, и осознавал при этом, что он заслужил эти страдания, потому что вся его предшествующая жизнь его вела к этому. Он был разбойником, он других заставлял страдать и понимал, что за всё в жизни надо платить. Но он не мог не слышать о Христе, Который исцелял, Который воскрешал, Который проповедовал, Который помогал и Который не сделал ничего плохого.

И глядя на то, что происходило, он не мог не понимать, что «зависти ради предаша Его». Что суд над Христом несправедлив, что даже языческий судья Пилат, не видя никакой вины в Нём, умыл руки, но, боясь волнений, то есть, руководствуясь политической целесообразностью, решил лучше отдать Его неистовствующим иудеям, чтобы не вызвать бунта и избежать доноса кесарю.

Видя всё это, он больше всего удивился тому, как на всё это реагирует Спаситель. Он на Кресте не проклинал и не осуждал, не взывал к мести, а молился за своих обидчиков: «Прости им, ибо не ведают, что творят». И мы не знаем, что в это время думал человек, который страдал тяжелейшим образом, но он нашёл в себе силы подумать не о себе, а обратиться к Тому, Кто был рядом с ним, и сказать: «Помяни меня, когда приидеши во Царствии Твоем». Наверное, для него это была единственная надежда и единственный свет. И, не ожидая, он услышал ещё и ответ от Спасителя: «Ныне будеши со Мною в раи».

Когда мы видим хаос, когда мы видим страдания, когда мы видим, как невиновные наказываются, а виновные ведут себя безнаказанно, у нас возникает поневоле вопрос в душе: а видит ли нас Бог в этот момент? Заботится ли Он о нас? Помнит ли Он о том, что происходит с нами? Видя, как хаос и зло действуют в этом мире на протяжении истории, не раз люди задавались этим вопросом и спрашивали, почему Бог допускает невинные страдания, и почему те, кто заслуживает наказания, остаются безнаказанными, а те, кто не заслужил наказания, мучаются и терзаются.

До конца ответа на этот вопрос нет, потому что это не математика, где два плюс два равно четырём. Так нельзя ответить на этот вопрос. Но есть некое понимание, почему так происходит. С одной стороны, если бы Господь не подарил каждому из нас дара свободы, то есть самому определяться, куда идти, с кем быть, как жить, мы бы не имели никогда возможности найти счастье любви, быть с Богом и находиться с Ним в Его Царстве. Не может любить тот, у кого нет возможности не любить. И поэтому, давая нам возможность любить Себя, Господь дал нам возможность поступать и наоборот. Это и называется свободой.

Не все могут этот груз нести. Кому-то хочется жить легче и проще: сказали — сделал, и получил за это награду. Простая и понятная цепочка. Но свобода предполагает ответственность за всё, что ты делаешь, и за всё, что ты говоришь, за то, как ты поступаешь. И именно потому мы испытываем счастье от любви, что у нас есть выбор, потому что мы можем поступить и по-другому, но поступаем именно так.

Невозможно было бы ответить на этот вопрос, если бы не было Креста, если бы Сын Божий Сам не взошёл на Крест, Сам не пролил Свою Кровь и не вошёл туда, куда, может быть, никто из нас никогда и не придёт — в самую глубину богооставленности. Не ради того, что Он нуждался в этом, а ради того, чтобы спасти каждого из нас. И мы знаем, что нет на земле бессмысленных страданий. Нет на земле ничего, что бы Господь не обращал к нашей пользе и нашему спасению.

Когда Христос был распят и Его тело положено во гроб, на гробе стояла печать, возле гроба стояла стража, а ученики все разбежались, казалось, что вот это уже — конец. Казалось так не чужим людям, а самым близким — ученикам. Они об этом думали, что всё, уже дальше ничего не будет. Но они не знали того, что знал Господь. И, хотя Он им об этом говорил, слыша ушами, они не могли в это верить, не могли понимать, что так произойдёт. Но так произошло — Христос не только умер, но и воскрес. И слава Воскресения Христова сияет всему миру, и будет сиять до скончания века.

Зло никогда не было сильнее добра. И Бог Своей Премудростью управляет так, что то зло, которое человек делает, неправильно распоряжаясь той свободой, которую имеет, Господь Своим Промыслом исправляет и направляет к добру. Постичь Промысл Божий невозможно. Он потому и непостижимый, что мы можем приводить примеры, рассказывать случаи, как было так, что мы не понимали, почему так, а потом вдруг увидели. Кто-то, может быть, и в своей жизни это заметил. Но как можно вычерпать море чайной ложкой? Так и Промысл Божий невозможно постичь силами человеческого ума. Но, иногда прикасаясь к этой тайне, постигая что-то, мы пребываем в великом изумлении от того, насколько Господь Премудрый, и как распоряжается Он нашей жизнью.

Так слышит ли нас Господь, когда мы обращаемся к Нему словами разбойника: «Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем»? Помнит ли Он о нас, когда нам тяжело и когда нам кажется, что все про нас забыли? Знает ли Он о том, что с нами происходит? Ответ, несомненно, — да. И с этой стороны мы можем не беспокоиться, потому что волосы на голове нашей сочтены, ни один из них не падает без воли Отца Небесного.

Но в течение всей недели Церковь нам говорила о другом — о том, что мы не к Богу должны только обращаться, чтобы Господь о нас помнил. Но мы должны вспомнить и о том, что у каждого из нас есть душа. Вы слышали, как преподобный Андрей Критский обращался к душе: «Душе, а ты помнишь, что у тебя есть Бог?» Душа, а ты помнишь о своей Небесной Родине? Душа, а ты помнишь, что у тебя есть Небесное Отечество? Душа, а не живёшь ли ты так, что у тебя всё только на земле, но Бог уже стал для тебя чужим и далёким? И это то, о чём нам нужно заботиться.

Мы не должны сомневаться в Боге, потому что Бог никогда о нас не забывает. В мире нет абсолютно ничего, что бы происходило без его ведома и без Его Промысла, хотя и не всегда нам понятного. Но в нашей власти и в нашей воле — с Богом мы будем или без Бога. А для того, чтобы мы были с Богом, мы должны почаще беседовать со своей душой и спрашивать у неё, как она живёт, к чему она стремится и по какой дороге идёт.

Не будем никогда сомневаться в Промысле Божием и в Его заботе о нас! Но не будем никогда забывать и о том, что для того, чтобы быть с Богом, нам нужно не произволение Божие. Господь, чтобы мы были с Ним, уже всё сделал, сзади меня — Крест. Мы видим, что для этого сделал Господь. Нам для того, чтобы быть с Богом, нужно не забывать о нашей Небесной Родине, о нашем Отечестве и о своей бессмертной душе. Аминь.

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100