Официальный сайт

Священник Олег Черниченко

Беседа Христа с самарянкой: почему это важно?

Беседа Христа с самарянкойВ Евангелии описано множество бесед Христа с самыми разными людьми. Почему Церковь посвятила одно из пасхальных воскресений беседе с самарянкой? Что настолько важное прозвучало в этом разговоре? Размышлял священник Олег Черниченко, настоятель храма вмч. Димитрия Солунского пос. Мироновский.

 

Кто ближе ко Христу?

Евангелие важно и актуально всегда. Беседа Христа с самарянкой — не исключение. На чём важно сосредоточиться, читая эту главу? Прежде всего обращает на себя внимание место встречи — Самария. Самаряне для иудеев — современников Христа были не просто чужеземцы, но отщепенцы, как в политическом, так и в религиозном плане. Их рассматривали как предателей, которые свою богоизбранность променяли на преференции со стороны языческой Римской империи, как на еретиков, которые извратили Закон, данный Богом, и даже покусились на святая святых: построили свой храм в противовес Иерусалимскому. Отношение было соответствующим: полное презрение.

Самаряне внимательно слушали Христа — Мессию, Который пришёл проповедовать в первую очередь иудеям. На их несвятой земле Он встречает гораздо большее понимание и заинтересованность в Божественном слове, чем у иудеев, которые якобы всё уже знали. Это трагедия не только иудеев — она может стать и нашей. Если христианин открывает Евангелие с мыслью, что всё уже знает, он перестаёт воспринимать то, чему оно учит. Может случиться, что люди, которые не знают Бога, но живут честно и не ослеплены чувством самодостаточности, окажутся более открытыми Божественному учению.

 

Преодолеть разделение

Христос в начале беседы просит у женщины воды, что вызывает у неё искреннее недоумение, поскольку иудеи и самаряне не общались. «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую, …а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:10, 14). Дар Христа в том, что Он пришёл разрушить все барьеры между людьми, стереть искусственные границы, которые люди сами себе поставили, преодолеть разделение, которое человек вносит в свою жизнь через грех. Думаю, тему разделения сейчас очень болезненно переживает наше общество и страна, и здесь один из главных уроков: во Христе возможно объединение. Господь показывает нам это, но решение — за каждым конкретным человеком.

Через учение о живой воде, которая выступает символом Евангелия, способного утолить любую жажду, Христос переходит к вопросу о личной жизни женщины. Нам открывается не только её личная трагедия — у неё не сложилась семейная жизнь, — но показан уникальный образец смирения самарянки. Она не стала оправдываться, но честно сказала: нет у меня мужа, нет семьи. Мне кажется, что женщине сложно и болезненно признать, что у неё нет своего очага, не только самой себе, но тем более человеку постороннему. Это урок большого мужества и искренности.

 

Духовная революция

Наконец, разговор принимает ещё более доверительный характер, и самарянка говорит: «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:19-24). Слова Спасителя — ключевые в этой беседе. Протопресвитер Александр Шмеман в своих беседах на радио «Свобода» говорил, что эти евангельские строки «имеют решающее значение для понимания самой сущности христианства, ибо в них заключена, выражена и навеки возвещена настоящая духовная революция, революция в самом понимании религии; ими действительно начинается христианство». Это действительно главная идееобразующая мысль в беседе Спасителя с самарянкой. Идея о свободе отличает христианство от всех других религий.

Надо понимать, что религиозная жизнь до Христа была полностью основана на Ветхом Завете. Это декалог, записанный Моисеем, различные ритуальные постановления, которые регулировали самые разнообразные стороны человеческой жизни. Что приносить Богу в жертву, в каком количестве и порядке, в какие дни работать, какие совершать поклонения, где и как молиться Богу — это было чётко прописано, установлено раз и, как казалось, навсегда. Это был жёсткий и беспощадный свод правил, который порой не знал компромисса. Человек должен был подстроить себя под этот закон. Вся суть религиозной жизни Ветхого Завета сводилась к буквальному и чёткому исполнению правил. Это была педагогическая, вынужденная мера: Закон не столько должен был приводить человека к Богу, сколько сдерживать его греховные стороны. Конечно же, для полноценной духовной жизни человеку нужно было другое, и именно это «другое» приносит Христос. Это Он объясняет женщине у колодца: отныне дух и истина вместо буквы закона поставлены в центр духовной жизни каждого человека.

 

Чистый холстСвобода и творчество

Здесь нужно разобраться, что такое дух и истина, о которых говорил Христос. О духе в Евангелии уже было сказано раньше: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8). Он не ограничен ни временем, ни пространством, ни культурной или социальной средой — как абсолютная свобода. Истиной же Христос называет Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Истина имеет свойство освобождать человека: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). С момента беседы Христа с самарянкой религия — это уже не слепое следование некоему шаблону, а дар свободы и творческий труд. Когда художник стоит перед чистым холстом, он волен изобразить на нём всё, что угодно. Так и человек: стоит перед своей чистой душой и может сделать с ней что угодно. Если он смотрит на Бога как на художника — «Величайшего Художника», как говорится в одной из молитв Последования святого Крещения, — то на картине своей души будет стараться изображать только прекрасное.

 

Нужна ли нам подаренная свобода?

Отныне не Иерусалим и не гора Гаризим освящают человека, но его внутренняя жизнь. Уже не кровная принадлежность к конкретному народу делает человека чадом Божьим, а сыновняя любовь, доверие Богу, основанное на свободе. Для ветхозаветного человека это была революционная идея. Представить, что человек пред Богом свободен, было сложно, и вместить эту истину могли далеко не все. Я думаю, что даже спустя два десятка веков человек с трудом усваивает эту истину и применяет её в своей жизни. Свобода — явление интересное: за неё все борются как за самую великую ценность, но её же часто боятся, стараются избавиться, потому что она не только дар, но и огромная ответственность. В романе «Братья Карамазовы», а именно — в «Легенде о Великом инквизиторе», Достоевский гениально показал, что люди бегут свободы, стараются на кого-то её переложить, готовы покориться другому, только чтобы не отвечать за свои поступки.

К сожалению, современный человек тоже боится свободы, в том числе и в духовной жизни. Он всё так же ищет плечи, на которые можно взвалить её вместе со своей ответственностью. Например, может перекладывать их на священника, когда хочет, чтобы тот решил, как ему поступать в тех или иных обстоятельствах, может поехать в монастырь в поисках старца, который выстроит его духовную жизнь. Это совершенно неправильно, не таких поклонников Господь ищет Себе.

Служить Богу и жить ради Бога можно только в духе и истине, то есть в свободе. Господь не просто рассказывает о ней, но являет Собой. Вся Его земная жизнь — это жизнь свободного человека. Хотим увидеть абсолютную свободу? — она изображена на страницах Евангелия. Жизнь Христа — это служение, самоумаление ради другого, самоотдача. Его свобода заключается в Его внутренней цельности: Он не зависит от страха, зла, робости перед испытаниями. Он не делит людей на хороших и плохих, правильных и неправильных. В этом Его победа над грехом и смертью, к этому Он призывает и каждого из нас.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Терпеть обиды с радостью и незлобиво, делать добро врагам — дары Божии, ниспосылаемые соглашающимся получить их.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100