Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Вячеслав Поневин

Можно ли врать по благородным причинам?

ЛицемериеБабушка старалась, пекла пирог — у кого хватит духу признать, что он вышел невкусным? Родители с умилением показывают своего малыша — разве возможно сказать, что на ваш взгляд он страшненький? Дети увидели ваш неблаговидный поступок — надо как-то оправдаться в их глазах, иначе о каком авторитете взрослых может идти речь? Во всех приведенных случаях на помощь приходит ложь. Можно ли обойтись без неё? Всегда ли нужно рубить правду-матку? Как научиться не врать? На наши вопросы ответил протоиерей Вячеслав Поневин, настоятель Николаевского храма Енакиево.

Я считаю, что врать нельзя. Неправда — не от Бога, это очевидно. Почему же мы не говорим правду? Наверное, нам не хватает смелости, решительности, веры. Конечно же, я не призываю всюду рубить правду-матку. Правду можно говорить по-разному, и Христос — пример нам в этом вопросе. Вспомним, как Он ответил на вопрос, позволительно ли давать подать кесарю. Это был непростой ответ на вопрос с подвохом.

 

Не врать Богу

С чего начинать борьбу с собственной лживостью? Прежде всего, надо быть честными с самими собой и с Богом, Которого обмануть невозможно. Некоторые люди создают себе иллюзию, что можно ввести Его в заблуждение или дать Ему какую-то взятку, чтобы Он нас не трогал. Например, прийти в храм и поставить свечку на праздник. А что эта свечка даст? Конечно, ты пожертвовал копеечку на храм, спасибо, но что конкретно в твоей жизни изменилось? Ничего.

Доходит до того, что мы научились давать взятки за Причастие. Может быть, это прозвучит резко, но я давно над этим размышляю. Убеждён, что подготовка к Причастию — встрече со Христом — это дело всей нашей жизни. Да, у нас куча недостатков и грехов, мы не делаем многого из того, что должны, но изменение себя для встречи с Господом должно стать нашей главной целью. А на практике оказывается, что нужно прочитать три канончика, последование, попоститься три дня — и ты можешь причаститься. Если не сделал — причащаться нельзя. Осознайте: «вычитать» каноны — молиться не нужно, как оказывается, — и отказаться на три дня от мяса и молочной пищи. Сделай, исповедуйся — и мы тебя причастим. Человек делает это раз в три-шесть месяцев, а то и раз в год, — и всё. Он концентрируется на три дня, изображает в течение этого времени из себя праведника — и дальше его жизнь течёт, как текла раньше. Здесь явно прослеживается нечестность по отношению к Богу. Правила, конечно, нас дисциплинируют, приучают молиться, я не против. Но забывать о главном нельзя.

 

Кого щадим, обманывая — близких или себя?

Надо быть честным со своим духовником. С близкими же надо быть в этом вопросе осторожным. Следует каяться в своих грехах, однако важно помнить, что не всё можно говорить родным. Есть грехи, рассказав о которых, вы можете разрушить свою семейную жизнь или просто сильно ранить дорогого вам человека.

Если говорить о каких-то бытовых случаях, то оказывается, что часто мы прикрываем ложь рассуждениями о любви или заботе о близких. Бабушка старалась — скажем, что вкусно приготовила. Не хотим обидеть друга — соврём. Это очень тонкий вопрос. Я считаю, что всё-таки надо стараться быть правдивым. Важно, как именно мы скажем правду. Можно сказать «ты невкусно приготовила» — или «я не любитель мяса, поэтому можно мне вон той рыбы?» Ничего страшного во втором ответе нет, потому что все люди разные и у всех свой вкус, а на стол для гостей обычно ставят не одно блюдо.

Мы просто настолько привыкли врать и лицемерить, что нам проще и привычнее сказать неправду. Не хотим думать о том, как ответить, чтобы не обидеть — потому что лень. Мы находим своей лжи множество красивых оправданий — вместо того, чтобы подумать, а как правильнее? Почему нельзя сказать любимой бабушке: «Бабушка, дорогая, прости, но мне не хочется этого борща! Ты так вкусно готовишь пироги, можно я их съем?» Неужели любящий человек обидится? Да, бывают назойливые люди, которые принуждают к чему-то — но с такими вы тоже имеете право на более твёрдое поведение. В нас часто действует гордыня, мы хотим быть хорошими для всех, выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

 

Результат «лжи по любви»

Если человек не ценит правду, это не очень хорошо его характеризует. Даже хорошему человеку слышать её может быть неприятно, но никуда не деться: это полезно. Не надо оправдывать своё враньё благими намерениями, заботой, любовью. Как ни крути, мы наносим людям вред, говоря неправду.

Я как-то смотрел песенный конкурс. Выходит на сцену человек, уверенный в том, что он прекрасный певец. Его поддерживают родственники, кричат «ты лучший», «у тебя всё получится». Человек открывает рот — и начинает выть, не попадая в ноты. На него смотрит вся страна. Всем смешно. Зачем его близкие поддерживали его, говоря неправду? Это привело к тому, что он просто опозорился на всю страну. Да, родных нужно поддерживать, особенно детей. Очень важно ценить их успехи, даже маленькие. Однако надо прививать им здравую самооценку. Дети быстро растут, в итоге имеем взрослых, которые себя очень переоценивают. Им кажется, что все к ним несправедливы, недодают им внимания, не ценят. А проблема кроется в детстве, в том, что их приучили ко лжи.

У меня был недавно случай: принесли малыша на крещение, месяц-два отроду. Трудно было, потому что он почти сразу начал кричать. Когда всё закончилось, бабушка начала причитать: «Бедненький, тебя обидели, дядька плохой (это я) тебя мучил», — и так далее. Я сказал ей: «Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок всю жизнь чувствовал себя обиженным, так и продолжайте. Если и дальше будете программировать его на то, что вокруг одни обидчики, он наверняка будет несчастным». Да, ей было неприятно слышать мои слова, но это правда, нужно было её сказать.

 

Учиться говорить правду

Я тоже в своё время учился говорить правду. Это не значит, что сейчас я всегда абсолютно правдив — нет, всякое бывает. Но я стремлюсь к этому. Особенно — в своей семье, даже в мелочах. Стараюсь быть честным с детьми. Если я неправ — то признаю свои ошибки, и это важно, потому что, если этого не делать, дети потом не научатся признавать свои. Учусь говорить правду другим людям, потому что — ну, что поделать, если всё так, а не иначе?

Говорите правду! Это хорошо. Тогда вы начнёте уважать себя. Человек, говорящий правду, всегда адекватно воспринимает, если правду говорят ему. Тот, кто привык лгать, имеет низкую самооценку. Такой человек не уважает себя, а в этом случае он не может уважать других людей — всё взаимосвязано. Учиться говорить правду тяжело, надо быть готовым, что где-то мы сломаемся, покривим душой, но стремиться к правде нужно. С другой стороны — не надо повсюду пороть правду и всех обличать.

Надо просто для начала приучать себя к честности — с Богом и собой, не изображать безгрешного перед Ним. Бог ведь пришёл не к праведникам: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). Тех, кто возомнил себя праведником, Господь спасти не может. Очень печально бывает слышать на исповеди: «Я ни в чём не согрешил». Хочется сказать: тогда исповедь и причастие не имеют для тебя смысла. Зачем ты здесь, если на тебе нет греха? Мы все лечимся от своих недостатков, зачем тебе сюда? Здоровым не место в больнице — иди, радуйся жизни: ты здоров! Понятно, что это иллюзия и самообман: праведных людей нет. Тогда — давайте честно разбираться со своими грехами. Пусть в этом вам поможет доверенный человек — не обязательно священник. Это может быть авторитетный друг или родственник — тот, кто не будет вам лгать. Главное — прислушаться к нему и начать трудиться над собой.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если пойдёте путём Его, то несомненно вступите в область света.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100