Официальный сайт

Протоиерей Владислав Шестаков

Выбор между Богом и свиньями

Гадаринские бесноватыеЕвангельские события сегодня переносят нас на восток от Иорданской долины. Пробыв недолгое время в Капернауме, где совершал проповедь и исцелял больных, Христос с апостолами отправился на противоположный берег Галилейского моря. В пути их застигла страшная буря, и Он Своим всесильным словом её укрощает. Это очень удивило и даже напугало всех, кто находился рядом. «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8.27).

28И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

29И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

30Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

34И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Глава 9

1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город (Мф. 8:28 — 9:1).

Евангелисты Марк и Лука рассказывают об этом событии несколько иным образом. Во-первых, они приводят другое название местности, где происходило описываемое действие, называя её «страной гадаринской». Во-вторых, они упоминают только об одном бесноватом. Ошибки здесь никакой нет. Гергеса и Гадара находились рядом и входили в состав так называемого Десятиградия (греческое его название — Декаполис). Эти десять городов не образовывали союз и не были политическим объединением. Они имели общий язык, культуру, географическое расположение и политический статус, но каждый из этих городов был автономным. Поэтому евангелисты не ошиблись, назвав их страной, а не городом.

На базе семитской культуры там присутствовали в значительной степени и греческие и римские традиции. Из-за своего географического положения эта территория находилась в некоторой изоляции от иудейского быта. Ассимиляция культур привела к тому, что местное население превратилось в полуязычников, утратив чистоту веры. В частности, жители Декаполиса держали большие стада свиней, считавшихся у правоверных иудеев нечистыми животными. Что же касается количества бесноватых, то нужно заметить, что Лука и Марк не были прямыми свидетелями этого события. Они записывали его со слов других апостолов, и, вероятно, упомянули только о том бесноватом, в котором одержимость проявлялась с большей силой. Основной целью здесь перед собой они ставили рассказ о самом чуде, а не описание всех деталей.

Кроме чуда в этом евангельском отрывке отчетливо видны минимум два важных момента, над которыми стоит задуматься. Первый — это беснование. Евангелие описывает один из самых ярких примеров его проявления. Гадаринские бесноватые жили за городом, в гробах, то есть в пещерах, где хоронили умерших. Они были «весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем» (Мф. 8.28). Марк уточняет: «…и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5:3-5). Одержимость злым духом в них достигла таких масштабов, что они уже не могли сами управлять своим телом, а полностью находились в воле дьявола. Эта страшная картина усугублялась ещё и тем, что бесноватые были очень опасными для окружающих.

Неизвестно, что было причиной такого тяжёлого состояния. Евангелие не даёт нам таких подробностей. Однако можно с уверенностью сказать, что дьявол не имеет возможности просто так завладеть человеком. Это видно уже из того, что бесы просят у Христа разрешения войти в свиней, которые паслись неподалёку. Человек является наивысшим творением Божиим, а потому доступ дьявола к нему ещё более ограничен. Но человек же и может дать тёмным силам возможность овладеть собой. Образ мыслей человека, его настроение, желания, слова и действия — всё это выражает склонность к свету или ко тьме, показывает, с кем он себя готов ассоциировать: с Богом или с дьяволом.

Иногда нам приходится слышать, что человек одержим какой-то идеей или желанием. Он не находит себе покоя, пока не придёт к своей цели. А если представить себе, что человека охватило чувство гнева, злобы, ненависть или блудная страсть? Чем чаще человек пребывает в таком состоянии, тем тяжелее ему становится следить за собой и с этим состоянием бороться. В конце концов оно становится хроническим. Свободная воля человека свободно отдаётся в рабство дьяволу, который будет проявлять над ней насилие — диктовать свои условия. Отсюда можно сделать вывод, что беснование может быть ещё и скрытым. В утренних молитвах мы просим Бога и Ангела Хранителя, чтобы они сохранили нас от этого: «Да не похи́тит меня сатана́, и похва́лится, Сло́ве, е́же отто́ргнути мя от Твоея́ руки́ и огра́ды» (Молитва 8-я, ко Го́споду на́шему Иису́су Христу́), «Не да́й ме́ста лука́вому де́мону облада́ти мно́ю, наси́льством сме́ртнаго сего́ тела» (Молитва 9-я, к Ангелу Хранителю).

Второе, над чем призывает нас поразмышлять сегодняшнее евангельское повествование, это отношение жителей Десятиградия ко Христу. Увидев, что всё стадо свиней погибло, пастухи скорее побежали в город, чтобы сообщить всем о том, что случилось. «И вот, весь город вышел навстречу Иисусу». Кажется — вот новые ученики Христа. Узнав о том, Кто к ним пришёл и какое чудо Он совершил, они пригласят Его к себе, будут слушать Его проповедь. Но нет. Они все вежливо просят Спасителя удалиться от них. Почему?

В Евангелии от Луки есть похожее место, когда апостол Пётр просит: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). Это произошло на море, в лодке, когда по повелению Христа они закинули сеть и поймали небывалый улов рыбы. Это было чудом. Пётр произносит свою просьбу с осознанием своего недостоинства, но он становится ближайшим учеником Христа и всегда затем находится рядом с Ним. У гадаринцев совершенно другой мотив. Они никак не сомневаются в чуде и прекрасно понимают, Кто к ним пришел. Но они понимают ещё и то, что Его слова заставят их измениться, а этого они вовсе не хотели. Им удобно было жить в неведении, не узнавая ничего нового для себя. Им не хотелось менять неправильный, но уже привычный уклад жизни. Разведение свиней было их бизнесом. Они ни в чем не нуждались, а недостатки духовные списывали на это самое незнание. Так проще. Не нужно напрягаться, что-то менять в своей жизни, делать какие-то усилия.

Христос ничего им не отвечает. Он просто уходит оттуда, предоставив им полное право выбора. Евангелие оставляет эту картину как бы незаконченной, оставляя каждому из нас возможность задуматься и сделать свой личный вывод.

Читайте также:

Светлое око, служба двум господам и птицы небесные (Неделя 3 по Пятидесятнице)

Вера сотника и наши перспективы (Неделя 4 по Пятидесятнице)

Цитата дня

«

Если не можешь пребыть безгневным, укори себя, когда погневаешься.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100