Священник Виктор Шинкарёв
Под покровом нашей общей Матери
Покров Пресвятой Богородицы — один из любимых церковных праздников на Руси. С ним всегда было, и до сих пор связано множество народных обычаев, но это не главное. Этот праздник, как никакой другой, показывает нам, что мистико-богословский смысл того или иного церковного торжества всегда выше исторического.
Исторически — это региональное событие, ничего с тем смыслом, который наш народ вкладывал в этот праздник, не имеющее… В 910 г., по другим источникам — в 902 г., при правлении императора Льва Мудрого и патриарха Константинопольского Макария, перед лицом серьёзной опасности захвата Константинополя по одной версии — сарацинами, по другой — племенами русов, Пресвятая Богородица по молитвам жителей спасла столицу Византийской. Но народ наш своим духовным взором прозрел Божественную тайну этого торжества: Пресвятая Богородица стала нашей общей Матерью — Матерью всего человечества, и Своим честным Покровом Она защищает всех нас от всякого зла.
В самой Константинопольской Церкви Покров никогда так не праздновался, более того, сам праздник был перенесён Элладской Церковью на 28 октября, день освобождения Греции от фашистских захватчиков. Мне с трудом представляется, чтобы Русская Церковь перенесла Покров на 9 мая… Слишком большое значение уделяют народы наши этому празднику. Любовь к этому торжеству очевидна: сколько Покровских храмов и монастырей было и есть на Руси!
Этот праздник подчёркивает образ Богородицы как Матери всего человечества, Матери, Которая нас покрывает, защищает, утешает, как детей Своих, попавших в беду. В этот день невозможно не вспомнить и не задуматься о том, что Господь Иисус Христос на Кресте усыновил Своей Матери всё человечество.
Веками люди ощущают этот Покров и заступление Богородицы над всем миром, и это чувство давало и даёт человечеству надежду, ощущение присутствия нашей общей Матери и любви Её. «Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богоматерь, пришествием…»
Юродивый Андрей рассказывал, что видел Божью Матерь, Которая плакала обо всём мире. «Богоматерь, — говорил он, — коленопреклонно молилась, Госпожа и Царица мира, плакала о нём». Это слёзное моление о человечестве, которое началось в Кане Галилейской, не прекращается до сих пор. В этом Её Материнское заступничество и материнская любовь — просить обо всём человечестве.
Само же явление это указывает на иную тайну, которая открывается чистым сердцем. В кондаке праздника Покрова мы слышим такие слова: «Дева днесь предстоит в Церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, ангелы со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют». Это поэтическое изображение — словесная икона происходящего в храме за богослужением.
То, что видим все мы — земной храм, построенный из камня или дерева, расписанный и благоукрашенный человеческими руками. В этот храм приходят люди, чтобы вознести благодарение Богу, попросить Его о чём-то. Но когда совершается Божественная литургия, и на престоле возлежит Агнец Божий под видом хлеба и вина, тогда здесь присутствуют не только люди, но и ангелы, не только живые, но и умершие, и тогда действительно «ангелы со архиереями поклоняются», действительно сонм пророков, апостолов и всех святых присутствует рядом с нами. На престоле — дискос со всей Церковью. Вся Церковь участвует в Литургии — и живые, и усопшие, только мы не всегда это видим и ощущаем. Ощутить это во всей полноте мы сможем только тогда, когда очистим наши сердца.
Приходя на богослужение, участвуя в нём, и особенно причащаясь Святых Христовых Тайн, мы имеем возможность соприкоснуться с Небом и ещё здесь, в земной жизни, увидеть Царствие Небесное, пришедшее в силе.