Мария Цырлина
Курьёзы приходской жизни в документах XVIII — XIX веков
Вознесенский храм посёлка Байрак
Многие считают, что история — это скучно, а исторические документы скупы на эмоции и подробности. На самом же деле на их страницах разворачиваются удивительные истории, которые рассказывают о трудностях и лишениях, радостях и тревогах, поразительных случаях, а подчас и юмористических ситуациях в жизни православных приходов, показывая, что люди во все времена, даже в тот чопорный век, были людьми.
Как создать приход? Переселить в эту местность православных
В 1770-х годах на территории нынешней Горловки появляется первая православная община. Сюда пришли первые поселенцы и основали в местности у реки Лугань село Государев Байрак. Это были православные валахи (молдаване), которые указом Екатерины II были переселены в эти места. Соответственно, в скором времени, всего 30 с лишним лет спустя, здесь возник православный храм.
Строить церковь, как и жить в неосвоенной местности, было очень и очень трудно. Даже не потому что в те далёкие времена не было электричества, центрального водопровода и газового отопления. О таких благах тогда никто даже и не слышал. Прежде, чем возделать участки земли и собрать урожай, многие семьи успели умереть от голода. Оставшиеся в живых засеяли поля, собрали урожай, поехали его продавать — и столкнулись с разбойниками. Они положили в Байракском лесу поперёк дороги жердь, так что никто не смел ехать дальше, пока не заплатит откуп бандитам или не отдаст всего, что вёз (Сборник статистических сведений по Екатеринославской губернии. Том 2. Бахмутский уезд. — Екатеринослав, 1886. — С. 29, 34).
Неудивительно поэтому, что Вознесенскую церковь бедные валахи строили своими силами больше тридцати лет. Когда она была почти готова, в Государев Байрак был направлен служить священник. Но вокруг были и другие сёла, которые оставались без духовника. Там тоже царили нищета и разбой, причём, как выясняется из исторических документов, ещё больше, чем в самом Байраке.
Не хочу служить в том храме
Так, в соседнем Хорошем Яру, словно в насмешку над названием этого посёлка, даже убили священника. Это произошло в 1769 году. С тех пор в селе некому было служить, сообщает епископ Екатеринославский Феодосий (Макаревский) в «Материалах для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» (Вып. 2, Екатеринослав, 1880. — С. 43-47, 57-64). Вначале туда ходил пешком священник из села Черкасского, но когда он совсем состарился и стал «слаб здоровьем», в Хороший Яр решили направить священника недостроенного храма села Государев Байрак.
Как ни трудно было выживать в Байраке, священник Феодор Друзиякин наотрез отказался переводиться в Хороший Яр по причине ужасающих условий, в которых ему бы пришлось жить и нести своё служение. В прошении в Екатеринославскую духовную консисторию от 29 сентября 1792 года он пишет:
«Как же я в селе Государевом Байраке издавна обзавёлся жительством и экономиею, и церковь во оном со всем строением окончена и уже дозволено оную освятить, при коей с околичными дворов имеется более двух сот, в селе же Хорошем только 70 дворов, и находится разстоянием от Байрака в 65 верстах, и потому переходить мне в оное, лишаясь экономии и всего, крайне неспособно, а села Черкасского, к которому Хорошее принадлежит приходом, священнику по малости в своём приходе дворов и по близкому, состоящему в пяти только верстах разстоянию, исправится удобнее: того ради Екатеринославскую духовную Консисторию покорно прошу, в разсуждении прописанных резонов, оставить меня по прежнему в селе Государевом Байраке» (тот же источник).
Кляуза сельского писаря
В этом же прошении байракский священник сообщает о происках земского исправника и сельского писаря, которые решили сочинить на него кляузу в консисторию якобы от имени жителей села:
«Что же касается до просьбы, поданной от Байракских прихожан о нежелании якобы их меня, — то прошу о подлинности оной другому какому-либо, кроме Бахмутскаго, благочинному изследовать, ибо сочинена она и подписана заочно от прихожан, по злобе и наущению земскаго исправника, самим сельским писарем Лукьяном Ивановым и старшиною».
К сожалению, история умалчивает о том, чем закончилась эта история и удовлетворила ли духовная консистория просьбу священника. Забегая вперёд, скажем, что спустя год байракская церковь была освящена.
Антиминс забыли
Резолюцию об освящении храма в Байраке подписал епископ Екатеринославский Амвросий 20 июля 1792 года. Он благословил «в слободе Государевом Байраке освятить новоустроенную Свято-Вознесенскую церковь и выдать для сего новый освященный антиминс» (там же). 21 августа 1792 года из консистории в Бахмутское духовное правление был отправлен указ об этом.
В скором времени епископ Екатеринославский Амвросий умирает, на его место поставляется временно управляющий Екатеринославской епархией епископ Феодосийский Иов. Спустя почти год после выданной резолюции — 30 марта 1793 года — Бахмутский протоиерей Пётр Расевский решил робко сообщить в Консисторию о том, что освятить храм благословили, а выдать антиминс забыли. Наконец, 5 мая 1793 года, освящённый антиминс для Вознесенского храма в Государевом Байраке был выдан.
Вдумываясь в эти даты, поневоле приходишь к выводу, что расстояния между храмами в те времена были очень большими, а почтовые лошади медленными.
На графическом листе С.Г.Садчикова конца XIX века изображён Троицкий собор Бахмута
Байракский храм после выдачи антиминса был освящён Бахмутским протоиереем Петром Расевским и собором священников только 15 октября 1793 года. С того времени бедные валахи смогли, наконец, посещать богослужение в селе, где они жили. Первых прихожан у храма было порядка 700 жителей, а спустя столетие община выросла до 4000 человек.
Где взять храм? Построить или… привезти
1711 год — печальная страница нашей истории. Города-крепости на юге, побережье Азовского моря, Азов и Таганрог, отданы туркам. Начались частые набеги турок и татар на города и сёла Донецкого края. Бахмут — город солеваров — превратился в мощную крепость. Сюда решено было перевезти Троицкую церковь из сданного мусульманам Таганрога, где она больше не была нужна. Деревянный храм переехал в новооснованную город-крепость Бахмут со всей утварью и принадлежностями («Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии». — Екатеринослав, 1880 год. — с. 2).
В 1795 году образовался православный приход в слободе Железной (нынешнем посёлке Новгородское города Торецка). Туда был направлен священник и спешно начали думать, как устроить храм. Строительство — дело нелёгкое, поэтому жители слободы Железной купили в слободе того же уезда Епифановке готовое, по записанным сведениям, «прочное и крепкое» церковное здание и… перевезли его в свою слободу. Привезённую церковь освятили во имя святого Архистратига Божия Михаила (там же).
Подобным образом возник и первый Покровский храм в Зайцево (нынешнего города Горловки). Стараниями местного активиста — зажиточного крестьянина Никиты Девятилова — деревянный храм купили в слободе Маяки Славянского уезда, и перевезли на новое место. Церковь преодолела расстояние примерно в восемьдесят километров. Тем не менее, перевезти храм с места на место оказалось легче, чем возвести новый. Позднее на месте деревянного храма построили каменную церковь.
Никита Девятилов не только помог открыть православный приход в Зайцево, но и построил за свой счёт немало домов для бедных в этой слободе. В память о благотворителе часть этого горловского посёлка названа в честь него — Никитовкой.
Как в Бахмуте прихожане церковь делили
А вот в Бахмуте прихожане… не могли поделить церковь. В 1794 году большая часть их — по роду деятельности солевары — переселилась в слободу Покровскую на реке Горелый Пень, где им были предоставлены земли. Своё название эта река, берущая начало у нынешнего города Соледар, получила из-за того, что здесь проходила граница между поселениями запорожских и донских казаков. Межу своих земель они отмечали вместо верстовых столбов горелыми пнями.
Переселяясь на эти приграничные земли, солевары испросили разрешения у церковного начальства забрать деревянный Николаевский храм с собой. Меньшая же часть прихожан, оставшаяся в Бахмуте, — всего 51 двор — лишилась и храма, и духовенства, которое тоже уехало в новую слободу (сегодня на месте разрушенной при советской власти Николаевской церкви в селе Покровском строится храм прп. Иоанна, затворника Святогорского).
«Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» красноречиво описывают бедственное положение бахмутчан, оставшихся без церкви. До ближайшего Троицкого храма было далеко, а зимой и в весеннее половодье и вовсе проехать невозможно. По этой причине жители этой части Бахмута не только редко причащались Святых Христовых Таин, но даже не могли должным образом похоронить умерших, которые в ожидании отпевания много дней оставались без погребения. Горю прихожан посочувствовали местные купцы. Они выделили на строительство храма материал — крепкие большие камни для фундамента и дубовые брёвна для стен — и полторы тысячи рублей. Главным меценатом строительства стал бахмутский купец Родион Никитович Криворотов. Всего спустя три года, в 1797 году, на месте прежней была возведена новая Николаевская церковь.
Половодье помогло возведению нового храма
Сегодня трудно представить, чтобы разлив реки стал препятствием для молитвы. Но ещё в конце XVIII века далеко не везде были мосты и дороги. Жители села Новоэкономическое, бывшие прихожанами церкви в соседнем селе Гродовка, могли попасть в храм только летом и осенью. Устав жить без церковных таинств, они в 1799 году купили в Бахмуте готовый древянный храм за 600 рублей и установили его в селе. Так в Новоэкономическом появилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Жители правого берега реки Бахмут по этой же причине не могли попасть в храм. «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» пишут: они «в слышании церковного служения претерпевают великую нужду, а паче во время полых в Бахмуте вод, в каковое время вовсе не бывает через реку Бахмут перехода, сияж водополь случается каждого года в пост святыя четыредесятницы, то в принесении по долгу христианскому покаяния бывает неудобность». К тому времени — в начале XVIII века — в городе существовала только Троицкая соборная церковь. Очевидно, когда река не разливалась, жители правого берега ходили на молитву туда. В итоге на правом берегу решили основать Покровскую церковь.
Покровская арка в Бахмуте
Почти библейская история создания и гибели одного храма
История Покровского храма Бахмута может показаться странной и необъяснимой для тех, кто смотрит на неё поверхностным или светским взглядом. Для тех же, кто умеет разглядеть в любом событии его духовную сторону, она очень и очень поучительна.
Деревянная церковь в честь Покрова Богородицы была построена и освящена в 1732 году. Однако меньше чем за 50 лет, в 1781 году, она «как в основании своем, так и в стенах повредилась и видимо клонилась к падению». А в 1787 году, едва только священник вышел из храма после заутрени, вспыхнула и до основания сгорела. На этом несчастья прихожан не кончились. Большинство из них были солеварами. И надо же было такому случиться, что именно в этот момент вышел указ о закрытии соляных заводов. Люди спешно стали покидать обжитые места: жить и строить новый храм им было не за что. Как будто бы кто-то гнал из этого места его жителей.
Что же произошло с храмом и людьми на самом деле? «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» (с. 3) за 1880 год пишут: «По делу оказалось и выяснилось: Покровская церковь в г. Бахмуте построена и освящена 1732 года сентября 30-го дня коштом приходских людей, но преимущественно усердием, трудами и жертвами бывшаго при той церкви протоиерея Иоанна Лукьянова, церковныя утвари и сосуды, священныя облачения, иконы и книги исключительно — дар и приношение онаго протоиерея, в 1767 году, оный протоиерей, пред кончиною своею, будучи еще в твердом разсудке и при зрелой памяти, духовною бумагою завещал — из состоящей на речке Ближних Ступках о двух камнях его собственной мельницы половинную часть, со всем строением, в вечное владение оной Покровской церкви, а другую половинную часть отдал в потомственное владение той же церкви священнику Симеону Башинскому;
27 генваря 1769 года, во время неприятельскаго на Бахмут нападения, прописанной мельницы амбар неприятелями разрушен и сожжен; но священник Башинский от соловара Петра Погребняка, за состоявшие на нем в долгу церковные деньги 10 руб., взял рубленный амбар вместе с сеном, в количестве ста копен, и находившуюся при церкви школьную избу с сенцами, и из всего того строения возобновил оную мельницу и присвоил себе».
Перед нами два примера священников. Один из них основал своё дело — мельницу — и на эти средства построил храм и снабдил его утварью, что тогда, как и сейчас, также стоило немалых средств. Редкий случай в то время, когда священник сам построил храм и был его меценатом. Второй же, несмотря на завещание покойного священника — устроителя церкви о мельнице, половина которой передана в вечное владение храму, присвоил её всю себе, отобрав у храма имущество. Более того, жертвуемые на храм деньги он отдавал прихожанам в долг и жестоко взыскивал просроченные долги, отнимая имущество у людей. О масштабах «банковской» деятельности на приходе далее пишут «Материалы»: «Денег церковных числилось по книгам 350 рублей, а в наличии (когда сгорел храм и велось расследование — прим.) было менее 50 рублей, так как староста раздал церковныя деньги в долг прихожанам» (с. 4).
Ростовщичество, как мы знаем, считалось грехом ещё с ветхозаветных времён. «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для [получения] прибыли. Я Господь, Бог ваш», — говорит книга Левит (25:35-38).
Наши благочестивые предки боялись даже копейку, лежащую во дворе церкви, поднять и присвоить себе — отнять у Бога принадлежащее Его храму. Здесь же имело место хищение всей церковной собственности без остатка. Даже последний завет умершего не стал для этого препятствием.
Храм святителя Иоанна Златоуста в Бахмуте
Кто-то, возможно, объяснит обветшание храма естественными причинами — мол, такие священник и староста жалели средств на храм, стремясь только взять, а не дать, и потому не следили за зданием должным образом. Но в Писании мы читаем: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38; Лк. 13:35). Эти слова сказал Тот, Кто выгнал менял и ростовщиков из Храма Божия. По причине беззаконий народа такая же участь постигла и первый Иерусалимский Храм, о котором пророки предсказывали, что он станет местом запустения.
Впрочем, эта история заканчивается оптимистично: в 1795 году новый священник — протоиерей Петр Расевский — освятил на этом месте новый деревянный храм, построенный из 400 дубов, а жители вернулись на соляные промыслы. Покровская церковь стала вторым по значимости храмом Бахмута (наряду с Троицким собором). Настоятелем в ней стал сын священника Симеона Андрей Башинский (с. 5). При храме впоследствии даже была учреждена семинария.
Покровская церковь простояла до 1930-х годов, когда была разрушена большевиками. Сегодня о прежнем храме напоминает лишь сохранившаяся входная арка. Она признана архитектурным памятником города. На месте Покровской церкви возведён новый деревянный храм — во имя святителя Иоанна Златоуста.
Всехсвятский храм в Бахмуте
Как обошли запрет хоронить при церкви
Странный запрет государственных властей обсуждали в Бахмуте в 1778 году. Вместо погребения на святом месте теперь предписывалось хоронить умерших за чертой города, на выгоне, где раньше пасли скот. Никто не хотел ни себе, ни своим родным и близким такой участи — быть погребённым вдали от храма. В 1785 году член Бахмутского городового магистрата (управления) Иван Резников и купец Парфен Гаврилов «начали убеждать и склонять всех граждан бахмутских общими совокупными силами устроить на городском общественном кладбище деревянную церковь во имя Всех Святых» (с. 9). Построив храм на самом кладбище, жители Бахмута смогли обойти запрет хоронить умерших возле церквей.
От частых ударов молнии в храм иконостас пришёл в негодность
В 1791 году священник, диакон, псаломщик и прихожане бахмутского храма Рождества Богородицы прислали в духовное правление прошение о сооружении нового иконостаса. В нём говорилось, что прежний иконостас пришёл в негодность: его деревянные украшения откололись и краски осыпались «особливо от громовых прошлых 1788 и 1789 годов двух раз ударов» (с. 12). Изготовив новый иконостас, первый, повреждённый молниями… продали в строящийся храм, а вырученные средства употребили на украшение церкви Рождества Богородицы.
Впрочем, она простояла недолго. В 1798 году деревянная церковь настолько обветшала, что благочинный обратился к правящему архиерею епископу Гавриилу с письменной просьбой «в вышеписанной Рождество-Богородицкой церкви упразднить священнослужение, дабы падением народа не подавила». Началось строительство нового деревянного храма. Он был освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Сегодня в память об этой церкви, разрушенной большевиками, в Бахмуте построен Благовещенский храм на новом месте.
Макет Бахмутской крепости с храмами
Как жители Бахмута из татарского плена святыню спасли
1769 год — время последнего набега крымских татар на город-крепость Бахмут. Отряд крымского хана Калчи-Гирея осадил город, разорил близлежащие сёла и увел из них в плен 800 человек. Казаки, зимовавшие в крепости, нанесли поражение вражескому войску.
В захваченном татарском обозе командир казацкого отряда Ефим Дмитриевич Кутейников обнаружил список Казанской иконы Божией Матери греческого письма. Её лик был потемневшим от времени. Неизвестно, зачем татары возили старинную икону в обозе. Возможно, захватив православный образ в числе прочих трофеев в одном из монастырей, они подумали, что тоже могут надеяться на помощь православной святыни — как видим из исхода сражения, напрасно.
Кутейников поместил икону в Троицкий собор на почётное место слева от царских врат. За этот вклад он был награждён шпагой, эфес которой украшали драгоценные камни, и земельным участком в окрестностях Бахмута (А. Курочка «История села Покровского»).
Вскоре наступил мир с татарами, и жители Бахмута наконец зажили относительно спокойной жизнью.
Покровский храм с. Луганское
Про то, как чумак нашёл клад и построил храм
К бахмутским солеварням вёл широкий чумацкий путь. Соль покупали или обменивали на другие товары — всюду она была в большой цене. Однажды, возвращаясь домой, чумаки остановились на ночлег. Рядом расположились казаки. Познакомились, завели беседу. Среди чумаков был выходец из здешних мест, житель села Луганское Бахмутского уезда Иван Бурдун. Он рассказал собеседникам, ради чего пошёл чумаковать: была у него большая мечта заработать денег и построить новый храм в родном селе — прежний, Николаевский, совсем обветшал.
Один пожилой казак, самый старший из всех, спросил Бурдуна, откуда он. И предложил ему больше не чумаковать, после чего отозвал в сторонку и поведал, что в молодости был не казаком, а разбойником, и участвовал в грабежах обозов. Один клад с золотом он спрятал на родине Бурдуна — под плахой, на роднике. Денег хватит для того, чтобы построить храм.
По возвращении домой Бурдун выполнил совет старого казака: собрал людей, они пошли в местность Камплычку и очистили родник. Нашли и плаху. Ночью Иван взял троих родственников с ломами, они пришли к роднику. Мужчины подняли тяжеленную плаху, и Бурдун увидел горшок с золотом.
Богатства хватило, чтобы построить церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы — самую большую в Донецком крае. Она уступила первенство лишь построенным недавно Спасо-Преображенскому кафедральному собору Донецка, Георгиевскому собору в Макеевке и Богоявленскому кафедральному собору в Горловке. Но и сейчас Покровская церковь в Луганском остаётся самым большим дореволюционным храмом нашего края. Её высота вместе с крестом составляет 36 метров. До высоты 18 метров церковь выложена из сланца. Строительство её закончилось в 1898 году.
На церкви до сих пор сохранился первоначальный деревянный купол. Храм был построен народными мастерами-умельцами настолько искусно, что со дня своего основания и до 2000-х годов не нуждался ни в каком ремонте. Ремонтные работы в храме впервые были проведены лишь в 2006–2008 годах.
Эта удивительная история — не легенда. В храме до прихода советской власти хранился горшок, в котором нашли клад. Старожилы села его хорошо помнят. Основателю храма посвящена роспись с изображением всей семьи Бурдуна на стене церкви с левой стороны. После грандиозного строительства самого большого в крае храма в горшочке Ивана Бурдуна оставалось ещё достаточно денег. Он употребил их умело и из простого крестьянина стал богатым купцом.
Успенский храм в Святогоровке, сожжённый безбожниками в 1949 году
Из-за неурожая исчезла церковно-приходская школа
Урожай — дело серьёзное и сегодня, что говорить об экономике того времени? Фактически это была вторая «валюта» в селе, если не первая… Из-за того, что в огородах как-то раз ничего не уродилось, в селе Святогоровка нынешнего Добропольского района перестала существовать церковно-приходская школа. Впервые она появилась на Успенском приходе в 1882 году и содержалась за счёт крестьян, которые учили там своих детей и обеспечивали школу всем необходимым. В том числе часть их пожертвований шла на оплату труда учителя (Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел официальный.-№ 6, 1886, 164).
В документах 1884 года упоминается имя одного из первых учителей святогоровской школы. Им был Яков Феодосьев (Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел официальный.- № 24, 1884, 445). В 1885 году его на этом посту сменил Константин Домовский (Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел официальный. — № 21, 1885, 366). Учителем он пробыл только один год. Уже в 1886 году он уволился по собственному желанию (Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел официальный. — № 4, 1886, 50), скорее всего, из-за прекращения финансирования школы. Святогоровская церковно-приходская школа просуществовала недолго. Согласно «Отчёту о состоянии школ грамоты и церковно-приходских школ» 1886 года, школа в селе обозначена как недействующая. Закрытие её связано с неурожаем 1886 года. Из-за этого крестьяне не смогли содержать школу и вынуждены были её закрыть.
Вообще с урожаем в Святогоровке было очень плохо. В 1891 году школа снова была открыта, но проработала она лишь один учебный год — в очередной раз не уродились ни кабачки, ни тыквы, ни картофель. И всё же эта история заканчивается оптимистично. Всего школа в Святогоровке закрывалась три раза и открывалась целых четыре (Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный.-№ 5, 1893, 18), просуществовав затем до самой революции.
Земли Успенского прихода в Святогоровке. 1830 год
Битва за урожай
Иногда между духовенством даже возникали споры за урожай. На Успенском приходе в селе Святогоровка после смерти одного из священников — отца Иоанна Запорожского — в 1875 году его дети хотели собрать урожай, который остался от отца на церковной земле. Однако новопоставленный священник Александр Дмитриевский решил претендовать на эту землю и уже засеянное поле. Спор решили тем, что обратились к епархиальному начальству. Правящий архиерей установил правило, согласно которому началом сельскохозяйственного года считалось 1 сентября. До этого дня урожай на церковном участке должен принадлежать тем, кто его посеял, и только с 1 сентября земля переходила к новому пользователю (Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел официальный. -№ 16, 1875, 332).
Когда служба подошла к концу, её решили продлить, потому что прихожане только пришли
Через добропольское село Святогоровку проходил крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Самарской». Он двигался из Новомосковска в Бахмут.
Переход был очень тяжёлый, не в пример нынешним крестным ходам: во-первых, верующие должны были за день проходить расстояние в 21 версту (около 21 км), во-вторых, в тот день поднялся очень сильный ветер, который нёс по степи пыль. Несмотря на это, участники крестного хода прибыли в Святогоровку вовремя.
Возле храма их встречали. Для святыни уже была устроена высокая площадка, декорированная разноцветной тканью, на ней высилась арка, украшенная ветками хвойных деревьев.
Отец благочинный произнёс речь. За ним выступил местный хор под руководством псаломщика Иоанна Славгородского. Припев к акафисту вместе с хором пели все священники, выходило очень торжественно.
Началось всенощное бдение. Однако закончить службу сразу не получилось. Когда богослужение уже почти подошло к концу, к иконе стали подходить шахтёры, которые работали рядом с селом на рудниках Бродского: у них только закончился рабочий день. Было принято решение… продлить службу, чтобы дать возможность шахтёрам подольше помолиться у чудотворного образа (Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел официальный. — № 9, 1916, 148).
Приход в Святогоровке сегодня
Как священники с сектантами боролись
В 1890 году в селе Святогоровка нынешнего Добропольского района появилась группа «сектантов» из 10 человек. Сегодня в понятие «секта» вкладывается несколько иной смысл, но в официальных документах XIX — начала ХХ века «сектантскими» называли все религиозные организации, которые не принадлежали к Православной Церкви. К сожалению, документы не сообщают, к каким именно общинам принадлежали эти люди. Самыми распространенными «сектами» в Екатеринославской губернии во второй половине XIX века были баптисты, штундисты, шалопуты, раскольники-старообрядцы. Церковь пыталась бороться с распространением этих течений. «Сектантов» не принимали в потребительские общества, запрещали им пропаганду своей веры и создавали специальные миссионерские комитеты, через которые пытались с помощью проповедей и назидательных бесед вернуть их в православие (Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный.-№ 22,1890, 569 (доп. 8).
16 сентября 1890 года был создан Гришинский миссионерский комитет в составе председателя — священника Иоанна Домовского, — и членов: священников Феодора Котляревского, Михаила Степанова, Феодосия Желтоногова, крестьян Антона Палиенко, Константина Козлова, Якова Терхунова. Среди членов этого комитета священник села Святогоровка Феодосий Желтоногов присутствовал неслучайно: в его селе также были сектанты, с которыми нужно было как-то бороться.
История Гришинского миссионерского комитета была недолгой, по документам нам известно только два протокола выездов членов этого комитета для борьбы с сектантами. Несмотря на это, согласно документам второй половины 90-х годов XIX века, сектантов в Святогоровке уже не было (Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел официальный. — № 24, 1890, 482).
Почти все приходы, сведения о жизни которых приводятся в этом материале, существуют и сегодня. Они продолжают писать свою историю, в которую вливаются скорби и радости нашего народа, его горести и достижения. Главное, чему учит эта история — рядом с храмом Божиим всегда легче пережить нужду, быстрее уходят печали и светлее становится радость.
Если вам есть что рассказать о вашем приходе и его истории, присылайте материалы сюда: g.eparhia@gmail.com. Мы обязательно опубликуем.