Протоиерей Константин Лисняк
Богатство — не замок на воротах рая
В 20-е воскресенье после Пятидесятницы в храмах читают одно из самых известных евангельских мест — притчу о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31), которая с большой долей вероятности была даже не притчей, а реальным случаем. Нужно ли после того, как познакомился с её содержанием, продолжать просить у Бога земного благополучия — или безопаснее для спасения души прожить всю жизнь в крайней нищете? На вопрос, что на самом деле хотел донести до людей Христос, рассказывая эту историю, искал ответ протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа.
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Знает ли Бог людей с обложек Forbes?
Всем хорошо известна притча о богаче и Лазаре. Мне удивительно, что она не преподносится как притча. Обычно перед изложением евангельских притч мы читаем слова: «Рече Господь притчу сию…» — а здесь нет такого. В начале 16-й главы идёт поучительный блок, а потом без предисловий начинается история богача: «Некий человек был богат…» Я воспринимаю этот евангельский эпизод как реальный случай. Притча — это всегда аллегория, а здесь конкретика: жил человек в роскоши, одевался в порфиру, пировал, и был Лазарь — нищий, которому псы лизали раны. Далее следуют очень важные слова: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его» (Лк. 16:22). Внимательный читатель Евангелия обратит внимание на разницу между описаниями их смерти: в отличие от Лазаря, не упоминается, куда именно попал после смерти богач. Сказано очень просто: «и похоронили его». Обращает на себя внимание и то, что мы не знаем его имени. Это очень показательно.
Если через призму сегодняшней притчи посмотреть на современных бомжей — кто они? Те, кто отвратительно выглядит и пахнет, мешает жить другим людям? Редко кто занимается помощью этой части общества. А богатые неизменно привлекательны: они на экранах и обложках, они — пример и ориентир. Однако давайте задумаемся, как эти люди выглядят в глазах Божьих. Бог знает Лазаря по имени — человека, которого после смерти наверняка в какую-то канаву выбросили. Богатого же наверняка погребли пышно, с речами и пиршеством, но где он в итоге оказался?
Господь смотрит на нас и ищет праведников, чтобы помиловать мир. Видит одного на паперти, другого под мостом, третий на заводе трудится, четвёртый с детьми сидит— это самые простые люди. Я думаю, что праведники, за чьи молитвы Господь нас ещё терпит, вряд ли могут ехать на крутой машине или пить кофе на балконе дорогой виллы, читая при этом молитву Иисусову. «Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15).
Можно ли стремиться к обеспеченной жизни?
Казалось бы, тут всё понятно, но после прочтения притчи возникают вопросы. Например, мы просим у Бога благоденствия: изобилия плодов земных, мирного времени, всевозможного благополучия — чтобы у человека было всё необходимое для жизни. С другой стороны — в притче о богаче и Лазаре встречаем эпизод: когда несчастный богач оказался в аду, он просит Авраама о помощи, а тот отвечает: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16:25).
Возникает вопрос: как же так, мы просим Бога о благополучии, и нам его в упрёк могут поставить — это же парадокс! Эта притча отсылает нас к 25 главе Евангелия от Матфея. Богатство — не замок на воротах рая, точно так же, как и бедность — не гарантия, что человек спасётся. Отношение к богатству должно быть правильным. Нищета может быть святой, благочестивой и благородной, а может быть греховной, отвратительной и ужасной.
Среди богатых много святых — например, Авраам, к которому обращается богач из ада. Он был очень богатым человеком, имел много золота и серебра, стада скота, и тем не менее был в месте упокоения праведников. Мы знаем множество святых царей и состоятельных людей в истории как Ветхого, так и Нового Завета. Важно не сколько у человека богатства, а как он им распоряжается. Именно здесь мы встречаем важное предупреждение от Бога: надо уметь пользоваться богатством. Если имеешь излишек, это не потому, что ты такой умный — это Господь через тебя подаёт тому, кому не хватает.
Вспомним притчу о Страшном суде и отделении праведников от грешников: «Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25:37-39). Праведных людей отличает смирение, скромное мнение о себе и своей жизни. Именно это важно, а не размер материального состояния.
Некоторые люди пытаются сделать Бога должником: дескать, Ты же видишь, Господи, как я живу — плохо, страшно, в такой стране и такой обстановке. Прости, но Ты, пожалуй, должен уже мне — после того, что я пережил. Иные страшатся благополучия, потому что, по их мнению, его придётся на том свете отрабатывать. Всё это — признаки духовной незрелости человека, непонимания того, зачем Бог помещает нас в те или иные жизненные обстоятельства. Наименее зрелые просят чего-то у Бога, это мы встречаем чаще всего. Те, кто духовно постарше, благодарят — таких намного меньше. А славословие, хваление, Евхаристия, соединение человека с Богом — выбор совсем ограниченного числа людей по сравнению с основной массой.
Зачем помнить о смерти?
Кроме прочего, в этой притче Господь говорит об аде ещё до Своего крестного подвига. Тогда двери рая были закрыты даже для праведников, но в аду были разные места. Что такое пребывание в лоне Авраамовом? Это состояние утешительной надежды на будущее блаженство, ожидающее всех праведников. До пришествия Христова люди спасались ожиданием грядущего Мессии. Вера в Него даровала надежду, что после смерти они не будут находиться в месте мучений, но будут пребывать с Авраамом, ждущим Спасителя.
Притча призывает к памяти смертной, к переоценке ценностей, заботе о своей загробной участи. Если думать о смерти, придётся менять свою жизнь. Именно поэтому современный человек не хочет думать о ней, он привязан к своему домашнему, родному, личным проектикам, уютной жизни. Он становится полностью земным — но если жить только земными заботами, это будет абсолютно бессмысленно с точки зрения вечности. Евангельские притчи помогают нам оторвать свой взор от повседневности, взглянуть выше.
Священникам довольно часто приходится напутствовать людей перед смертью, на разных этапах близости к ней. Чем ближе, тем больше люди меняются. Бывают случаи, когда атеисты, ощутившие дыхание смерти, кардинально меняются. Человек, не желавший священника на порог пускать, друг сам просит об исповеди. И какие это исповеди!.. Не нужно бояться памяти смертной. Именно она помогает жить, меняет качество жизни и ставит нас на правильные духовные рельсы.
Записала Екатерина Щербакова