Строительство храма — забота священника или дело всей общины?
У многих людей, приходящих в православный храм, есть твёрдое убеждение, что Церковь обязана создать им максимально комфортные условия для пребывания в нём. Храм должен быть возведён в удобном месте, там должно быть тепло, светло, недорого, понятно, тихо — список можно продолжать очень долго. Сами эти люди, как правило, не имеют отношения к жизни прихода, не в курсе проблем, которые решают настоятель и община. Мы решили разобраться, кто ответственен за строительство и благоустройство храма — священник или верующие? Вопрос вызвал живой отклик у духовенства нашей епархии.
Наш храм строили всей общиной
Протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа, строит Преображенский храм в Соледаре:
Строительство храма диктуют обстоятельства. Есть православные люди, им надо собираться для молитвы и совершения богослужения. Значит, на ком лежит ответственность за строительство храма? — на них. Они смотрят, где можно строить или какое здание приспособить, собирают средства — надо и документы оформлять на строительство, и стройматериалы приобретать, и рабочим зарплату платить, это множество звеньев одной цепи.
Нам помогали два градообразующих предприятия и все прихожане. У нас есть строительная касса, куда вносятся пожертвования — причём не только прихожан, но и нецерковных людей, которые хотят проявить участие и помочь нам. На эти деньги мы и строим. У нас есть счёт, открытый на юридическое лицо — приходскую общину. То есть наш храм строит не какой-то добрый дядя-миллионер, который потом может сказать: «Это всё моё, кому хочу — тому и отдаю», — а церковная община. К слову, у нас есть не только строительная, но и больничная касса, что тоже очень хорошо работает: мы несколько раз жизнь спасали своим прихожанам, когда надо было срочно собрать сумму, неподъёмную для семьи больного.
Общее дело — это колоссальный объединяющий фактор для прихожан и замечательное духовное упражнение, формирующий полезные духовные навыки. Сплочённости способствует общая молитва. Мы читаем Псалтирь — прихожане приходят в храм и по очереди читают. Также каждый вечер в 21:00 мы молимся по соглашению о прекращении войны на Донбассе и о строительстве нашего храма. Знаю, что не все принимают такую практику, но мне она кажется хорошей: вместе выходить в «молитвенный эфир» могут только неравнодушные люди. В храме мы каждую литургию также молимся о строительстве храма.
Помощь спонсоров и неравнодушных людей даёт тот финансовый минимум, который позволяет двигаться вперёд. Да, строительство идёт долго — у нас закладка камня была в 2008 году, а строительство интенсивными темпами началось в 2009-м. Десять лет мы трудились, и вот 26 октября этого года, в день прославления Иверской иконы Божией Матери, в новом храме впервые была совершена литургия. Иконостаса пока ещё нет, на это предстоит изыскивать средства, зато есть престол, жертвенник, тёплый пол, паникадило и бра, центральное крыльцо, триста квадратов тротуарной плитки, проведены отделочные работы, оборудована новая котельная. Это всё очень большие деньги, для прихода неподъёмные, но когда люди видят, что средства идут не в чей-то карман, а на конкретные нужды, дело идёт намного бодрее. Я обращался за помощью к жителям города, на предприятия. Например, мы собирали деньги на колокола. Ещё до войны это стоило 85 тысяч гривен — сумма для нас фантастическая, и тем не менее, уже оборудована новая колокольня.
С людьми надо разговаривать, обязательно благодарить. У нас почему-то слабо развита эта добродетель. Мы всё Бога благодарим, и это правильно, потому что всё от Него, но и человеку доброе слово сказать тоже очень важно. Я отчитываюсь перед прихожанами о тратах и выполненных работах. В воскресенье, когда мы все вместе помолились и причастились, в конце службы я коротким блоком рассказываю, что сделано, сколько собрали, на что потратили. Людям интересно, они с большим вниманием слушают, проявляют участие. Бывает, что и со стороны приходят послушать.
Священник — фигура у нас незащищённая. Постоянно к нему какие-то претензии: если строит храм — значит, не так как надо, не строит — вообще преступление. А ведь священника для других целей рукополагают, его дело — совершать литургию, приобщать людей к Евхаристии, говорить о Христе. У нас же батюшка похож на бойца спецназа, заброшенного в тыл врага. Жизнь строится по принципу «сам читаю, сам пою, сам кадило подаю»: на нём и службы, и строительство храма, и огород, и семья, и трактор найти, и требы совершить. Мне кажется, что взваливать строительство храма только на священника так же неправильно, как и на богатого дядю. Священник — всего-навсего человек. Да, у него есть благодать священства, но и немощи есть, и силы не бесконечные.
Что касается нашего храма — очень жаль, что некоторые люди не дождались первой литургии в нём. Всегда хотелось, чтобы как можно быстрее наши прихожане порадовались возможности молиться здесь. К счастью, уже есть и первые желающие повенчаться у нас. Это большая радость.
Нужно переформатировать сознание
Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма Святых царственных мучеников с. Александро-Калиново:
Я считаю, что строительство храма — это дело каждого верующего человека, будь то священник, диакон или мирянин. Мы все — члены Церкви. Христиане собираются вокруг прихода, поэтому дело его строительства, содержания, хозяйственных нужд — забота каждого прихожанина. Это крайне важно сейчас, в эпоху потребления. Иногда доводится слышать: «А почему я должен помогать Церкви?» Такое отношение приводит к тому, что Церковь существует сама по себе, а верующий человек — сам по себе. Но мы все находимся внутри Церкви — этого мистического Тела Христова, мы его члены, и каждый из нас должен делать для неё что-то по своим силам.
Часто случается, что всё — начиная от уборки храма после литургии и заканчивая более глобальными задачами — возложено на священника и нескольких людей, которые пытаются ему помочь. Правильное отношение к храму нужно воспитывать, об этом надо говорить — тогда мы сможем реализовывать все поставленные перед нами задачи в сфере миссионерской работы, работы с молодёжью и так далее. Это будет возможно, когда будут живые приходы, состоящие из деятельных прихожан, которые понимают, что в воскресенье нужно остаться после литургии, обсудить и решить какие-то насущные вопросы. Одни уберут храм, другие позаботятся о его охране в ночное время, третьи продумают вопрос об отоплении, составят бюджет. Это дело всех членов общины.
Как только человек ощущает себя членом Церкви, он берёт на себя определённые обязанности по мере своих сил. Кто-то может пожертвовать материальные средства, на которые купят для храма уголь. У другого такой возможности нет, но он может нарубить дрова, чтобы протопить печку в храме перед богослужением. Кто-то напечатает расписание служб, кто-то проведёт работу с детьми — нужно просто подумать, что вы можете сделать для прихода.
Именно так я старался всё организовать с того момента, как приехал на приход. Мне очень повезло, что у нас собрались люди, с которыми можно было работать. Храма тогда ещё не было, но они сами организовались и сделали всё, чтобы его открыть. Активных людей было немного, но они были. В течение пятнадцати лет мы постоянно говорим о важности неравнодушия. У нас есть чёткое понимание, кто такой член приходского собрания, член приходского совета, кто имеет право голоса в храме. Сейчас ведь есть такая проблема, когда приходят неизвестные люди в храм и говорят: «Это моя церковь!» — пытаясь перевести его в другой патриархат.
Мы постоянно занимаемся просветительской деятельностью, объясняя людям, как и чем живёт приход. Пытаемся донести, что средства не поступают «откуда-то»: из епархии, митрополии, Брюсселя или Вашингтона, что приход — это наша забота. Вот уже двенадцать лет мы переформатируем сознание прихожан, объясняя это. Многие предпочитают поехать в город, поставить свечку и уехать, им не надо переживать за храм. Что ж, каждому своё.
У нас был такой случай, когда я ещё не жил в селе: кто-то принёс рассаду цветов и оставил у крыльца храма. Я сказал выбросить её. Возможно, это было резко, но порой такая шоковая терапия приносит результат. Тем, кто видел это, пришлось объяснить: хорошо, когда священник приходит в храм, где у икон стоят цветы. Однако оставленная рассада значит, что батюшка должен быть садовником: сажать, поливать, ухаживать. Человек, оставивший её, потом придёт и скажет: «О, это мои цветочки!» — так не годится. Надо принести не цветы, а своё желание помочь. Когда человек приходит и говорит: «Батюшка, благословите: я принёс цветы, посажу их у храма, буду поливать и ухаживать, а потом мы поставим их в вазу у аналоя!» — это правильный подход. Вот такие люди получают Царствие Небесное. А просто бросить рассаду у крыльца и считать это добрым делом — думаю, неправильно. Сейчас я вижу, что люди начинают понимать это, они стараются самоорганизоваться, украсить храм к празднику, и это очень радостно. Это касается не только цветов, конечно же, но и всех вопросов, связанных с жизнью храма.
Безусловно, священник тоже должен участвовать во всём, чем живёт приход. Если я или мои близкие приходим в храм, то так же, как и прихожане, покупаем свечи и просфоры за свои деньги. Если собираем средства на какие-то нужды, то я, как и все, вношу свою лепту. У нас так: если участвуют все — то священник не исключение.
Мне очень близка история Козельщанской иконы Божией Матери. Больную девочку хотели привезти к чудотворному образу, и мама сказала ей сделать украшение для него. Девочка сделала — и была исцелена. Я ещё помню бабушек, которые учили: «Деточка, тебе плохо, настроения нет? Возьми тряпочку и помой подсвечник — и посмотришь, как всё изменится! Заболел ребёнок? — останься после службы и помой полы или возьми домой постирать какую-то церковную вещь». Люди понимали, что труд на благо Церкви награждается Богом. Понимание этого, к сожалению, выжжено напалмом безбожия за годы советской власти, его приходится восстанавливать. Потому, когда люди трудятся на благо храма, собираются во внеслужебное время, общаются — это поистине прекрасно.
Не время сидеть сложа руки
Протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина в Дружковке:
Строительство храмов на постсоветском пространстве было большой проблемой, потому что во времена СССР власть уничтожала и закрывала их, сокращала число приходов. Когда спустя время эпоха советского атеизма завершилась, храмов катастрофически не хватало для полноценной духовной жизни, возникла необходимость в их строительстве. Возводили их с большим энтузиазмом, но занимались всем обычно священники. Как это происходило в нашем регионе? — священнослужители договаривались с руководителями предприятий или людьми, имевшими желание участвовать в строительстве, те оказывали посильную помощь.
В одиночку священнику построить храм очень тяжело, это огромная нагрузка. Нужно решать вопросы оформления земельного участка, документации, финансирования, контролировать закупку стройматериалов, их доставку, ведение строительных работ и так далее — не говоря уже о том, что у священника есть его непосредственные обязанности: ему надо служить, причащать, крестить, отпевать. А ведь ещё есть и своя семья, дом, хозяйство. В результате священники работали на износ во время строительства храма и расплачивались за это инфарктами и инсультами. Сейчас тенденция меняется, поскольку храмов у нас построили достаточное количество, вокруг них собрались общины. Теперь возникли другие проблемы — как содержать эти храмы, когда электричество и отопление дорожают, а здания изнашиваются и требуют ремонта?
Ремонт — вот проблема номер один в большинстве приходов. Как говорится, нет ничего вечного в мире, кроме ремонта. Пришло время перестраивать наши храмы. Теперь священники озадачены модернизацией храмовых зданий: надо проводить термосанацию — утеплять их, внедрять современные технологии в отоплении и электричестве — вплоть до установки солнечных панелей, тепловых насосов, более эффективных систем отопления. В таких сферах нужны специалисты, но и настоятель обязан в них разбираться, поскольку это вопрос выживания общины. С нынешними тарифами на газ и отопление концы с концами не сведёшь даже на городском приходе.
Священнику надо привлекать всех прихожан к решению проблем, имеющихся на приходе, и начать с того, что озвучить эти проблемы. Да, не всем по плечу решить вопрос с кровлей, но покрасить плинтусы, крыльцо или перила в состоянии даже ребёнок — было бы желание. Духовенство должно прививать идею: мы все несём ответственность за храм, в который ходим. Я думаю, что нам доведётся перед Богом ответить, как мы любили и содержали свои церкви. Конечно, не надо принуждать людей что-то делать, но привлекать их следует. Свои дома и квартиры все ремонтируют, а ведь храм — это тоже наш дом, причём даже не второй, а первый.
Конечно, людям сейчас очень сложно, особенно на Донбассе. Край разорили. Кто наши прихожане? — стареющие женщины, у которых почти не осталось здоровья, или родители, которые вынуждены растить детей в нынешних условиях. Прихожан у нас меньше, чем хотелось бы. Людям тяжело. Конечно, они приходят помочь — у нас, например, прихожанки летом красили забор, детскую площадку. В целом же мало кто имеет возможность помогать, но мы стараемся работать в этом направлении.
Сейчас не время сидеть сложа руки. Нередко бывает так: храм стоит, но в него никто не ходит. Площадь большая, а поддерживать некому. Невозможно содержать приход без посильного участия верующих. Лично я привык рассчитывать на свои силы. За годы священства много чему научился: изучил устройство систем автономного отопления, монтировал их, научился делать электропроводку, монтаж пластиковых труб, установку межкомнатных дверей и окон, не говоря уже об отделочных работах. Всё это мы с Божией помощью на приходе реализовывали, поскольку не было возможности нанимать специалистов. Как говорил наш правящий архиерей, если нет средств, священник может многое делать своими руками, и через время он увидит результат своих трудов. Это мудрый совет, я стараюсь его придерживаться.
Возводить храмы нужно, но сообща. Священник зачастую остаётся один на один со всеми проблемами, а это неправильно. Да, он должен во всём разбираться, его нужно этому учить ещё в семинарии. Однако и от прихожан многое зависит. Время ставит перед нами всё новые и новые вызовы, и уже сегодня надо на них отвечать. Работы много. Будущее Церкви в руках Божиих, но и нам надо трудиться.
Если верующие желают строить — им и Бог помогает
Протоиерей Анатолий Костенко, настоятель Успенского храма пос. Святогоровка; окормляет храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица» с. Веровка Добропольского района:
Убеждён: если храм строит спонсор, то общину потом не соберёшь. Я знаю такие примеры, когда храм огромный, но туда никто не ходит. Поэтому мы, когда решили строить храм в Веровке, пошли по другому пути. Организовали общину — двадцать человек. Договорились, что строим вместе. Начали с того, что собирали в Успенской церкви в Святогоровке на кирпичики для нового храма — многие знают, есть такая традиция. Конечно, у нас всё получилось благодаря Господу Богу и Божией Матери, но активность прихожан была очень важной: именно они ходили и просили о помощи в строительстве. Обращались к жителям села, на предприятия.
В мае прошлого года состоялось собрание, на котором выбрали двадцатку, а уже в августе начали строить. Храм у нас деревянный, поэтому возвели его быстро. Конечно, после этого ещё требовалось много вложений: надо было приобрести иконы, сделать внутренние работы. Но, несмотря на это, 25 июля 2019 года мы уже служили там на престольный праздник.
Наш храм небольшой, на 30-50 человек, но для села большой и не нужен. Закончилось то время, когда люди надеялись, что храм им построит какой-то дядя. Слава Богу, что оно было, но теперь всё иначе. Возможно, в городах такие храмы и заполняются, но не в сёлах. В нашем случае люди вложили в строительство своё сердце и труд: травку вырывали, деньги собирали — и теперь это их храм, самый лучший! Если верующие желают строить — им и Бог помогает.
Невозможно, чтобы священник сам строил храм. Он, конечно, важную роль играет, многое на нём, но дело нужно делать сообща. Тогда оно будет спориться: одни песка привезли, другой дал трактор, третий — кран, четвёртые договорились насчёт кирпича. Мы бы не смогли за всё заплатить, так что помощь неравнодушных людей была очень кстати. Я глубоко убеждён: труд приближает человека к Богу. Тот, кто вложил в строительство храма свой труд, оставил там и частицу своего сердца, ведь «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).
Беседовала Екатерина Щербакова