Протоиерей Олег Кручинин
Масленица: три причины отказаться от мяса за неделю до Великого поста
Последняя неделя перед Великим постом в православном календаре называется Сырной седмицей, а в народе — масляной неделей, или масленицей. С чем ассоциируется масленица? С блинами и массовыми гуляниями. А между тем, это время подготовки к посту, отказ от мяса и постепенное приближение к великопостному уставу богослужения.
Почему на Сырной седмице не едят мяса и почему в течение недели важно не только испечь блины, но ещё и духовно настроиться на прохождение святой Четыредесятницы, рассказал протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.
«Неделя» — это «воскресенье»
«Неделя мясопустная, о Страшном Суде», — эта запись в церковном календаре в воскресенье, предпоследнее перед Великим постом (в 2020 году это 23 февраля), может ввести в заблуждение тех, кто только начинает своё воцерковление. Если неделя названа мясопустной, то может показаться, что последующие семь дней мы будем «отпускать» мясо, то есть постепенно заканчивать его употребление до самого Великого поста.
Вместе с тем, слово «Неделя», написанное с большой буквы, означает не семь дней (седмицу по-церковнославянски), а воскресенье. Соответственно, именно в это воскресенье и происходит заговенье на мясо — то есть до конца дня мы ещё можем вкушать мясные продукты, а уже с понедельника его не едим. Рыбу и молочные продукты вкушать можно. Поэтому последующая седмица и называется Сыропустной, или масляной.
На этой неделе впервые прозвучит знаменитая великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». В среду и пятницу по Уставу не полагается совершать литургию — как в будние дни Великого поста. Прекращается и совершение Таинства Венчания: теперь сочетаться узами церковного брака можно будет лишь через неделю после Пасхи.
«Возсия нам весна постная»
Для чего Церковь накладывает ограничение на мясо ещё за неделю до начала Великого поста? Этому есть несколько объяснений.
Во-первых, тем самым мы постепенно готовимся к посту, настраиваемся на него не только духовно, но и телесно. Подобно тому, как автомобилю, несущемуся на большой скорости, невозможно остановиться мгновенно, а нужно пройти определённый тормозной путь, так и Сырная седмица должна постепенно угашать бурю наших страстей и эмоций.
«Светлая предпразднства воздержания, светлая предпутия поста днесь. Темже стецемся в надежде, братие, и усердии мнозем», — призывает нас Церковь к воздержанию и усердию в течение Сырной седмицы.
«Мяс и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим». Здесь видна истинная цель отказа от мяса и прочих яств: это вовсе не диета, а избегание вражды и злобы к ближним, удаление от блуда и лжи.
«Постимся и мы чистым сердцем, и очистим тело, и весь всяко дух Богу посвятим», — а это уже программа-максимум на прохождение всего поста. Нужно не только очистить сердце и тело, а и всего себя посвятить служению Богу.
В «Постной Триоди» так объясняется причина отказа от мяса в течение недели: «Может быть, она была задумана святыми отцами ради некоторого приготовления. Чтобы мы, сразу перейдя от мяса и обильной пищи к крайнему воздержанию, не унывали и, кроме того, не повредили телу, но медленно и понемногу отказываясь от жирной и сладкой пищи, как не привыкшие к узде кони, через отнятие пищи восприняли и удила поста».
Обещал император — исполняем мы
Вторая причина имеет исторические корни. Как сказано в синаксаре (собрании поучений) в субботу Сырной седмицы, зарождение традиции отказа от мяса за неделю до Великого поста произошло в VII веке.
Её установил византийский император Ираклий (610-641 годы), до него мясо в эти дни вкушали. Но шесть лет воюя с персами, которых возглавлял царь Хозрой I, Ираклий дал обет Богу: если одолеет персов, то учредит такую седмицу, среднюю между мясоедом и постом, — что и исполнил.
Нужно сказать, что персидский царь был сильным противником: именно он взял в плен Крест Христов, Иерусалимского патриарха Захарию и многих христиан. Но был свергнут с престола и убит сыном Сироем в 628 году.
В память о победе византийского императора Ираклия с древности поддерживалась начатая им традиция отказа от мяса за неделю до начала поста. Позже о военных победах забыли, и акцент был сделал в пользу подготовительно-разгрузочных дней.
Помни о Страшном суде!
Есть и третья причина. Синаксарь в неделю мясопустную, о Страшном суде, говорит нам следующее: «Пост же на мясо установили в эту неделю, думаю, сокращая пищу и исключая объедение ради страха судного дня, а также побуждая нас подавать милостыню ближним. С другой стороны, учредили здесь такой пост потому, что за невоздержание люди были изгнаны из Эдема и подверглись осуждению и проклятию, и еще потому, что в следующую неделю и мы во Адаме, по образу эдемскому, будем изгнаны, пока Христос, придя, не введет нас снова в рай».
Здесь речь идёт о двух воскресных днях, которые предваряют начало Великого поста: о Страшном суде и воспоминание Адамова изгнания. Воздержание от мяса должно побуждать нас к мыслям о райском саде, куда каждый из нас должен стремиться. Адам и Ева за своё невоздержание были изгнаны из рая, а мы через пост и усмирение плоти можем обрести его блаженство.
Таким образом, казалось бы, простой отказ от вкушения мяса имеет не только диетический, но и богословский смысл. Последний день масляной седмицы не зря называется Прощёным воскресеньем. Воздержание от греха, прощение обид, щедрость и любовь к ближнему, искреннее покаяние и желание жить по воле Божией — это те человеческие качества, на которые Церковь обращает особое внимание.
Помоги, Господи, и нам не забыть, что после «широкого четверга», «тёщиных вечорок», «золовкиных посиделок» и других масленичных гуляний наступит Великий пост. На масленицу, как и в любой праздник, главное — не перепутать акценты. Чтобы не получилось, как в известной поговорке: «Выпили пиво на масленице, а с похмелья ломало после Радоницы».