Протоиерей Николай Марковский
Правда и мифы о таинстве Крещения
Обязательно ли крестить младенцев? Что будет, если неправильно выбрать крёстных? Что дарить крестнику и в каком храме лучше всего крестить малыша? На что влияет имя, данное в Крещении? Можно ли маме присутствовать на таинстве? О традициях и суевериях, связанных с Крещением, рассказывает настоятель Покровского храма в Зайцево протоиерей Николай Марковский.
Что такое Крещение?
Крещение — это таинство. Как мы знаем, в Православной Церкви их семь: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Исповедь, Елеосвящение, Священство и таинство Брака. Таинство Крещения установил Сам Господь Иисус Христос. «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). И вторая цитата из Евангелия: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).
Что означает таинство Крещения? Это духовное рождение человека. Есть рождение физическое, и есть духовное. Когда рождается ребёнок, он подвержен первородному греху, который идёт от Адама и Евы. После крещения ребёнок становится членом Православной Церкви и может наследовать Царство Божие.
Обязательно ли крестить младенцев?
Часто ко мне приходят люди и задают очень сложный вопрос. Они спрашивают, не правильно ли будет подождать, чтобы ребёнок вырос и крестился сам. Какой смысл крестить неразумного маленького младенца, когда это не его выбор, а выбор его родителей? На этой теме любят спекулировать.
Ответов на этот вопрос два. Есть очевидный и неочевидный ответ. Начнём с очевидного. Наша жизнь полна неожиданностей. В этом мире есть землетрясения, автокатастрофы, болезни… Представим себе ситуацию: родители решили, что ребёнок сам крестится, если захочет, и происходит нечто страшное, ребёнок гибнет… Он не член Церкви. Он не может наследовать Царствие Божие. Вернёмся к словам Христа: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Получается, родители своими действиями не дали ребёнку войти в Царство Божие.
Теперь к неочевидному ответу. Христианство никогда не учит ничему плохому. Оно учит доброте, любви, учит жить по заповедям Божиим. Представим себе, что родители покупают какие-то вкусные фрукты и говорят: «Мы сами их съедим, а ребёнок вырастет и сам решит, будет он есть фрукты или нет». И сознательно не дают ему этих фруктов, которые могли бы придать ребёнку здоровья, укрепить иммунитет.
Если ребёнок не крещён, он не может причащаться. Родители сознательно лишают его причастия. Кроме здоровья физического есть здоровье духовное. Оно зависит, прежде всего, от причастия Тела и Крови Христовых. Если родители не дают ребёнку это сделать, говорят о том, что он потом сам решит, возникает вопрос, зачем они тогда кормят его полезными продуктами? Он вырастет и решит сам, есть ему это или не есть. Зачем они учат его арифметике, чтению и письму, отдают в школу, где изучают разные предметы? Вырастет и сам решит, надо ему это или не надо. Но родители хотят, чтобы их ребёнок вырос здоровым, умным, полезным обществу. Чтобы он был членом Церкви, его тоже надо этому научить. А научить можно только крещёного человека.
Детская литургия в Богоявленском соборе Горловки
Если родители с детства не учат своё чадо ничему и говорят о том, что он сам потом сделает выбор, он никогда не сделает этого выбора. Как он может выбрать то, чего он не знает? Церковь говорит: принесите ребёнка, сделайте его наследником Царства Божия. Самый плохой сценарий — он вырастет и не захочет быть членом Церкви. Никто его не удержит. Но лишать своего ребёнка сознательно причащения Святых Христовых Таин, отказывать ему в наследовании Царства Божия — это очень неправильно. Вот почему мы крестим младенцев — чтобы не лишать их даров, которые даёт Сам Иисус Христос.
Если человек не крестился, то как бы он праведно ни жил, он не может быть наследником Царства Божия. По сути, это своеобразный пропуск в Царство Небесное. Как человек воспользуется этим пропуском в дальнейшей своей жизни — другой вопрос. Но для наследования Царства Божия, духовного рождения установлено таинство Крещения.
Важно понимать, что Крещение не спасает человека от неприятностей, болезней, не гарантирует успех в бизнесе, учёбе, семейной жизни. Оно не спасает от смерти. Здоровье, бизнес, успех — категории нашей временной жизни. Но у каждого из нас помимо земной есть и небесная Родина. Крещение даёт пропуск туда.
На что влияет имя, данное в Крещении?
Церковная традиция — давать ребёнку имя святого, память которого близка к дате его рождения или Крещения, в пределах двух недель вперёд и назад. Это делают для того, чтобы человек вместе со своим днём рождения праздновал и память своего святого покровителя.
В Церкви есть особенно почитаемые святые: равноапостольный князь Владимир, святитель Николай Чудотворец, равноапостольная княгиня Ольга, благоверный князь Александр Невский. Многие родители хотят, чтобы дети носили их имена. Я особо почитаю святую великомученицу Варвару, и моя дочь носит её имя. Это хорошая традиция.
Думать, что какой-то святой «более сильный», а какой-то «более слабый», — ошибка. Кто и чем меряет силу святого угодника? Как и мнение о «сильных» и «слабых» молитвах, это заблуждение. Говорить, что ребёнок с именем Александр будет сильнее, здоровее, успешнее, чем ребёнок с именем Антон, — ошибка.
Имя также не управляет жизнью ребёнка. У Господа свой план о жизни каждого человека. Имя не может повлиять на Божий замысел о человеке. Крещение — таинство, во время которого Дух Божий невидимо сходит и освящает жизнь человека. В оккультизме знать имя значит обладать властью над человеком. Язычники имя пытались скрыть. Но в христианстве такого нет: ребёнок крещён, он находится под защитой Церкви, и никто не может причинить ему вред. Говорить, что имя может мистическим образом влиять на жизнь ребёнка, неправильно. На его жизнь влияет воля Божия. Есть также такие факторы, как здоровье и наследственность.
Родители выбирают для ребёнка имя, которое им близко. Это может быть имя родственника, какого-то благочестивого человека или святого угодника Божия. Мы сами наполняем его смыслом. Имя Варвара значит «странница», имя Николай — «победитель народов», Владимир — «владеющий миром». Но люди, которые их носят, наполняют их новым смыслом через свою жизнь.
Приведу пример из своей жизни. Нам с супругой очень близко имя Марк. Когда у нас родился младший сын, мы дали ему это имя в честь святого апостола и евангелиста Марка. Один из родственников пришёл и сказал: «А вот есть такой киево-печерский угодник Марк Гробокопатель». Я говорю: «И что?» — «Но он копал могилы!» — «И что?» — «Зачем вы дали ребёнку такое имя? Назвали бы лучше именем князя какого-то». У людей укрепилось суеверие, что если угодник Божий занимался по нашим меркам не очень почётным делом, то в честь него лучше не называть ребёнка. Такие суеверия надо развенчивать.
Нет никаких запретов и о крещении одновременно нескольких людей с одинаковыми именами. Мы можем вспомнить Крещение Руси, когда очень много людей вошли в воду и приняли Крещение. Понятно, что имена некоторой части из них совпадали. Раньше на Руси все семьи были многодетными, детей называли по святцам, и потому некоторые братья или сёстры могли носить одинаковые имена, например, Иван старший и Иван меньший. Никаких канонических запретов для этого нет.
В 2020 году Русская Православная Церковь приняла постановление, согласно которому мы можем крестить с национальными именами. У каждого народа есть свои традиции. Во времена святых апостолов христиане принимали Святое Крещение, сохраняя имена, данные им в язычестве. Апостолы не говорили: «Крестим только с еврейскими именами». Священник во время огласительных бесед с родителями рассказывает им о том, что есть возможность выбрать для ребёнка небесного покровителя, но родители решают это сами. К примеру, девочку, которую зовут Анжелика, можно окрестить с созвучным именем, которое есть в святцах, — Ангелина.
Как выбрать храм?
Часто люди выбирают для крещения своего ребёнка какой-то особый монастырь или храм, в котором побольше святынь. Я противник такого «духовного туризма». Нужно понимать, что в каждом храме на престоле находится дарохранительница, в которой хранятся Святые Дары. Это наивысшая святыня. Поэтому сравнивать «уровень благодати» собора, сельского храма, монастыря — абсолютно некорректно.
Если родители подходят к вопросу крещения ребёнка с точки зрения красоты действа — красивые фотографии, красивые храм, священник, хор, то возникает вопрос: действительно ли им нужно таинство? Может, вам нужны просто красивые фотографии?
Я советую крестить ребёнка в том храме, в который вы ходите. Что толку, если вы окрестили дитя в красивом соборе, а сами в храм ни ногой? Если ребёнок не приучается к молитве, богослужению, но зато у вас в альбоме хранятся красивые фотографии?
Не стоит выбирать храм и по сумме предлагаемого денежного пожертвования. Мне очень обидно читать в социальных сетях, группах о том, что в Церкви такие высокие цены, что кто-то хотел окрестить ребёнка, но узнал стоимость и не окрестил. Мне всегда хочется спросить у этих людей: а вы разговаривали со своим священником? Вы его просили? Говорить о том, что крещение — это дорого, могут только люди, которые редко бывают в храме и не знают правил прихода.
Я служу в Зайцево, на линии фронта. У нас в посёлке есть многодетные семьи. В прошлом году я прошёл по домам и предложил бесплатно окрестить детей. Мы крестили семерых, для Зайцево это очень много.
Если нужно окрестить ребёнка, но у вас стеснённое материальное положение, в Горловской епархии вы можете прийти абсолютно в любой храм, начиная с Богоявленского собора и заканчивая сельскими приходами, подойти к священнику, и вашего ребёнка окрестят бесплатно.
Для чего нужны крёстные?
Крёстных мы также называем восприемниками: после того, как священник трижды погружает ребёнка в купель, крёстный принимает его из рук священника. Крёстные — это духовные родители. Их главная задача — объяснить крещаемому основы православной веры. Они наставники на протяжении всей жизни человека. Крёстный — это не кум, не брат, не сосед, не друг. Это человек, который заботится о духовном воспитании своего крестника.
Взрослому человеку можно принимать крещение без крёстных. Взрослые готовятся к таинству продолжительное время, учат Символ веры, заповеди. Но если у взрослого есть друг или наставник, который может стать крёстным и помочь пройти по духовному пути — почему нет? Для ребёнка положен один крёстный. Для девочки берут крёстную мать, а для мальчика — крёстного отца. Обычай брать двоих крёстных возник сравнительно недавно. Поэтому если вдруг вы для девочки не нашли крёстного отца, ничего страшного: вы можете крестить только с крёстной мамой. Мальчику, соответственно, нужен только крёстный отец.
Сегодня зачастую берут в крёстные людей, абсолютно далёких от Церкви. Чему такой человек может научить ребёнка? Максимум, что он может, — это прийти в гости и подарить игрушку, посидеть с родителями за столом. Большое заблуждение считать, что это все обязанности крёстного.
Быть крёстным — огромнейшая ответственность и перед ребёнком, и перед родителями, и перед Богом. На Страшном Суде Господь спросит с него: «Что ты дал своему ребёнку? Научил ли ты его ходить в храм, причащаться, творить добро?» Страшно будет ответить: «Я его ничему не научил, потому что и сам ничего не знаю». Когда ребёнок вырастает, он спрашивает: «А кто это стоит на фотографии рядом с купелью?» И родители пытаются что-то объяснить. Но кого они обманывают — своего ребёнка?
К выбору крёстных нужно подходить ответственно и выбирать не друга, свата, брата, а тех людей, которые чему-то могут научить вашего ребёнка, которые будут приводить его в храм, разговаривать с ним о вере, находиться рядом. Мне как священнику очень приятно смотреть, когда именно крёстные подводят детей ко причастию. И очень больно, общаясь с прихожанами и спрашивая, кто их крестил, слышать в ответ: «Я не знаю, родители кого-то попросили».
Неправильно выбирая восприемника, мы вредим и самому крёстному, который будет давать ответ перед Богом, и своему ребёнку, который растёт, не зная своего крёстного отца или матери. Это духовные родители. Если родители не хотят, чтобы ребёнок общался со своими крёстными, они делают очень большую ошибку.
Кто может быть крёстным?
Есть предубеждение, что нельзя быть крёстными родителями семейной паре. Но канонических запретов для этого нет. Это больше традиция. Я очень долго искал ответ на вопрос, откуда она взялась, и не нашёл. Того, кто говорит, что нельзя брать семейную пару в крёстные, нужно попросить показать конкретные церковные правила, которые это запрещают. Наоборот, в ранней Церкви это разрешалось. Поэтому смело можете брать семейную пару или родственников себе в крёстные. Это, наоборот, очень хорошо: семейные узы помогут в заботе о ребёнке.
По поводу монахов — то же самое. Крёстный — это духовный родитель. Если этот человек живёт в монастыре, если ему есть что рассказать ребёнку о Боге и своём духовном опыте общения с Ним, почему он не может стать крёстным? Но часто у монахов много послушаний и они не могут в полной мере уделять внимание воспитанию ребёнка. Поэтому есть традиция не брать в крёстные монахов, но это допускается.
По поводу беременных женщин — я тоже сомневаюсь, что есть какие-то канонические запреты. Вспомним Евангелие: Дева Мария, нося во чреве Иисуса, пришла к Своей беременной родственнице Елисавете, и ребёнок Елисаветы — будущий Иоанн Креститель — взыграл радостью. Дети чувствуют связь друг с другом. Если такой момент упоминается в Евангелии, почему мы будем запрещать беременным женщинам быть крёстными мамами? В таинстве Крещения не может принимать участие женщина, у которой наступили критические дни или период очищения после родов. Будущая крёстная должна сказать об этом, и крещение перенесут.
Может ли быть крёстной женщина, сделавшая аборт, разведённая, вообще человек, совершивший ещё какой-либо грех? Пути Господни неисповедимы. Человек мог совершить страшную ошибку, но он обратился к Богу, пришёл в храм, раскаялся. Он молится и совершает много добрых дел. Неужели можно говорить, что на этом человеке нужно поставить крест? Кто мы такие, чтобы судить кого-то? В Евангелии — руководстве ко всей нашей жизни — Христос сказал о блуднице: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8:7).
Если раскаявшийся грешник захотел проявить заботу о ребёнке, привести его в храм Божий, я такие вещи только приветствую. Среди нас нет святых. Вопрос не в грехах, которые ты совершил, а в покаянии, которое ты принёс. Каждый человек достоин прощения. То же касается и родителей, у которых умер ребёнок. Все эти запреты — не более чем суеверие. Судить может только Господь Бог.
Крёстные должны вместе с ребёнком идти по его жизни. Какой возраст здесь приемлем? Есть мальчик, который поёт в церковном хоре в десять или пятнадцать лет, и шестидесятилетний старик, который приходит в храм один раз в год на Пасху. Здесь критерий — не возраст, а то, сможет ли крёстный чему-то научить вашего ребёнка.
Что делать, если вам предложили быть крёстным, а вы не хотите? Не будет ли грехом отказаться? Я отказываюсь всегда. Боюсь ответственности. Я священник и не смогу уделить должное внимание крестнику: потому что своих детей трое, потому что есть храм, прихожане. Если вы осознаёте всю полноту этой ответственности и понимаете, что не сможете понести такую ношу, не грех отказаться. Грехом будет стать крёстным, взять на себя ответственность, но в дальнейшем не участвовать в жизни ребёнка.
В некоторых регионах есть традиция брать четверо крёстных одному ребёнку. Я не против, если их будет и шесть или восемь… Церковные правила не знают запрета на это. Но в этом случае на всех них лежит одинаковая ответственность за его воспитание. Это духовные родители ребёнка.
Дорогие читатели этой статьи! Пожалуйста, с большим вниманием выбирайте крёстных! Критерий здесь один — духовность. Не власть, не деньги, не положение в обществе, а то, чему этот человек сможет научить вашего ребёнка.
Крещальные традиции
У разных народов и семей есть разные традиции. Кто дарит крестик, кто икону, кто стелет кожух перед входом в дом… Эти вещи лучше обсудить с крёстными заранее, чтобы не поставить их в тупик во время таинства. Если родители выбирают именно духовного наставника для своего ребёнка, я не думаю, что их очень будет волновать вопрос, кто из крёстных что подарил, был ли крестик золотым или простым. Самое главное — выбрать для своего ребёнка хорошего духовного родителя.
Каким должен быть нательный крестик для таинства? Каждый выбирает его по своим возможностям. Неважно, из чего сделан крест — из дерева, металла, кости, серебра или золота. Говорить, что дорогой, или, наоборот, дешёвый крест носить грешно — неправильно. Крест — это не украшение, не талисман, не оберег, а символ нашего спасения.
Для таинства Крещения мы надеваем на ребёнка всё новое как символ обновлённой жизни. Поэтому крест должен быть новым. Но если в семье хранится старинный крест — реликвия, и родители хотят, чтобы он стал крещальным для их ребёнка, это не запрещается.
Крещальная одежда, крыжма — покрывало, которое накидывается на ребёнка, — обычно сохраняется как память о таинстве. На ней может остаться часть мира, которым помазывается ребёнок, поэтому нельзя её стирать. Впрочем, никакой мистической составляющей у крещальной одежды нет. Вопреки народным поверьям, её не кладут в гроб, когда человек умирает, и не передают по наследству. Также не следует относиться по-особому к одежде восприемников, на которую случайно попали капли святой воды. Таинство совершалось только над ребёнком, а не над ними.
Народная традиция — надевать девочке чепчик, а мальчику нет. Это вовсе не обязательно. Для таинства Крещения нужна только рубашечка.
Старинная традиция — дарить ребёнку мерную икону: образ его святого покровителя, выполненный в рост младенца. Это было, да и остаётся очень дорогим удовольствием, которое могут себе позволить только очень обеспеченные семьи. Мерная икона никогда не была оберегом, как и любая другая святыня Православной Церкви. Это просто изображение святого, которому молится ребёнок.
Какой день выбрать для таинства?
Рекомендаций, когда следует совершать крещение ребёнка, нет. Есть общепринятые традиции. Стараются окрестить ребёнка как можно раньше: на восьмой-девятый день — время, когда ребёнок уже немного окреп, или на сороковой день — для того чтобы мать могла быть рядом с ним во время таинства. Дело в том, что до сорока дней после рождения ребёнка женщина очищается. В это время она может молиться только в притворе храма. На сороковой день священник даёт ей «молитву матери». Это благословение для неё и ребёнка. Запрет матери присутствовать на крещении — не более, чем суеверие. До сорокового дня мама может находиться в храме — только в его притворе.
Нет также «удачных» и «неудачных» дней для таинства. Давайте посмотрим на это глазами Бога: неужели Ему важно, в какой именно день ребёнка принесли в храм? Ему важно, что в этот день ребёнок духовно родился, очистился от первородного греха. Ведь когда младенец рождается из утробы матери, он не спрашивает, в какой день лучше всего это сделать. Он рождается тогда, когда ему положено природой.
Запрет переносить дату крещения — тоже суеверие. В жизни бывают разные ситуации: крёстные не смогли приехать, машина сломалась… Ничего страшного в том, чтобы перенести дату крещения, нет. Никаких грядущих несчастий это не сулит.
Нужно ли отказываться от крещения, если перед ним в храме шло отпевание, выносили гроб с покойником? Нет. На будущую жизнь ребёнка это тоже никак не влияет. Во всех храмах происходят не только крещения, венчания, но и отпевания. Тем не менее, если приезжают радостные родители, крёстные, а тут выносят покойника, это может просто испортить настроение, причём не только тем, кто приехал крестить, но и родственникам покойного: ведь им тоже больно видеть радость во время своей скорби. Священник всегда старается, чтобы крещение или венчание не шло сразу за погребением, и наоборот. Если всё же вы опасаетесь, что будет такая накладка, нужно просто поговорить со священником об этом.
Можно ли крестить нескольких детей одновременно, в одной купели? Некоторые боятся совершать таинство в один день даже для двойняшек или тройняшек, суеверно считая, что первородный грех или что-то ещё перейдёт от одного младенца к другому. Это, конечно же, неправда. Святая вода в купели смывает грехи, но не отдаёт их никому обратно, не снабжает грехами. Многие сегодня крестятся в реке Иордан, но никто не говорит, что он подцепил там какой-нибудь грех. Святая вода смывает всё.
Приметы
Ребёнок плачет или описался во время таинства — плохая примета, спит — хорошая, или, наоборот, плачет — хорошая… Опоздал крёстный или гость, уронили крестик или полотенце, упала на пол свеча, священник сделал обмолвку во время таинства — во всём видят знаки приближающихся несчастий… Природа человека такова, что он буквально отовсюду ждёт неприятностей и боится их. Если мы посмотрим на историю, то увидим, что люди всё время ждут конца света, боятся комет и затмений, високосных лет… Они выдумывают самые разные приметы и верят в них.
Давайте посмотрим на таинство Крещения со стороны ребёнка. Его отняли от матери, принесли в незнакомое место. Чужие люди что-то с ним делают, громко читают и поют… Ребёнок попадает в абсолютно чужую для него среду, которой он боится. Нормальная реакция — плач. Странно, если он не заплакал… Есть дети с очень уравновешенной психикой. Они хорошо поели и спят во время таинства. Пусть спят на здоровье. Это всё ни на что не влияет и ничего не предсказывает.
То же касается опоздавших гостей и крёстных, упавшего крестика или свечи… Просто люди волнуются и делают ошибки. Не надо абсолютно стандартным ситуациям придавать какой-то скрытый смысл. Его здесь нет. Ни в перелитой воде в купели, ни в обмолвке священника нет тайных знаков.
Во время Крещения совершается обряд пострижения волос — символ новой жизни. Кто-то закатывает их в воск и бросает в крещальную купель, гадают на волосах: потонули, не потонули… Никакого смысла в этом я не вижу. Это ничего не предсказывает. Когда крёстные спрашивают меня, что делать с этим пучком волос, я советую просто сжечь. Хранить их тоже не имеет смысла.
Некоторые предаются совсем нелепым суевериям — держат во время таинства за пазухой ложечку, чтобы ребёнок хорошо кушал, или передают младенца через ограду храма. Единственное, что нужно делать во время таинства — это молиться. А передавать младенца через забор чревато травмами для него.
Бытует суеверное мнение, что нельзя подавать милостыню в этот день. Я стараюсь подавать её всегда, но не профессиональным попрошайкам, которые толпятся возле храмов. Если в день крещения ребёнка вы хотите совершить действительно доброе дело, не отказывайте нищему.
Как проводить этот день?
В день таинства родителям нужно быть духовно собранными. Недопустимо выпивать перед крещением и после него. Во время совершения таинства Дух Святой невидимо сходит на ребёнка. Не нужно суетиться в храме, переходить с места на место. Приглашайте на крещение малыша только самых близких — тех, с кем вы действительно хотите разделить духовную радость. Таинство лучше всего планировать на день, когда все свободны от работы и домашних дел. Прямого запрета на работу в этот день нет, но лучше его посвятить Богу. Самое главное — не забыть поблагодарить Господа.
В этот день, как правило, праздничная суета, угощение, гости. Но от родителей требуется благоговение и понимание, что с ребёнком происходит нечто важное — самое важное в его жизни. Он становится членом Церкви.
Подготовила Мария Цырлина