Протоиерей Владислав Шестаков
Зачем человеку нести крест?
Господь сразу нас предупреждает, что тот, кто захочет следовать за Ним, должен будет понести свой крест. Об этом вновь напоминает евангельское чтение Недели Крестопоклонной (Мк. 8:34 — 9:1). Но почему условие именно таково? Объясняет настоятель храма Озерянской иконы Богородицы протоиерей Владислав Шестаков.
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
В третье воскресенье Великого поста на середину храма для поклонения выносится Крест. Позади уже половина пути поста. Для многих это возможность оглянуться назад, оценить результат уже проделанного труда. Но впереди ещё половина поста, а уже чувствуется усталость, появляются сомнения в своих силах. И вот, чтобы укрепить и подбодрить нас, Церковь полагает перед нами знамя нашего спасения. Полагает для того, чтобы мы вспомнили, какой путь ради нас прошёл Спаситель.
Мы трудимся ради своего личного спасения и, конечно же, помощи будем просить у Него. Мы идём по уже проторенной дорожке за своим Спасителем. Но за Ним может идти только тот, кто принял твёрдое решение. Об этом и сегодняшнее евангельское чтение.
Всем, кто хочет за Христом следовать, Он ставит необходимое условие: отвергнуться себя и взять свой крест. Христос не поступает как торговые агенты. Это у них — сначала красивая реклама, а затем вы получаете товар в том виде, в каком он есть на самом деле. Христос действует иначе. Он сразу нас предупреждает, что идти за Ним тяжело, это будет связано с неудобствами и тяготами. Тот, кто хочет поступать по духу заповедей, должен будет идти против моды и духа времени.
С другой стороны, призыв Христа может показаться призывом к рабству или к ущемлению своей воли. Отчасти так и есть. Бог, когда сотворил человека, подарил ему свободу и возможность выбирать, но эту свободу человек использовал себе во зло. Он прикоснулся ко злу и стал зависим от греха. У него появились греховные навыки и привычки. Одна проблема порождала другую, снежный ком только увеличивался, отбирая у человека свободу. А тот, у кого нет свободы, и есть раб. Так свободный человек стал рабом греха.
Разорвать этот порочный круг человек оказался не в силах. По сути, Христос для этого и пришёл в мир. И если Крест представлять как некое иго, в положительном смысле, конечно, то его несение — добровольный акт свободной человеческой воли. Такая необходимость рождается от осознания своей несостоятельности. Спаситель Свой подвиг ради нас уже совершил, Он сделал нас снова свободными. Но мы, к сожалению, всё так же стремимся подчинить свою свободную волю греху. Очень редко нам удаётся ценить свою свободу. Следовать за Христом — это выбор разумный и свободный. Тот, кто научился Богу доверять, без труда согласится, что подчинить свою человеческую волю воле Божией — это и есть залог нашей настоящей свободы.