28 мая 2020 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Вознесенском храме Горловки
В праздник Вознесения Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в освящённом в честь этого праздника храме посёлка Байрак города Горловка, которой в этом году исполнилось 196 лет. Владыке сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа города протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, настоятель храма Спаса Нерукотворного образа Горловки архимандрит Тихон (Кондрашов) и настоятель Вознесенского храма протоиерей Геннадий Жирнов.
Богослужебные песнопения исполнял юношеский хор Богоявленского кафедрального собора Горловки под управлением регента Ольги Ильчук.
За Божественной литургией была вознесена сугубая молитва «во время губительного поветрия и смертоносныя язвы», а также молитва о врачах.
По запричастном стихе архимандрит Тихон (Кондрашов) обратился с проповедью к прихожанам. Он рассказал о том, как вознестись на Небо:
«Те, кто носит в себе Небо, вознесутся на Небо и наследуют его. А те, кто носит в себе ад, и наследуют ад. Вот почему так трудно жить жестокому, злому, не прощающему человеку — он носит в себе ад и не может вознести ни взор свой, ни сердце, ни мысли к Небу».
По окончании литургии митрополит Митрофан возглавил крестный ход, который прошёл при участии духовенства города. После него было провозглашено многолетие всем ныне здравствующим членам Церкви.
Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором поздравил настоятеля храма протоиерея Геннадия Жирнова и общину с двунадесятым праздником и престольным днём, а также напомнил, что в Небесном Отечестве нельзя враждовать и иметь ненависть к другим людям:
«У каждого из нас есть ещё и Небесное Отечество, дом Отца Небесного. И в это Небесное Отечество Господь нас с вами зовёт. Он не предлагает нам совершать какие-то великие подвиги выше человеческих сил для того, чтобы стать гражданами этого Отечества. Он просто хочет, чтобы мы пришли туда способными в этом новом Отечестве жить, потому что там нельзя жить со злобой, завистью, ненавистью, лукавством, лицемерием и враждой. Всё это нужно изжить из себя. Всё это должно стать нам чуждым и ненужным».
Всех пришедших в этот праздничный день на богослужение ожидала трапеза, заботливо приготовленная работниками и прихожанами храма.
Фото Кирилла Щевелева
Первый храм в посёлке Государев Байрак был построен в 1792 году. Вскоре деревянную церковь заменили на каменную. Храм из местного камня с толщиной стен 2,5 метра строился тридцать лет. В 1824 году в нём начались богослужения. По воспоминанию старожилов, звон огромного колокола церкви был слышен в соседних посёлках.
В 1936 году Вознесенский храм закрыли. Перед закрытием церкви в посёлке появился монах — Христа ради юродивый инок Святогорского монастыря Иоанн Босый (Пахомов). Он служил чтецом при храме и предсказывал наступление тяжёлых времён для верующих.
Во время закрытия церкви её священника Николая Горового и диакона арестовали. О дальнейшей их судьбе имеются противоречивые сведения. Христа ради юродивого монаха Иоанна Босого забрали немного ранее. Он был расстрелян в тюрьме города Артёмовска по обвинению в антисоветской пропаганде. Перед смертью над ним издевались — сажали на лёд в стужу. Старожилы свидетельствуют, что когда Иоанна Босого в последний раз увели, в байракском храме плакали иконы.
Разрушить мощные стены церкви безбожники не смогли — разобрали только деревянную колокольню. Бронзовый колокол храма исчез навсегда. В церкви сделали зернохранилище, а с началом войны устроили конюшню.
В 1942 году на оккупированной территории посёлка Байрак немцы разрешили открыть храм — фашисты в своей политике стремились действовать наперекор советским властям. Церковь восстанавливали всем посёлком. Правда, вместо купола сделали крышу. Богослужения в церкви возобновились и не прекращались даже зимой 1943 года во время сильнейших морозов. В байракский храм стремились сотни людей. Жители вспоминают: на воскресной литургии, когда каждый зажигал свечку, в неотапливаемом помещении храма становилось тепло, по замёрзшим стенам текла вода.
После войны храм не закрывался. Новая волна гонений началась в 1958 году. Власти решили сравнять церковь с землёй. Местные жители встали перед бульдозером и не дали этого сделать. Тогда власти разрешили совершать богослужения, а со временем и отремонтировать церковь, что было большой редкостью в то время.
В 2000-е годы старейший горловский храм увенчался новым куполом и колокольней. При церкви существует детская воскресная школа, до карантина проходили литературные встречи и другие мероприятия совместно с поселковой общеобразовательной школой. Община также окормляет Калининскую исправительную колонию № 27.
Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо произошло на 40-й день после Его Воскресения. Поэтому праздник всегда выпадает на четверг. Событие вознесения подробно описывается в книге Деяний апостольских (Деян. 1:1–14). О нём также упоминают Евангелия (Мк. 16:14–20, Лк. 24:50–53).
Господь собрал всех Своих учеников на горе Елеон вблизи Иерусалима. Преподав им последние наставления и благословляя их, Он на их глазах стал возноситься на Небо. После того, как Его заслонило облако, два Ангела в белой одежде явились ученикам со словами: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).
Несмотря на кажущуюся разлуку с Господом, ученики возвратились в Иерусалим с великой радостью. Последними словами Христа Своим ученикам были: «Се, Я с вами во все дни, до скончания века» (Мф. 28:20). После Вознесения Господь не покинул этот мир и Своих последователей. Событие, произошедшее на Елеоне, не отняло у нас Христа, а во Христе соединило Небо и землю.
Вознесение было итогом смерти и Воскресения Сына Божия, завершением нашего спасения. С этого момента человеческая природа прославлена, она становится причастной Божественной жизни и общению с Богом. Отныне Вознесение — наше призвание и цель нашей земной жизни. То, что произошло на горе Елеон, показало, что обожение — не абстрактное философское понятие, а духовная и физическая реальность.
Через соединение со Христом в таинстве Евхаристии мы имеем возможность стать причастниками Воскресения и Вознесения. В первом Послании святого апостола Павла Фессалоникийцам сказано, что в последние времена «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:16–17).
Богослужение в этот день совершается в белом облачении, которое является символом Божественного Света. Вознесение Господне празднуется восемь дней — до предпразднства Пятидесятницы — Сошествия Святаго Духа на апостолов.