Неделя 22 по Пятидесятнице: о чём читают в храме Апостол и Евангелие?
Фото: pravoslavie.ru
Трудно жить христианской жизнью без знания Священного Писания. Так же трудно, как плыть по морю без карты и компаса или строить здание, не имея плана. Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог.
Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений Недели 22 по Пятидесятнице. Подборка подготовлена Обществом им. М.Н. Скабаллановича при Свято-Троицком Ионинском монастыре, г. Киев.
Апостольское чтение
Послание святого апостола Павла к Галатам, зачало 215, глава 6, стихи 11-18:
Братья, теперь я пишу вам собственной рукой — видите эти большие буквы? А те, которые понуждают вас обрезаться, хотят понравиться людям: они не хотят, чтобы их преследовали за крест Христов. Ведь обрезывающиеся и сами не хранят Закона, но желают вашего обрезания, чтобы вашей плотью похвалиться. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
Ведь неважно, обрезан ты или нет. Важно одно: стал ли ты новым творением Божьим? Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Отныне пусть никто не причиняет мне страданий, ибо я раны Иисуса на теле моем ношу. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с духом вашим, братья, аминь.
Предлагаемое чтение из Послания к Галатам имеет очень большое значение. Эти строки завершают послание. Мы знаем, что в те далёкие времена письма писались собственноручно очень редко. Как правило, они диктовались специальным писцам, «стенографам» по-гречески, «скорописцам» по-славянски. Сам автор прикладывал свою руку только в конце письма. Апостол Павел, следуя этой древней традиции, тоже диктует свои послания, в конце подписывая их замечательной формулой пожелания благодати Божией, ставшей образцовой для христианских посланий.
В Послании к Галатам Апостол отступает от принятого обычая и собственной рукой пишет не только заключительную формулу благопожелания, но весь тот отрывок, который сегодня предложен для нашего чтения. Этот факт подчёркивает важность того, что он желает сообщить в нескольких предложениях.
Апостол пишет «большими буквами». Современный русский читатель, знакомый преимущественно с Синодальным переводом Библии, привык к другим словам: «Видите, как много написал я вам своею рукою». Здесь мы сталкиваемся с переводческой ошибкой. На церковнославянском языке это место звучит так: «колицеми книгами». Переводчик наивно воспринял славянское слово «книга» как русское «книга», в то время как оно означает «буква».
Трудно сказать, почему Апостол писал «большими буквами». Одни предполагают, что тем самым он желал придать большой вес написанному, как бы выделяя его. Другие, как святой Иоанн Златоуст, считают, что эти слова Апостола указывают «не на обширность послания, а на недостаточную красоту почерка». Третьи объясняют размашистый почерк плохим зрением из-за болезни глаз, на которую Апостол намекал уже в этом послании (Гал. 4:13-15).
Как бы то ни было, завершающий раздел представляет собою как бы итоговую черту под всем Посланием к Галатам. Речь Апостола окрашена искренним чувством и большой проникновенностью. Давно замечено, что всё Послание к Галатам написано по образцу апологии, защитительной речи. Апостол защищает Евангелие, защищает свой апостольский авторитет, который подвергался сомнению и даже совсем отвергался его противниками из числа иудействующих христиан. Как и положено, в конец своей апологии Апостол вкладывает весь авторитет своей личности. Пожалуй, ни одно из других посланий Апостола Павла не имеет такого впечатляющего заключения.
Апостол снова атакует своих противников, как и в самом начале послания, где он предаёт их анафеме за искажение Евангелия спасения для всех людей, а не только для иудеев. Считая, что крестной смерти и воскресения Иисуса Христа для спасения недостаточно, иудействующие христиане настаивали на обрезании и соблюдении закона Моисея, поскольку полагали, что именно от этого зависит спасение, так как Мессия Иисус пришёл к обрезанным иудеям, а не к необрезанным язычникам.
Побудительные мотивы их поведения Апостол Павел описывает самыми мрачными красками. Их цель — произвести впечатление на людей их миссионерскими усилиями присоединения к числу обрезанных как можно больше язычников. «Если не обрежетесь,… не можете спастись» (Деян. 15:1). Таков был лозунг иудействующих христиан. Центральным здесь было понятие «плоти». Они, как пишет Апостол Павел, «хотят отличиться», то есть покрасоваться «плотью». Они гордились своими «плотскими» преимуществами и «плотским» превосходством.
Далее, они хотят «похвалиться вашей плотью», то есть заслужить одобрение в Иерусалиме тем, что они обрезали ещё нескольких язычников. Слово «плоть», повторяющееся в тексте, здесь означает именно операцию обрезания на человеческой плоти, не на сердце. Бог действительно дал Аврааму заповедь обрезания, как знака Своего завета. Но ведь само по себе обрезание на плоти, как внешняя хирургическая процедура, ничего не значило. Об этом говорили уже великие ветхозаветные пророки. Тем не менее, иудеи придавали обрезанию принципиальное значение, настаивая, что спастись без него никто не может.
То, что такая точка зрения предельно нелепа и граничит с магией, прекрасно сознавал Апостол Павел. Важен ведь не сам знак, а то, что этот знак обозначает, то есть важна вера, самоотдача Богу, посвящение себя Ему. Обрезание плоти символизировало обрезание «сердца». И если такового не произошло, то обрезание плоти теряет всякий смысл. Поэтому важно не то, обрезан ли человек, но то, рождён он или не рождён свыше и является ли теперь новой тварью, новым творением Божиим на месте ветхого творения.
Второй упрёк Апостола Павла в адрес его противников касается плохого исполнения Закона как раз теми, кто и сами обрезаны и других принуждают к обрезанию. Теперь они хотят собственный недостаток исполнения Закона, собственное лицемерие сгладить тем, что они через обрезание успешно присоединяют к Закону других. Этим-то они и хвалятся, «плотью» других.
Поведению противников Павел противопоставляет самого себя. Он не хвалится «плотью», ни своей собственной, ни чужой. Вместо этого он «хвалится» Крестом Христовым. А Крест как раз и означает уничтожение «плоти», понимаемой как человеческое самохвальство в греховной удалённости от Бога. Похвалы заслуживает только Крест, а не «плоть», которая «желает противного Духу» (Гал. 5:17), ибо «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24).
Никакие человеческие дела, дела «плоти» и мира, не смогли сделать то, что сделал Бог на Кресте, на котором произошло искупление из рабства греху, смерти и Закону. Поэтому мир для Апостола Павла больше не представляет прежней ценности, равно как и его человеческое Я больше не существует для этого мира. Лишённый своей силы и ценности мир больше не представляет для него никакой угрозы, никакого соблазна, он — в некотором смысле ничто. И наоборот, он для мира больше не представляет никакого интереса: он покинул этот мир. Оба не существуют друг для друга, стали ничем, и всё это через смерть Иисуса на Кресте!
Новый, сотворённый через Крест и Воскресение мир абсолютно не зависит от обрезания или необрезания. Он — «новое творение». Исчерпан старый мир и всё то ветхое, что ему принадлежит (2 Кор. 5:17). В мире уже присутствует нечто новое, не только в Самом Христе, «первенце из усопших» (1 Кор. 15:20), но и во всех, которые через крещение вместе со Христом сораспяты и совоскрешены. Так Бог, по ту сторону иудейства и язычества, во Христе положил новое начало.
То, что иудейские пророки ожидали в будущем, уже теперь стало действительностью. Или, иначе говоря, если уже начался новый мир, а старому пришёл конец, то мы живём уже в конце времён. Мы переживаем переход к уже наступившему новому времени. Будущее — уже настоящее. Таково самоощущение Апостола. Таковым должно быть самоощущение всех христиан как нового Израиля Божия.
Отвергая от себя все досадные разговоры о необходимости обрезания и несения бремени закона Моисея, Апостол Павел ссылается на те рабские «клейма» (так в буквальном переводе), на знаки принадлежности Христу, которые он носит на своём теле. Возможно, это рубцы и шрамы, «раны», оставшиеся от побоев и издевательств, которые испытал Апостол за Христа. Вот такими знаками на «плоти» он по праву может хвалиться.
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Евангельское чтение
Евангелие от Луки, 39 зачало, глава 8, стихи 41-56:
И было: вот, пришёл человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; пришёл и, припав к ногам Иисуса, стал умолять Его пойти домой к нему, потому что единственная дочь его, которой было около двенадцати лет, умирала. В пути люди теснили Его.
У одной женщины уже двенадцать лет как было кровотечение. Она истратила на врачей все свои средства, но никто не мог её вылечить. Подойдя сзади, она прикоснулась к краю одежды Его, и тотчас остановилась у неё кровь. И спросил Иисус: кто прикоснулся ко Мне?
Никто не признавался в этом, и Пётр сказал: Наставник! Люди толпятся, вот, видимо, и толкнули Тебя. Но Иисус сказал: кто-то прикоснулся ко Мне, ибо Я почувствовал, как сила изошла из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он же сказал ей: дочь Моя, тебя исцелила вера твоя. Иди с миром.
Иисус не успел договорить, как пришёл человек из дома старейшины и сказал: умерла дочь твоя, не беспокой напрасно Учителя. Услышав это, Иисус обратился к нему: не бойся, только веруй, и она будет спасена. И придя в дом, не позволил войти вместе с Ним никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова и отца ребёнка и матери. А все рыдали и оплакивали её.
Иисус же сказал им: не плачьте, она не умерла, но спит. Они же, зная, что она умерла, насмехались над Ним. Он же, выслав всех вон и взяв её за руку, возгласил: девица! встань. И жизнь к ней вернулась, девочка тут же встала. Иисус велел её накормить. Родители были потрясены. А Иисус велел, чтобы они никому не говорили о том, что произошло.
Сегодняшнее Евангелие говорит нам о вере. В той или иной степени мы все её имеем. Но наша вера, будучи несовершенной, часто подвергается искушениям. И самое страшное, самое сильное из таких искушений — это смерть близкого любимого человека. Думаю, что большинство здесь стоящих уже пережили или переживают это неизлечимое горе, а если нет, то это неизбежно придётся пережить. И вот сегодняшнее Евангелие даёт нам классический пример того, как несмотря на всю трудность этого переживания, его возможно перенесть, и в то же время показывает нам, как опять-таки нам нужна вера. Ибо только через веру Господь подаёт и подаст нам Свою Благодатную силу не упасть духом в такой страшный момент.
Иаир подходит ко Христу, его дочь при смерти. Он падает к ногам Иисуса, просит Его войти к Нему в дом. Христос соглашается, но народ теснит Его. На пути происходит исцеление кровоточивой. Всё время задержки. Христос движется медленно, медленно. Вообразите себе, что переживает Иаир. Ведь он просил Христа поспешить. Ведь дело касалось жизни или смерти его дочери. Опоздай Христос на минуту, и уже будет поздно, —дочь может умереть. Так оно и вышло: приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: «Дочь твоя умерла, не утруждай Учителя».
Да, по пониманию человеческому, всё кончено… К чему же утруждать Учителя? Всё можно поправить, но не смерть. Смерть одна непоправима. Перед ней и Учитель бессилен. Да, так по пониманию человеческому. Но не так по пониманию Божию… И Иисус, услышав это, сказал ему: «не бойся, только веруй, и спасена будет». И в этот момент Иаир отверг понимания человеческие и принял понимания Божии. Перед ним теперь уже был не просто Учитель, а Спаситель Міра, Сын Божий, Сам Бог. Ибо Бог Один имеет власть над жизнью и смертью.
Иаир принял в себя Его слова: «Не бойся, только веруй»! С этого момента он только и жил этими словами и всё продолжал идти за Христом.
Вот приходят в дом… И опять две стороны: сторона человеческая «рыдали о ней». А Христос говорит: «Она не умерла, но спит». И опять человеческое: «И смеялись над Ним, зная, что она умерла». А в душе Иаира была неизъяснимая тишина. В нём была вера. И вера победила. «Девица, встань!» возгласил Христос, и возвратил дух её, и она тотчас встала и соединилась с отцом.
Да, но вы скажете, это чудо воскресения, а таких чудес уже не бывает. Правда… Но ведь это же чудо обещано и всем нам. «Чаю воскресения мертвых», читаем мы каждый день в исповедании нашей веры. И это будет, будет! Не так скоро, как оно свершилось для Иаира, но оно будет!
Обратите внимание на следующий момент: Иаир уже знал, что дочь умерла, а всё же шёл за Христом, веря Его словам. Не важно, как долго продолжалось это шествие в вере, но важно то, что оно Было. Поверим же и мы Евангельским словам о том, что мёртвые воскреснут и подобно Иаиру, Верою пойдём за Христом. Ведь мистически это шествие Иаира за Христом не кончилось и никогда не кончится. Оно продолжается и ныне, и мы все можем участвовать в нём.
Давайте же поспешим и присоединимся к Иаиру. Тогда и к нам отнесутся слова Христовы: «Не бойся, только веруй, и спасена будет!..» А чтобы так было, нам нужно подобно Иаиру крепко держаться за ризу Христову и терпеть всё, что пошлёт нам Господь на нашем жизненном пути. Путь Иаира был сравнительно краткий. Наш же может быть долгий, долгий… Он будет идти до конца нашей жизни. Но будем верить, что будет воскресение мертвых, и что мы соединимся с теми, нам дорогими, кто уже там у Господа.
Да дарует же нам Господь веру и терпение Иаира!
Архиепископ Андрей (Рымаренко)