Протоиерей Михаил Фоменко
Как быть, если нет праздничного настроения?
Фото: Александр Кулаковский © URA.RU
«С праздником!» — звучит почти каждый день у ворот наших храмов. Но отчего-то настроение не всегда праздничное даже в самые большие из них. Не уподобимся ли мы Эбенизеру Скруджу, в жизни которого никогда не было Рождества и других христианских праздников? Как бороться с непраздничным настроением и всегда ли это нужно делать? Отвечает магистр психологии Донбасского государственного педагогического университета, настоятель Пантелеимоновского храма Горловки протоиерей Михаил Фоменко.
Самая востребованная вещь в мире
Каждый человек и вообще общество в целом имеет запрос на радость. Они хотят её ощущать всегда. Радость — то, что нас мотивирует, делает нас живыми. Чувство радости заложено Творцом как состояние нашей души. Радость ощущается именно душой. В телесном плане мы чувствуем не радость, а удовольствие, это уже нечто другое. Радость человек находит во многих сферах своего бытия. Она бывает в мелочах, а бывает в чём-то большом, грандиозном.
Когда у близкого нам человека день рожденья, мы спешим его осчастливить, позаботиться о том, чтобы этот день его жизни был радостным. У каждого из нас есть свои особые памятные даты, любимые праздники — Новый год, Рождество, Пасха… К ним готовятся заранее, так что праздник становится итогом наших стараний. Мы сами создаём это праздничное настроение.
Жизнь как праздник
Когда люди приходят в храм в поисках радости, они подходят к этому со своими земными мерками. Церковь живёт несколько другими категориями. Она обращается не к душе, а именно к духу человека и говорит о радости духовной. Сам Господь призывает каждого человека: «Радуйтесь!» Но какой радостью? Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную, — говорит Христос, обращаясь в молитве к Богу Отцу (Ин. 17:13). Совершенная радость может быть только в единении человека со своим Творцом. Поэтому каждый день для Церкви — праздник. В каждый день человек может прийти и причаститься Святых Христовых Таин, обрести совершенную радость в соединении с Богом.
Когда вас поздравляет в храме священник с нынешним днём, он имеет в виду именно это. Церковь может вспоминать какой-то трагический день, чтить память мучеников, жестоко убитых за веру, но эти печальные моменты в её истории не в силах омрачить самую большую радость — радость общения между человеком и Творцом. Поэтому такой день тоже именуется праздником.
Праздник как дар
Часто неофиты испытывают огромную радость от Причастия, Исповеди. Господь так подкрепляет человека. Затем в нашей жизни может произойти охлаждение к таким моментам, и, вспоминая ту изначальную радость, мы лучше понимаем разницу между полнотой жизни и нынешним нашим греховным состоянием, в котором мы можем только стремиться к этой полноте.
Люди, которые уже долгое время ходят в Церковь, могут не всегда ощущать радость и счастье во время Божественной литургии. Нужно сказать, что это вполне нормально. Например, святой праведный Иоанн Кронштадтский вёл дневник, в котором часто описывал своё духовное состояние после литургии. Не всегда он испытывал особенную большую радость. Он писал о том, что такое чувство — венец наших духовных трудов, которого мы можем пока не достигнуть в какой-то определённый момент жизни.
Как достичь настоящей радости?
Святоотеческая литература очень много об этом говорит. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что состояние радости — это высокая ступень богообщения. Мы должны стремиться к такой полноте общения с Богом. Что поможет нам в этом? Получение знаний о Боге, очищение души и сердца, совершение добрых дел… Радость совершенная приходит посредством большого духовного труда.
Святой апостол Павел в послании к Галатам говорит: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:23). Есть правила, которые ведут к этой радости. Это не что-то лёгкое и простое. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). Всё, что приближает нас к этому состоянию, даётся очень большими трудами.
Нужно сказать, что все люди разные и ощущение радости у них тоже разное. Кому-то, чтобы её почувствовать, нужно совершить маленькое доброе дело, а кому-то приложить намного больше усилий.
Церковь перед большими праздниками устанавливает пост и делает это неслучайно. Пост — это подготовка к встрече с Богом. Во время этой подготовки человек должен совершить добрые дела, очистить свою душу, посмотреть на себя со стороны, чтобы в день праздника обрести радость. Для каждого будет полезным свой совет, своё духовное упражнение. Человек должен разобраться в себе и понять, что приводит его к радости.
Кого-то приводит в радость, когда он помогает другому, для кого-то этого будет недостаточно: ему нужно прочесть Священное Писание, труды святых отцов и таким образом обрести внутренний мир. Кому-то нужно с кем-то поделиться, а кому-то — получить какую-то святыню. Кому-то услышать доброе, ободряющее слово, кому-то — самому сказать это слово. Радость как плод духа, о которой говорит апостол Павел, достигается многими путями: постом, молитвой, воздержанием, любовью, совершением добрых дел. Наверное, универсального рецепта здесь нет.
Если в праздник случилось огорчение
Многие люди считают, что печаль вместо радости в праздник — плод их ошибок или даже Божие наказание за какие-то грехи. Но Христос никогда не наказывает. Господь — не Бог зла, но Бог добра. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что такое случается, когда диавол пытается утянуть человека в свои сети. Он подстраивает такие искушения в праздники.
Так бывает не только в праздник, но и в день, когда люди приходят ко Причастию. Ко мне часто подходят с вопросом: «Вот мы причастились, и случилось такое-то искушение. Как к этому относиться?» Некоторые пугаются и говорят: «Мы, наверное, что-то не так сделали».
Наоборот, такие огорчения в праздник говорят о другом: мы всё сделали правильно, но кто-то не хочет, чтобы мы это повторяли, поэтому пугает нас неприятностями. Враг рода человеческого и враг Христа — диавол и его слуги не хотят, чтобы человек общался с Богом и достигал совершенной радости.
Записала Мария Цырлина