15 февраля 2021 г.
В праздник Сретения Господня митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе
В день празднования Сретения Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию, а накануне — всенощное бдение с литиёй в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма. В этот праздник традиционно отмечается День православной молодёжи.
За богослужением пели хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова и молодёжный хор под руководством Ольги Ильчук.
Перед литургией был совершён молебен с чином освящения свечей.
На литургии была вознесена сугубая молитва «во время губительного поветрия и смертоносныя язвы».
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Давид Барахтенко. Он отметил, что, относясь с милосердием к ближним, мы встречаем Самого Бога:
«Как мы можем встретить Бога в нашей жизни? Когда прощаем друг другу обиды, спешим друг к другу на помощь, любим друг друга, мы сможем увидеть Бога. Господь говорит: Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:35-40)».
По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к горожанам с архипастырским словом. Он напомнил, что встреча с Богом неизбежна для каждого из нас, но при определённых условиях она может стать самым радостным событием нашей жизни:
«Для кого-то эта встреча будет исполнением всех желаний, когда сбывается величайшая мечта, а для кого-то она станет судом над всей его жизнью. Но не Бог так решает, человек выбирает это сам. Бога человек может встретить не тогда, когда уже ничего нельзя изменить, а в течение жизни. Если человек в своей душе вдруг начинает чувствовать некое беспокойство и искать ответы на самые важные вопросы: кто я, зачем я здесь живу, в чём смысл моей жизни — он начинает делать те шаги, которые закончатся встречей, когда человек познает Бога и Бог даст ответ человеку на его вопросы».
Фото Кирилла Щевелева
Сретение Господне относится к числу Господских праздников, но это также праздник в честь Пресвятой Богородицы. Неслучайно богослужение в этот день совершают в голубых облачениях, как в богородичные дни. О событиях, вспоминаемых на Сретение, повествует евангелист Лука (Лк. 2:22–40). Церковнославянское слово «сретение» буквально означает «встреча».
На сороковой день после Рождества по иудейскому обычаю Младенец Иисус был принесён Своею Матерью и праведным Иосифом Обручником в Иерусалимский Храм, чтобы быть посвящённым Богу. Навстречу им и Богомладенцу вышли святая пророчица Анна — вдовица, жившая при храме, — и праведный старец Симеон, которому Господь обещал, что он не умрёт, пока не увидит своими глазами обещанного Спасителя мира.
Взяв Младенца на руки, старец произнёс слова, которые стали молитвой христиан: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Это радостные слова о встрече человеком Спасителя. Пресвятой Богородице старец-пророк Симеон предсказал скорбь, так как пришедший в мир Господь претерпит страдания для спасения людей.
Хотя старец Симеон Богоприимец и пророчица Анна возвестили в Храме о том, что принесённый Ребёнок — Спаситель мира, Пресвятая Дева Мария, будучи послушна Богу, смиренно исполнила положенный по закону для всякого родившегося младенца обряд и возвратилась в Вифлеем, сохраняя в Своём сердце слова святых Божиих пророков.
Встреча, которая произошла тогда в Иерусалимском Храме, стала поводом вспоминать в этот день ту единственную Встречу, которая изменила жизнь миллионов людей — встречу человеческого сердца с Богом. Именно поэтому оно празднуется как один из великих праздников Православной Церкви. На второй день после Сретения отмечается память праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы.
В древности был обычай встречать Господа в этот день шествием к храму с зажжёнными свечами. Именно поэтому в некоторых храмах сохраняется обычай на Сретение освящать свечи. Сретенские свечи приносят домой и зажигают их во время домашней молитвы. В молитве на освящение свечей иерей просит: «Освяти я светом благодати Твоея… да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…»