Екатерина Щербакова
Протоиерей Николай Мельничук об украинце святителе Николае и христианской этике
19 декабря у протоиерея Николая Мельничука, благочинного Дружковского округа, двойной праздник: престольный день храма — и именины. Накануне мы побеседовали с ним об одной из самых важных его забот — изучении в школах предмета христианская этика. О том, как добиться, чтобы во всех школах города преподавался этот предмет, о методической работе с учителями, а так же святом Николае украинской национальности и внедрении технических новинок — читайте ниже.
— Отец Николай, что готовится к престольному празднику, какая программа ждёт прихожан?
— Праздновать мы уже начали. В понедельник, 16 декабря, был праздник в Доме детского творчества. Мы пригласили на празднование дня святителя Николая 300 детей. Был концерт, инсценировка, презентация — мы рассказывали о жизни святого, я поговорил с ребятами. Ну и, конечно же, в конце всех ждали подарки.
В среду я был на празднике святого Николая в нашей гимназии. Рассказывал о святителе, детки выступали.
— То есть все мероприятия направлены на детскую аудиторию.
— Да, а как может быть иначе в такой день?
— У вас во всех школах города преподаётся христианская этика. Расскажите, пожалуйста, в каких классах и на каких условиях ведётся это преподавание: за счёт вариативной части, как факультатив, как кружок?
— В наших школах христианскую этику дети изучают именно как предмет. В некоторых она преподаётся факультативно. Но главное — эта работа, действительно, ведётся в каждой школе. Я приглашаю учителей, и мы делаем начитку лекций для них, решаем какие-то практические вопросы. Теперь думаю разделить их для подготовки на две группы: ведь у нас есть преподаватели, которые обучают младшее звено, есть те, кто работает со старшими. Специфика разная, и подготовка учителей в этом случае тоже должна различаться, на мой взгляд.
— С учителями общаетесь лично вы, или есть ещё кто-то, кто вам помогает?
— Обычно это делаю лично я, а теперь присоединился ещё один преподаватель. Он работает в школе № 12 и преподаёт в нашей воскресной школе, некоторое время назад изъявил желание помочь мне.
— В чём основная задача всей этой подготовительной работы?
— Проориентировать учителей в плане особенностей преподавания христианской этики.
— В каких классах сегодня ведётся преподавание этого предмета?
— На сегодняшний день это младшее звено плюс пятые-шестые классы.
— Кто преподаватели, откуда они? Вы их готовили или приглашали?
— Все учителя местные, некоторые из них учились в Донецке на двухгодичных курсах подготовки преподавателей христианской этики и истории духовной культуры.
С чего-то ведь нужно начинать. Каждый год я подбираю литературу для каждого учителя каждой школы, стараюсь помогать им. Такое сотрудничество у нас идёт лет пять как минимум. Было непросто добиться, чтобы в светской школе преподавалась христианская этика. Случалось даже так: городской отдел образования разрешает ввести этот предмет, а директора упираются. Я долго не мог понять, в чём же дело. Выяснял, разбирался. Оказывается, у них есть такие полномочия. Пришлось переубеждать.
— Как же вам это удалось?
— Ой, это долго рассказывать. С помощью Божьей и святителя Николая! (смеётся)
— Посещают ли священники уроки христианской этики?
— Некоторые священники это делают, но чтобы это происходило регулярно — пока не получается. Мы рады уже тому, что есть преподаватели. Так что, пока у нас нехватка кадров, это вопрос перспективы. Ну, а я наведываюсь, конечно! И к старшеклассникам захожу. Общаемся с ними по серьёзным вопросам.
— Как дети реагируют на встречи со священником?
— Очень хорошо! Слава Богу! А те, что занимаются — вообще молодцы!
— Что спрашивают, чем интересуются?
— В большей степени я спрашиваю, а они отвечают — обычно мы так беседуем. В прошлом году на праздник святого Николая общался с ними, спрашиваю: «Дети, как вы думаете, Николай Чудотворец по национальности кто?» — «Украииинец!» — отвечают хором.
Пятые и шестые классы очень много вопросов задают — там даже тяжело бывает работать, настолько они активные. Ничего не поделаешь: у них такой возраст — любопытный! Рассказывают мне, что они знают из Библии. Интересно очень с ними.
— Встречи с учителями, которые вы организовывает — что это такое, как они проходят?
— Я понял, что такое общение необходимо. Дети часто задают сложные вопросы, и на них нужно ответить. Спрашиваю у учителей: как вы отвечаете? А как ответите на такие вопросы — и предлагаю свои варианты. Они говорят: батюшка, мы и сами не знаем, как на ваш вопрос ответить! Начинаем разбираться. Обсудили вопрос, нужно ли говорить с детьми о смерти. Учителя поделились каждый своим опытом, получилось, что нужно говорить и об этом — только в особой форме. О вере, о смысле жизни — вопросов очень много.
— Отец Николай, а вам как священнику что наиболее важно донести учителям?
— Самое главное — выше себя поставить Евангелие, на него равняться и понимать, в чём смысл жизни. И тогда всё в жизни выравнивается, становится понятно, для чего нужно делать всё то, чем мы занимаемся. А если делать это как обычную работу, относиться как какому-то обычаю или традиции… Я говорю: мы не против традиций, у нас есть свои хорошие красивые традиции, тысячелетние. Но традиций маловато, это внешнее, а всё должно быть изнутри.
Если «заработает» вера, доверие к Богу — становится понятно, почему нужно воздержаться от осуждения, зависти, жадности, гордости, лицемерия. Человек понимает, что впереди — вечность, готовится к ней. Одним словом, главное — Евангелие, я всегда к этому направляю и прихожан, и учителей, с которыми мы работаем. Не всегда говорю напрямик, порой подхожу к этим выводам с другой стороны. Например, со стороны литературы, вспоминая слова Достоевского: «…дьявол с Богом борются, а поле битвы — сердца людей».
— Получается постепенно разворачивать их в эту сторону, обращать к Евангелию?
— Всё зависит от человека. Учителя есть верующие, с ними проще.
Вообще, я эту кампанию когда начинал, то призывал учителей из числа прихожан, просил: проявите инициативу! Конечно, тяжёлый был случай. Собирал прихожан. Несколько было из одной школы, несколько из другой. Я говорил: давайте мне людей, которые ходят в храм, а я уже буду разбираться на уровне школы, администрации. Прямо с амвона в храме говорил: помогите мне!
Это было лет пять назад. Потихоньку начали шевелиться, но тяжело всё было, боялись, непонятно всё было. Много было переживаний, напряжённости. Я писал официальное письмо на имя мэра, в отдел образования, чтобы разрешили преподавать. Мне говорят: план составляется весной, вы опоздали. Так один учебный год пропал.
А теперь уже мне отчитываются! Начальник отдела образования звонит, говорит: «Батюшка, у нас всё в порядке».
Теперь задача — выйти на нормальный уровень. К этому я учителей призываю всё время. Потому что до идеала пока далеко. У меня в воскресной школе три группы. Чтобы была активность, я по два преподавателя ставлю на урок. Половину урока ведёт один, вторую — другой. Они как бы подстёгивают, стимулируют друг друга. Уроки записываем на камеры, чтобы потом просмотреть, проанализировать.
— Учителя спокойно воспринимают ваши новшества?
— Конечно! У нас всё по-доброму. Я объяснил всё. Тем более — на дворе XXI век, в Европу все хотят! (смеётся)
— Спаси вас Господь! Поздравляем вас с престольным праздником и именинами! Помощи Божьей и святителя Николая вам и вашим преподавателям!
Беседовала Екатерина Щербакова