Мария Цырлина
Словарь богослужения: изобразительны
Одно из древнейших богослужений Церкви совершается сегодня только в дни Великого поста. Кто-то считает, что «изобразительными» молитвословия этой службы именуются потому, что взяты они из Типикона, название которого переводится как «изображение (церковного последования)». Согласно другой версии — потому, что изображают литургию. Действительно, чин изобразительных возник из краткого чина молитв, которые прежде читались для причащения на дому и вкушения антидора.
Уходя на время Великого поста в пустыню, монахи-отшельники читали изобразительны и причащались запасными Святыми Дарами в те часы, когда в монастыре обычно совершалась литургия. Монахи и миряне, бывавшие в храме, в будние дни Великого поста тоже не собирались на литургию. В среду и пятницу они причащались освящёнными прежде Дарами, а в остальные дни вкушали антидор. Перед этим совершался краткий чин изобразительных молитвословий.
Позднее, когда сформировался чин литургии Преждеосвященных Даров, изобразительны перед ней также остались. Сегодня это краткое богослужение совершается в будние дни Великого поста сразу после девятого часа. При этом опускаются 102 и 145 псалмы (которые также исполняются на литургии), а «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» и 33 псалом переносятся в конец вечерни.
«Блаженны»
Начинаются изобразительны пением Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Хор исполняет «Блаженны» — третий антифон литургии, в который вошли евангельские заповеди блаженств (Мф. 5:3-11).
Егда — «когда».
Приидеши во Царствии Твоем — т.е. вместе с Царствием Твоим.
Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени — «блаженны».
Яко — «ибо, потому что».
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Тии — «те».
Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
Кротцыи — «кроткие».
Наследят — «наследуют».
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Сынове — «сыновьями».
Блажени изгнаны правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Поносят вам — «поносят, бесчестят вас».
Изженут — «изгонят».
Рекут всяк зол глагол — «скажут всякое злое слово».
На вы — «на вас».
Мзда — «воздаяние».
Многа — «многая».
После заповедей блаженства хор поёт:
Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Помяни нас, Владыко, егда приидеши, во Царствии Твоем.
Помяни нас, Святый, егда приидеши, во Царствии Твоем.
Стоящие в храме присоединяют к этому особый поклон.
«Лик Небесный»
Эти стихи читает чтец.
Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.
Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.
Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Лик святых Ангел и Архангел со всеми Небесными силами поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Лик — «хор».
Господь Саваоф — калька с древнееврейского: «Господь воинств (небесных)».
Исполнь — «полна».
Это стих из книги святого пророка Исаии, который описывал своё видение Грядущего во славе Господа, восседающего на престоле, который поддерживают херувимы (Ис. 6:3).
Дальше читается Символ веры, который также звучит на литургии. Его обязан знать наизусть каждый христианин.
Молитва «Ослаби, остави»
Эта молитва тоже известна каждому мирянину, так как входит в состав молитвословий на сон грядущим.
Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.
Ослаби — «облегчи».
Остави — «оставь (прости)».
Вольная и невольная — т.е. совершённые добровольно или нечаянно.
Яже — «которые».
В ведении — «в осознании (греха)».
Во дни и в нощи — «днём и ночью».
Во уме и в помышлении — т.е. мимолётной мыслью и более осознанно, размышляя о грехе.
Вся — «все».
Яко — «потому что».
Затем звучит «Отче наш», завершая ряд самых значимых не евхаристических молитв литургии, входящих в состав изобразительных.
Кондак дня
Читаются кондаки дня, храма и празднуемого или святого.
В понедельник
Кондак Безплотных, глас 2:
В. Васнецов. Фрагмент картины «Страшный суд»
Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.
Архистратизи — «Архистратиги (ангельский чин)».
Служителие — «служители».
Начальницы — «начальники, предводители».
Наставницы — «наставники».
Велию — «великую».
Безплотных Архистратизи — «Бесплотных (не имеющих плоти, духовных) воинств Архистратиги».
Во вторник
Предтечи кондак, глас 2.
Пророче Божий и Предтече благодати, главу твою, яко шипок священнейший от земли обретше, исцеления всегда приемлем, ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние.
Пророче — «пророк» (звательный падеж).
Предтече — «Предтеча, тот, кто идёт впереди» (также звательный падеж).
Шипок — «розу».
Паки — «вновь».
В среду и пятницу
Кондак Кресту, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое oружие мира, непобедимую победу.
Вознесыйся — «вознесённый».
Волею — «добровольно».
Тезоименитому — «одноимённому с Тобой».
Жительству — «обществу».
Щедроты — «милости».
Твоя — «Твои».
Дая — «подавая».
Сопостаты — «противников».
Пособие — «помощь».
Имущим — «имеющим».
В четверг
Святых Апостолов, глас 2:
Твердыя и Боговещанныя проповедатели, верх ученик Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, сведый сердечная.
Твердыя и Боговещанныя проповедатели — «непоколебимых и вещающих о Боге проповедников».
Верх ученик Твоих — «лучших из учеников Твоих».
Приял еси — «Ты принял».
Благих — «благ».
Болезни — «страдания».
Бо — «потому что».
Онех — «их».
Паче — «больше».
Всеплодия — «всесожжения (разновидность жертвы в Ветхом Завете)».
Сведый — «знающий».
Сердечная — «сокровенное; то, что в сердце».
С. Ефошкин. «Чудесный кормчий»
В тойже день, святаго Николая, глас 3:
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
В Мирех — в Мирах (город в Малой Азии, где жил святитель Николай Чудотворец).
Священнодействитель — «совершитель таинств, священнодействий».
Показался еси — «явился».
Бо — «потому что».
Преподобне — «преподобный» (обращение к святителю Николаю).
Спасл еси — «ты спас».
Неповинныя — «неповинных». Отсылка к житию святого Николая, где повествуется, как он остановил казнь невинных людей.
Освятился еси — «ты был освящён».
Яко — «как».
Таинник — «тот, кому вверяются тайны».
К ним добавляются общие для каждого дня кондаки:
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Идеже — «там, где».
Несть — «нет».
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Непреложное — «неизменное».
Гласы — «голоса».
Предвари — «поспеши».
На помощь нас — «на помощь нам».
Верно — «с верой».
Зовущих Ти — «взывающих к Тебе».
Ускори — «поспеши».
Потщися — «постарайся, поспеши».
Предстательствующи — «предстательствуя, защищая».
Присно — «всегда».
Сорок раз произносится краткая молитва «Господи, помилуй».
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Честнейшую — «превосходящую честью».
Без истления — «непорочно».
Сущую — «истинную».
Священник: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны.
Ущедри ны — «умилосердься над нами».
Молитва преподобного Ефрема Сирина
Прп. Ефрем Сирин
Это молитвословие начинает звучать в храме уже в среду и пятницу Сырной седмицы и повторяется на каждом богослужении Великого поста, кроме суббот и воскресений. Читается оно и в домашнем (келейном) правиле. После каждого прошения положено совершать земной поклон. Затем делаются ещё двенадцать поясных поклонов с чтением про себя молитвы мытаря «Боже, очисти мя, грешнаго» (Лк. 18:10-14). После этого молитва преподобного Ефрема Сирина ещё раз повторяется полностью с одним земным поклоном в конце.
Эта покаянная молитва была составлена в IV веке преподобным Ефремом Сирином (сирийцем). До своего обращения к Богу он вёл довольно легкомысленную жизнь. Однажды его несправедливо обвинили как соучастника в краже скота и посадили в тюрьму. Там его посетил Ангел и сообщил, что хотя сейчас Ефрем оказался в тюрьме незаслуженно, но высшая справедливость в этом всё-таки есть.
Узник вспомнил, как однажды в юности он из шалости выпустил из загона единственную корову бедняка. Её съели волки, и бедняк лишился своего пропитания. Тогда отрок не понёс никакого наказания. Ефрем раскаялся в своём поступке. Вскоре его выпустили на свободу: настоящим виновником оказался пастух, не уследивший за стадом, которое оказалось не украдено, а съедено волками.
После этого случая Ефрем пересмотрел свою жизнь и, отказавшись от суеты мира, стал постником и подвижником. Своё покаянное чувство он вложил в эту молитву. В ней святой выразил самые главные просьбы, которые мы должны возносить к Богу, вступив на путь покаяния и борьбы со своими страстями.
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.
Живота — «жизни».
Любоначалия — «властолюбия».
Не даждь — «не дай».
Смиренномудрия — «смирения», более высокая степень этой добродетели.
Любве — «любви».
Ми — «мне».
Зрети — «видеть».
Если в этот день совершается литургия Преждеосвященных Даров, далее читается:
Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Крепкий — «Сильный, Всемогущий».
Безсмертный — «Вечный».
Эта молитва носит название «Трисвятое» и часто звучит за богослужением Церкви, а также в келейном правиле. По преданию, её услышал в V веке константинопольский мальчик во время землетрясения. Он был вознесён на небо, где стал свидетелем ангельского пения. В песне звучали слова этой молитвы. По традиции, «Трисвятое» совершают с тремя поклонами.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Снова читается «Отче наш».
Далее «Господи, помилуй» двенадцать раз.
«Всесвятая»
Всесвятая Троице, Единосущная Державо, Нераздельное Царство, всех благих Вина: благоволи же и о мне, грешнем, утверди, вразуми сердце мое и всю мою отыми скверну. Просвети мою мысль, да выну славлю, пою, и покланяюся, и глаголю: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца, аминь.
Державо — «Власть».
Благих — «благ».
Вина — «Причина».
Выну — «всегда».
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Блажити — «ублажать».
Присноблаженную — «всегда блаженную».
Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас.
«Честнейшую Херувим».
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. (Трижды)
Благослови. И отпуст.
Давид и Голиаф
Псалом 33, присоединяемый к вечерне
С этим псалмом связано целое историческое приключение, случившееся в жизни псалмопевца Давида. Спасаясь от царя Саула, приказавшего его убить, Давид бежал заграницу. Под видом бродяги он пришёл в филистимский город Геф.
Стражи города привели его к царю Анхусу. Тот узнал в страннике воина, слава о котором ещё гремела на всю округу: недавно Давид выступал в сражении против филистимлян на стороне израильтян и победил филистимца Голиафа. Вдобавок единственным оружием, которое Давид захватил с собой, был тот самый меч, которым он отрубил голову филистимскому великану.
Поняв, что ничего хорошего в этом городе ждать не стоит и живым он отсюда не уйдёт, Давид притворился безумным. Тогда царь Анхус сказал: «Нет, это, очевидно, не тот юноша, я обознался». Давид бежал из города, после чего написал эту благодарственную песнь Богу.
Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся.
Выну — «всегда».
Кротцыи — «кроткие».
Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.
Вкупе — «вместе».
Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и.
Воззва — «воззвал».
Услыша — «услышал».
Спасе — «спас».
И — «его».
Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань.
Окрест — «вокруг».
Нань — «на Него».
Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.
Вси — «все».
Несть — «нет».
Обнищаша — «обнищали».
Взалкаша — «взалкали, захотели есть».
Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?
Мене — «меня».
Хотяй — «хотящий».
Любяй — «любящий».
Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и.
Устне — «губы».
Льсти — «лести».
И пожени и — «и пожни его».
Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.
На праведныя — «на праведных».
И уши Его в молитву их — «и молитву их Он слышит».
Еже — «чтобы».
Потребити — «истребить».
От земли — «с земли».
Память их — «память о них».
Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.
Воззваша — «воззвали».
Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.
Я — «их» (относится к «праведным»).
Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.
Читайте также:
Словарь богослужения: первый час
Словарь богослужения: третий и шестой часы
Словарь богослужения: девятый час
Словарь всенощного бдения: великая вечерня
Словарь всенощного бдения: шестопсалмие
Словарь воскресного всенощного бдения: полиелей, канон, великое славословие
Словарь богослужения: литургия оглашенных
Словарь богослужения: литургия верных
Словарь богослужения: Неделя о блудном сыне
Словарь богослужения: Неделя о Страшном суде
Словарь богослужения: Прощёное воскресенье
Кто есть кто в Каноне Андрея Критского?