28 марта 2021 г.
Митрополит Митрофан совершил пассию в Николаевском храме Дружковки
В вечер второй Недели Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил пассию с чтением акафиста Страстям Христовым в Николаевском храме города Дружковка. Ему сослужили епископ Добропольский Спиридон, секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко, благочинные: Дружковского округа и настоятель храма протоиерей Николай Мельничук, Бахмутского округа протоиерей Сергий Дворянов, Иово-Почаевского и Торецкого округов протоиерей Вадим Ильчук, Богоявленского округа в Горловке протоиерей Сергий Книгницкий, Николаевского округа в Константиновке протоиерей Андрей Чичеринда, Александро-Невского и Лиманского округов архимандрит Паисий (Шинкарёв) и духовенство Дружковского благочиния.
После чтения Евангелия владыка обратился к горожанам с проповедью, в которой напомнил о том, что Бог находится рядом с каждым страдающим человеком:
«Сын Божий захотел быть Человеком до конца, освятить Своим присутствием и любовью даже то состояние, ниже которого уже быть не может. Когда человека унижают, когда ему больно, когда он боится смерти, в этот момент он ещё страдает и оттого, что его все бросили, он никому не нужен и нет никого, кто бы мог ему помочь. Это само по себе тяжело вне контекста физической боли и моральных страданий. Именно там захотел быть Господь с каждым из нас, со всеми поколениями и со всеми людьми, чтобы тогда, когда подобное будет происходить ещё с кем-нибудь, мы могли в глубине этих страданий ощутить Его присутствие».
Настоятель храма, благочинный Дружковского округа протоиерей Николай Мельничук поблагодарил митрополита Митрофана и епископа Спиридона за радость совместной молитвы:
«Есть праздники светские. Они всегда весёлые. Но бывают праздники души. Богослужение, даже скорбное — страстное, — укрепляет души благодатью Божией и дарует мир. Это огромнейшая сила. Сегодня каждый из нас прочувствовал этот праздник души».
Фото протодиакона Михаила Ильчука
Пассия — особое великопостное богослужение, за которым звучит акафист Страстям Христовым и читаются главы Евангелия, повествующие о страданиях Спасителя. В богослужение пассии также входят песнопения Страстной седмицы.
Само слово «пассия» означает «страдание» в переводе с латыни. Однако латинское влияние на чин пассии ограничивается только её названием. Дело в том, что это самое позднее богослужение по времени возникновения. Оно появилось в XVII веке, когда западное влияние на нашу культуру было очень сильным. В своём же содержании это православное богослужение, составленное митрополитом Киевским Петром (Могилой), ныне причисленным к лику святых.
Акафист Страстям Христовым, читаемый за ним, был составлен ещё позже — в XIX веке. Он принадлежит перу «русского Златоуста» архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова).
В течение Великого поста пассия совершается четыре раза, обычно в вечер второго, третьего, четвёртого и пятого воскресных дней. Каждый раз за пассией читается одно из четырёх Евангелий, по порядку их следования в Священном Писании.
По традиции, на протяжении всего богослужения молящиеся стоят с зажжёнными свечами, а по его окончании совершают земные поклоны перед Распятием.
Смысл пассии — сопереживание вместе со Христом последних дней Его земной жизни и Его крестной смерти. Задолго до Страстной седмицы богослужение пассии позволяет нам прожить и прочувствовать эти дни.