Протоиерей Николай Марковский
Можно ли в миру жить как в монастыре?
Встречали ли вы в храмах женщин и мужчин, одетых во всё чёрное, с чётками и опущенным взглядом? Они почти каждый день бывают на богослужениях, часто ездят в паломничества по монастырям. Никогда не шутят, много рассказывают о монашеской жизни и о том, как стало невозможно жить в мире, погрязшем во грехах, но из года в год так и не решаются стать монахами. Они берут на себя монашеское правило и имеют духовника в монастыре, однако есть что-то, что отличает их от людей, готовящихся посвятить свою жизнь послушанию и молитве. Что не так с жизнью в миру как в монастыре и в чём здесь подвох, разбирался настоятель Покровского храма в Зайцево протоиерей Николай Марковский.
Со своим монастырём в чужой устав
Жизнь в монастыре и в миру — совершенно разная. Люди, которые уходят в монастырь, чтобы посвятить свою жизнь Богу, сознательно отказываются от всех мирских благ. У монаха нет семьи, детей, светских обязанностей. Вся его жизнь посвящена молитве. В древности вход мирянам в монастырь был запрещён. Жизнь в миру — тоже особое послушание. Здесь у человека множество обязанностей, послушаний. Однако превращать мирскую жизнь в подобную монашеской не стоит. Это относится к вопросам одежды, поведения, ношения чёток. Если вам нравится монашеская жизнь — в этом нет ничего плохого. Хочется так жить — пожалуйста, примите постриг или станьте трудником. Поступайте в монастырь и живите так, как вам нравится. Никто вам этого не запрещает.
В противном случае человек может невольно впасть в прелесть. Он начинает вести разговоры о том, что мир погряз во грехах, и только он старается жить правильно. Часто для таких людей «грех» — всё: например, пользоваться телефоном, носить яркую одежду, использовать косметику. Это впадение в прелесть.
Христианская жизнь и без того накладывает на человека определённые ограничения даже в миру: есть очень много вещей, которые христианину нельзя. Однако когда человек начинает брать на себя дополнительные правила, выделяться среди христиан практически монашеской одеждой, проявляет излишний радикализм во всём, у священника и у других прихожан сразу возникает вопрос: «А зачем вы это делаете? Чтобы на вас обратили внимание? Или вы хотите показать свою особую „святость“?» Когда монашескую жизнь человек тянет в мир, это вызывает недоумение. Не нужно предлагать монастырский устав, монашескую одежду миру — мир этого не поймёт.
Однажды я видел, как один священник на пляже купался в подряснике. Он вступил в воду, и подрясник расходился вокруг него чёрным кругом. Наверняка ему было очень неудобно плыть. Затем он вышел из воды в тяжёлой мокрой одежде. Для чего приходить на пляж со своими не понятными никому правилами? Чтобы всех удивить? Есть скромные костюмы для плавания. Зачем вообще купаться в богослужебной одежде?
Духовная лень
Есть люди, которые любят посещать святые места. Они поехали в монастырь, окунулись в освящённый источник, помолились у чудотворных икон — и вернулись домой, обновлённые, исполненные духовной бодрости приступили к своим повседневным обязанностям. Такие вещи я целиком поддерживаю.
Я знаю и других людей. Когда я ещё был молодым священником, ко мне на ночлег попросился мужчина. Он был почти странником — всё время ездил по монастырям. Из его рассказов следовало, что он всё время находился в пути. Он был родом из Мариуполя. Я хорошо знал храмы этого города и священников и завёл разговор о том, какие прекрасные храмы есть в Мариуполе. К моему удивлению, он не знал, какие храмы и святыни есть в его родном городе, и ни разу не общался там со священниками.
Не всем это понравится, но я скажу, что такие люди — духовные лентяи. Они не трудятся над своей духовной жизнью, не имеют постоянного духовника, не исправляют свои грехи, не борются со страстями. Они лентяи не только с монашеской точки зрения, но и с мирской: как правило, нигде не работают, не несут ни за что ответственности, ездят, куда душа захочет, и живут гостеприимством других христиан. Какого-то христианского благочестия я здесь не увидел: человеку просто нравилось гулять по свету, путешествовать. Благочестие — это трудиться для Бога, Его Церкви и ближних.
Мученики себя ради
Христиане должны проповедовать Христа. В миру — через общение с людьми и свою жизнь. Если вместо этого человек будет стараться выделиться и навязывать правила монашеской жизни мирянам, не будучи и сам монахом — он не будет проповедником. Его поведение вызовет непонимание, смех.
Такого человека неадекватно воспринимают на улице, на работе, в кругу друзей и близких. В итоге его перестают воспринимать и христиане. В ответ человек обвиняет окружающих в несправедливых «гонениях», а себя считает почти исповедником или мучеником. Давайте откроем жития исповедников, которые действительно страдали за веру Христову, и сравним их жизнь с нашей: в каких условиях мы живём? Можем ли мы вообще себя сравнивать со святыми исповедниками? По-моему, здесь уже перебор. Никто нас не заковывает в кандалы, не предаёт пыткам и мучениям.
Главное, что нужно заимствовать у монахов — радость
Монахи уходили из мира, прятались от него. Преподобная Мария Египетская ушла от людей в пустыню. Преподобный Сергий Радонежский отправился в глухую лесную чащу и вырыл там землянку. Принявшие монашеский постриг не ходили в мир и не общались с мирянами много лет — до достижения определённой духовной зрелости. Даже известные старцы послушание принимать посетителей и выслушивать их нужды воспринимали с сожалением: это отвлекало их от молитвы, самого главного монашеского делания.
Зачастую разговоры тех, кто подражает монашеской жизни в миру — о том, что мир лежит во зле, что всем нам надо каяться, молиться. Любят они поговорить и о конце света, об адских мучениях. Ощущение последних времён было в Церкви всегда: конец света христиане ожидали в ближайшие дни после вознесения Христова, и в каждом следующем поколении жило это мироощущение. Оно не отнимало у христиан радости, не вселяло страх и тревогу. Они жили и живут с мыслью, что Господь нам всем подарил Своё Царство, открыл врата рая. Почему некоторые люди постоянно себя принижают, говорят о том, что их участь — всё время каяться и плакать?
Мы пытаемся бороться с грехами и жить со Христом. Но Христос человеку принёс не уныние от осознания грехов, а радость. Преподобный Серафим Саровский встречал каждого со словами «Христос воскресе, радость моя!» Он радовался, что Христос воскрес ради него.
В разговорах многих мирян, подражающих монахам, нет радости: только бесконечное уныние и осуждение: властей, церковноначалия, священников. В их представлении и храмы у нас не такие, и молятся, служат в них не так. Мне, как человеку очень жизнерадостному и весёлому, это претит.
В чём мы можем просить совета монахов
Очень хорошая традиция — иметь духовника в монастыре. Когда человек или вся его семья обращается за духовным советом опытного наставника — это прекрасно. Такой священник может служить не только в монастыре: в мирских храмах тоже встречаются замечательные духовники.
Есть одно «но». У монашествующих не следует испрашивать совета в некоторых вопросах семейной жизни: об отношениях между мужем и женой, нюансах воспитания детей. Ведь они монахи и им всегда была или стала теперь абсолютно чуждой семейная жизнь. Далеко не во всех случаях было бы правильным обращаться с семейными вопросами к монахам.
Сегодня очень часто христиане спрашивают духовника абсолютно о каждом моменте своей жизни. Это тоже неправильно. Священник не должен за нас жить нашу жизнь. К нему мы обращаемся за духовным советом, с вопросами, в которых действительно не можем сами разобраться.
Полезно для мирян обращаться и к духовной литературе, написанной монахами. Мирянин в ней тоже может почерпнуть для себя полезное. Читая «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника и другие книги, важно помнить, что каждая из них писалась в определённую эпоху, когда, возможно, христиане жили совсем по другим правилам, а в обществе царили другие обычаи. Многие книги были написаны в XII, XV, XVIII веке. Сегодня на дворе XXI век. Не всё, что было применимо в то время, можно применить сейчас. Жизнь меняется.
Приведу такой пример. В правилах Древней Церкви есть постановление христианам не вкушать пищу в месте, где кроме них находятся иноверцы. Представьте себе ситуацию: заходит православный христианин поесть в кафе и, окинув взглядом находящихся там людей, спрашивает: «А все ли вы здесь, братья, православные?» Как это будет выглядеть? Абсурдно. Мы сегодня не следуем этому правилу, за нарушение которого, к слову, Древняя Церковь предписывала довольно серьёзное наказание.
Следовать всему, написанному в древней духовной литературе, невозможно, тем более если она создавалась монахами, но это не отменяет её духовную пользу во многих вопросах. Каждый может почерпнуть в ней что-то полезное — о борьбе со страстями и о том, как обрести подлинную христианскую радость.
Записала Мария Цырлина