Священник Димитрий Паламарчук
Почему существует так много христианских деноминаций?
Православные, католики, протестанты, англикане, кальвинисты, баптисты — всех не упомнить! Откуда такое разнообразие и как оно возникло? Как относиться к представителям других деноминаций? Просветил священник Димитрий Паламарчук, настоятель Николаевского храма с. Криворожье.
Деноминация — это тип религиозной организации в христианстве
Надеюсь, все наши читатели знают, что изначально не было ни православных, ни католиков, ни протестантов — были христиане. Конечно же, при этом между ними имелись отличия, но сохранялось единство в нравственных и богословских аспектах. Надо признать, что и в этих сферах случались расхождения, поэтому в течение веков отсеивались ложные учения ради сохранения истины. Обо всём этом повествует церковная история. Если интересно разобраться — рекомендую к прочтению труд протопресвитера Александра Шмемана «Исторический путь православия».
Великий раскол
Христиане жили относительно мирно в течение тысячи лет, пока в 1054 году не произошёл Великий раскол, когда от лона Церкви отделилась Римско-католическая церковь. Это было осуществлено очень демонстративно и пафосно: в Константинопольском храме Святой Софии во время патриаршей службы римские легаты во главе с кардиналом Гумбертом положили на престол акт отлучения — документ, где было написано, что папа Римский отлучает от Церкви Константинопольского патриарха. Такой шаг не мог не иметь последствий и повлёк за собой ответное отлучение Римского папы и папских легатов. Эти события положили начало раскола, который спустя время привёл к разрыву между западной (Римской) и восточной (Константинопольской) Церквями.
Если говорить о догматике, то главной причиной этого глобального раскола стало учение о филиокве. Филиокве (filioque) — это учение католической Церкви о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. В своей основе оно противоречит Никео-Цареградскому символу веры. Католики внесли в него изменения, хотя постановление II Вселенского собора запрещало это делать.
Конечно, было много других причин, приведших к Великому расколу. Это и перенос центра Римской империи в Константинополь, и различия в традициях богослужения — начиная от священнического облачения и заканчивая использованием пресного, а не квасного хлеба, — и многое другое. Однако все они не сыграли столь значимой роли, как филиокве.
Различия в традициях вполне могли иметь место, часть из них была вполне приемлема. Мы знаем, например, что есть литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — и есть литургия святителя Григория Богослова, папы Римского, которую мы знаем как литургию Преждеосвященных Даров. Они отличаются, но не принципиально. Это многообразие, которое вполне естественно. А вот филиокве признано важнейшим вероучительным заблуждением Католической церкви, препятствующим любому возможному единению с Православной Церковью. Сейчас разрыв между этими Церквями намного глубже, нежели был раньше, потому что католическое учение о духовной жизни, молитве и прочем со временем стало существенно отличаться от православного.
Лютеранский раскол
В 1517 году происходит второй раскол — теперь уже в Римской церкви, — когда от неё отделяется церковь протестантская. Во главе его стал Мартин Лютер — основоположник Реформации, целью которой было возвращение к апостольскому христианству. Реформаторы противопоставляли себя римо-католикам, считая, что те отошли от принципов первых христиан. Своё название протестантизм получил от «Шпайерской протестации» — документа, в котором немецкие князья выступили в защиту Мартина Лютера. В итоге все некатолические деноминации, возникшие в результате Реформации, мы теперь называем протестантскими.
Причины, побудившие Лютера отколоться от Католической церкви, многим будут понятны. Как учёный и богослов, занимающийся Священным Писанием, он не мог принять такого порождённого католичеством явления, как индульгенция — прощение грехов за деньги, а также учений о чистилище, возможности спасения молитвами святых, папской власти и многого другого. В результате он написал 95 тезисов, критикующих учение Католической церкви, которые опубликовал в октябре 1517 года. Его идеи многие поддержали.
Лютер перевёл Библию на немецкий язык, активно занимался популяризацией изучения Священного Писания, вёл активную борьбу с папой, за что тот отлучил его от Церкви — это была настоящая война. И всё, возможно, закончилось бы для реформаторов неплохо, если бы не вопрос об апостольском преемстве — непрерывной преемственности епископства через рукоположение от апостолов. Ни один католический епископ не принял Реформацию и протестантский раскол, и это было большой проблемой. Лютеру предлагали перейти в Православную Церковь, но он этого предложения не принял. В результате на почве протестантизма возникло множество христианских деноминаций, которые, однако, искажали основное учение, что было прямо противоположно целям Лютера. К тому же он не видел рвения в изучении Слова Божьего, которого так жаждал и к которому призывал. Мы же на сегодняшний день видим множество протестантских организаций, называющих себя христианскими, но не имеющих к христианству никакого отношения — как всем известные Свидетели Иеговы (организация запрещена в ряде стран как экстремистская), например.
Ещё одна деноминация, появившаяся в период Реформации, но только на территории Англии — англиканство. Оно обособилось от Католической церкви в середине ХVI века и в догматическом плане очень напоминало протестантизм. Со временем учение англиканства пошло по пути компромисса между католичеством и протестантизмом: церковь именует себя католической, но её структура, догматика и богослужебные традиции относят к протестантизму.
Если говорить о причинах, приведших к разделению изначально единой Церкви, то одной из главных я бы назвал человеческую гордость, которая в ХІ не позволила папе не претендовать на звание главы Церкви и заместителя Христа на земле. Желание решать единолично все церковные вопросы и отказ от принятия соборного разума Церкви привели к расколу, который на протяжении столетий так и не удалось преодолеть и последствия которого мы до сих пор испытываем на себе. Как? — например, в виде расколов внутри нашей Церкви, которые, к сожалению, имеют место. Гордость и отсутствие любви к ближнему питают расколы по сей день.
Как относиться к представителям иных христианских деноминаций?
Мы не имеем права говорить, что верующие люди, которые находятся вне лона Православной Церкви — какие-то грешники или недохристиане, недостойные спасения. Это недопустимо потому, что они, возможно, не знали другой веры. Можем ли мы винить их за это? Имеем ли право говорить, что они не спасутся и попадут в ад — хотя эти люди искренне молятся Богу и живут по Его заповедям? Конечно, нет. Если мы перейдём из своей веры в другую — тогда да, наше спасение под вопросом. А вот осуждающе говорить о тех, кто принял веру, которая распространена в его стране или регионе, однозначно не стоит.
Мы не можем молиться вместе с представителями других деноминаций — нам это не позволяют каноны нашей Церкви. Мы не разделяем их духовной жизни и духовных упражнений, их понимание Бога отличается от того, каким его сохранило православие. Но мы можем делать вместе добрые дела, общаться и даже чему-то хорошему у них учиться. Возможно, такое дружественное общение приведёт к тому, что эти люди однажды перейдут в православие — такие случаи известны.
Причины возникновения деноминаций
Первая причина — вероучительная, то есть когда возникают конфликты в вопросах основ веры. Ярчайший пример — учение о филиокве.
Вторая — различие традиций. Например, есть копты — христиане, которые не смогли в виду исторических причин приехать на один из Вселенских соборов и решили, что всё, что было принято на этом соборе без них, неправильно. Или вспомним снова традицию служить на разном хлебе — квасном или пресном. Это не принципиально, но может стать причиной раскола.
Третья причина — гордость человеческая, о которой мы уже упоминали. Из неё вытекает четвёртая — политическая. Пример такого раскола мы наблюдали в нашей Церкви. Тогда люди, поправшие все церковные и нравственные законы, создали структуру, которую наполнили какими-то сомнительными личностями. А ряд Поместных Православных Церквей, не разобравшись в этом безобразии, принял эту искусственно созданную церковь и признал её своей сестрой. Мы с этим согласиться не можем, потому что часть нашей Церкви пострадала от их преступных действий. Как можно причащаться из одной Чаши с тем, кто пришёл и отнял ваш дом? Никак. Вот мы и не причащаемся.
Изначально разрыв происходит в чём-то одном, но потом с каждым годом в него так или иначе включаются все остальные факторы.
Мы ничего не можем поделать с тем фактом, что в мире существует множество христианских деноминаций. Наша задача — не осуждать их представителей, но и не обесценивать собственную веру. Мы можем перенимать их хорошие качества, чтобы помогать развиваться своей Церкви. Нужно помнить: моя Церковь — та, в которой я встретил Христа. Моя задача — жить в ней, любить и чувствовать себя свободным.
Беседовала Екатерина Щербакова