12 ноября 2021 г.
В день прославления Озерянской иконы Божией Матери викарий Горловской епархии епископ Константиновский Паисий совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Крестище Краматорского района. Ему сослужили настоятель храма архимандрит Игнатий (Хоменко), настоятель храма Святого Духа города Славянска протоиерей Олег Хижняков и духовенство Александро-Невского благочиния.
По окончании богослужения владыка поздравил настоятеля храма архимандрита Игнатия (Хоменко) с пятидесятилетием.
В этот день прославляется Озерянская икона Божией Матери. Одна из самых почитаемых икон Украины, величайшая святыня Слобожанского края получила своё имя от названия села Нижняя Озеряна на юго-западе Харьковской области, где она впервые явилась. Чудесное обретение этого образа произошло в XVII веке, когда наш край подвергался набегам татар.
Согласно преданию, икону нашёл на лугу крестьянин во время сенокоса. Случайно он рассёк её косой. Опечаленный случившимся, крестьянин принёс пострадавшую икону домой, но наутро не увидел образа в своем доме. Его нашли на том лугу, где он был обретён. Рассечённые косой части соединились. Перед образом горела свеча, а рядом бил родник ключевой воды.
Местный священник Фёдор сообщил об этом митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию. На месте обретения иконы построили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Образ был установлен в храме. А с 1711 года здесь была основана Богородичная пустынь, которая просуществовала до 1787 года. После этого братия монастыря была переведена в Харьковский Спасо-Преображенский монастырь, вместе с ней в Харьков был перевезён и образ. С тех пор Озерянская чудотворная икона стала хранительницей Харькова.
В «Истории города Харькова за 250 лет его существования» (с 1655 по 1905-й год) Д. И. Багалея и Д. П. Миллер об этой иконе упоминается: «…Икона, говорит проф. Е. К. Редин, действительно писана на холсте, прикрепленном к доске. Письмо, как справедливо замечает преосвящ. Филарет, кисти древнего малороссийского художника… она писана, по всей вероятности, простым мастером… краска, обычная в памятниках южно-русских для XVII–XVIII вв.».
У Озерянской иконы произошло и до сих пор происходит множество чудес и исцелений. В 1935 году, с установлением в Харькове советской власти, в первую очередь безбожники постарались разрушить монастырь и уничтожить чудотворный образ. Икона бесследно исчезла. Безбожные власти пытались уничтожить и целебный источник на месте явления образа. Его засыпали землей, забрасывали каменными блоками, но каждый раз струи чистой воды вновь находили себе путь. Несмотря на запрет властей, даже после исчезновения иконы поток верующих в Озеряну не прекращался.
К счастью, с почитаемой чудотворной иконы было сделано множество списков. Хотя они отличаются друг от друга, многие из них уже прославились чудотворением.