Протоиерей Николай Марковский
Нужно ли всё делать бесплатно, если ты христианин?
14 ноября Церковь празднует память преподобных Космы и Дамиана Асийских — братьев, прославленных в лике святых за то, что они бескорыстно помогали людям. Будучи врачами, Косма и Дамиан дали обет не брать абсолютно никакой платы за свой труд. Следует ли современным христианам подражать примеру святых? Об этом — настоятель Покровского храма в Зайцево протоиерей Николай Марковский.
До эпохи денежных отношений
Подражать хорошему примеру всегда стоит, но при этом надо соотносить свою эпоху с тем временем, когда жили святые. Читая жития древних святых — Космы и Дамиана и других, — мы должны понимать, что они жили в иных реалиях. I-V века — время расцвета аграрного хозяйства и натурального обмена. Люди не так нуждались в денежных средствах, как сегодня. Они кормились от земельных наделов, а за услуги расплачивались продуктами или другими услугами. Ты помог чем-то — и тебе помогли.
Первые христиане сами изготавливали свечи из воска и пекли просфоры для богослужений, делали лампадное масло из оливок. Сегодня всем этим занимаются штатные работники храмов и монастырей, которые закупают масло и свечи, пекут просфоры из приобретённой муки. В наш технологический век реалии абсолютно иные.
Святые Косма и Дамиан были людьми одинокими — у них не было ни семьи, ни детей. Многие другие святые были монахами. Но даже не имевшему семьи апостолу Павлу приходилось зарабатывать себе на хлеб изготовлением и продажей палаток.
В житиях мы читаем, что нередко монахи плели и продавали на рынке корзины и делали другие ремесленные изделия, чтобы купить хлеб для обители. Преподобный Сергий Радонежский, будучи игуменом, во время голода за хлеб построил сени одному из братьев монастыря. Сегодня основная часть прихожан имеет семьи, зачастую многодетные. Детей нужно кормить и учить. Они не могут работать бесплатно.
Подражать хорошему примеру, помогать ближним — наш христианский долг. При этом нужно понимать, что мы живём не в V веке, а в XXI.
Помощь или эксплуатация?
Часто люди путают понятия бескорыстной помощи и эксплуатации. От тех, кто однажды оказал помощь, они требуют этого постоянно и удивляются, если им отказывают: ведь ты мне помогал, теперь ты просто обязан помочь!
Безусловно, если кто-то нуждается в помощи, а у нас есть возможность её оказать, мы должны это сделать по заповеди Спасителя. При этом мы не должны терпеть, когда нашей добротой пытаются пользоваться в ущерб нам самим. Делающий добро никому ничем не обязан.
Если человек видит, что им просто пользуются, я бы советовал такую помощь прекратить, потому что она не идёт во благо. Любое доброе дело должно быть ради Христа, а это значит — идти во спасение души, в том числе и того, кому её оказывают.
Я сам сталкивался с таким отношением. Когда мы привозили в Зайцево хлеб, многие приходили с озлобленностью и претензиями: почему его мало или почему им не досталось в этот раз. Если поначалу была какая-то благодарность, то потом — только требования. Нас пытались сделать чем-то обязанными, в чём-то виноватыми. От нас постоянно чего-то требовали. Такого допускать не следует. Это неправильно. Помощь должна быть в меру сил того, кто её оказывает.
Как определить меру бескорыстия?
Люди тратят много лет своей жизни и нередко значительные средства, чтобы получить образование, обучиться какой-то профессии. Если однажды кто-то попросит их сделать бесплатно то, за что они получают деньги, можно оказать такую помощь из христианского милосердия. Но если это происходит регулярно, отнимает у семьи значительную часть заработка, лишает свободного времени — будет не по-христиански продолжать такие отношения.
Я думаю, каждый в состоянии понять, что им начинают пользоваться, и прекратить это. Имея возможность оплатить некую услугу, но не оплачивая её, человек совершает грех. Если мы потакаем этому, мы соучаствуем в подобном грехе.
Часто мы слышим: «Ну ты же христианин, помоги мне!» Это не что иное, как шантаж. По сути, нас пытаются шантажировать тем, что пустят о нас худой слух или будут смотреть осуждающе, мол, вот такие мы христиане. Помощь должна быть по силам, а милостыня — сугубо добровольной. Если мы имеем возможность помочь и желание это сделать — только тогда можно приступать к доброму делу. Любое милосердие основывается на христианской любви. Если нет любви, а есть принуждение и шантаж, это уже не доброе дело.
Записала Мария Цырлина