Протоиерей Николай Николенко
Можно ли давать обеты?
Праведные Иоаким и Анна дали обет посвятить ребёнка Богу — и отдали трёхлетнюю Деву Марию в Храм. Что такое обет? Можно ли его давать христианам, если Спаситель сказал «не клянитесь»? Какие могут быть последствия нарушения обета? На эти вопросы отвечает настоятель Пантелеимоновского храма в Железном (Артёмово), где особо почитается святая праведная Анна, протоиерей Николай Николенко.
«Не клянись вовсе»: о чём говорил Христос?
В Евангелии Спаситель говорит о клятве:
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:33-37).
Этими словами Он предупреждает о напрасности клятвы небом, землёй и даже своими волосами, ведь в этом случае человек клянётся не своим. Даже над волосами на своей голове он не властен. Как может он клясться небом или Иерусалимом? Ведь это не его имущество! В ответ на заданные вопросы следует отвечать просто «да, да», «нет, нет», но не заверять свои слова напрасной божбой или клятвой. Речь в этом отрывке вовсе не идёт о том, нужно ли давать обещания Богу.
Что такое обет?
Обет — это обещание. Мы даём обеты Богу в таинстве Святого Крещения: жить по вере, изучать Священное Писание, соблюдать заповеди. В таинстве Венчания вступающие в брак дают перед Богом обещание быть верными друг другу. Когда священника рукополагают в сан, он тоже даёт обеты: соблюдать апостольские правила, совершать богослужения по церковному чиноположению, жить благочестиво. Воины приносят присягу — обет служить Родине и, если нужно, отдать за неё жизнь.
Множество людей, попадая в тяжёлые ситуации, давали обеты Богу: «Господи, если я пройду эту мясорубку, навсегда изменю свою жизнь». Заслуженный ветеран, участник боевых действий Иван Михайлович Воронов дал обет Богу и после окончания Великой Отечественной войны ушёл в монастырь. Он стал архимандритом Алипием, известным иконописцем и наместником Псково-Печерского монастыря.
Обет — это не обмен: «Ты мне здоровье или жизнь, а я тебе — вот это». Ни в коем случае. Человек в трудные моменты своей жизни больше не видит помощи ниоткуда, кроме как от Бога, и в благодарность за свою неоставленность хочет дать ему всё, что у него есть… Так и праведная Анна, мать Пресвятой Богородицы, по обету привела Её в Храм. Это было обоюдное желание праведной четы: ведь если бы Иоаким был против, то Дева Мария осталась бы воспитываться в семье.
В нашем храме особо почитается образ праведной Анны. Каждый вторник перед ним я совершаю молебен с чтением акафиста. В словах этого богослужения раскрывается глубина принесённого праведной Анной обета: всю свою жизнь она переносила поношения из-за бездетности с благодарностью Богу. Дева Мария была ребёнком их старости. По человеческим меркам давать обет Богу «если я в преклонных годах рожу ребёнка, то принесу его в храм» было бы безумием. Только обладающий глубокой верой и бесконечной любовью к Богу человек может сказать такие слова.
Обет можно давать о любом добром деле, которое мы хотим посвятить Богу. Главное при этом — руководствоваться любовью к Нему. Не бывает «больших» и «маленьких» обетов: любое совершаемое ради Бога добро немаловажно в этом мире.
Может ли епископ или священник разрешить от обета?
Бывает так, что обет Богу неугоден. Митрополит Лонгин (Жар), создавший приют для более 400 детей, рассказывал такую историю. Однажды в храм, где он служил, пришла женщина, новорождённый ребёнок которой умирал. Она упала перед иконой и дала опрометчивый обет, если тот исцелится, в три года принести его в храм и там оставить. Она пришла. Привела владыке Лонгину исцелённого ребёнка, обливаясь слезами. Под конец не выдержала и сказала: «Я умру без него». Владыка ей говорит: «Мамочка, забирайте ребёнка, идите домой». Прочёл над ней разрешительную молитву и благословил их.
Владыка Лонгин разрешил женщину от греха нарушения обета, но о том, чтобы священник или епископ мог отменить сам обет, я никогда не слышал. В ряде случаев разрешить от наиболее тяжких грехов, снять епитимью или запрещение участвовать в церковных таинствах может только епископ, наделённый большей властью перед Богом, чем священник.
Что будет, если нарушить обет?
Господь предупреждает: От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12:37). Наши слова — явление не физическое, а духовное. Они пойдут с нами в вечность. Недаром говорят: молчание — золото. Как часто человек забывает о том, что он говорил и обещал! Враг рода человеческого непременно постарается, чтобы мы забыли о своих обещаниях Богу.
Народное предание хранит много историй о том, что бывает, когда люди не исполняют данный ими обет. Один воин шёл с князем на войну и дал обет: «Если вернусь живым и здоровым, украшу икону Успения Божией Матери, что в Киево-Печерском монастыре, золотом». Пришёл с победой, живой, здоровый. Отпраздновал — и забыл о данном обете. Матерь Божия явилась ему во сне и сказала: «Не дерзай забывать о том, что ты пообещал», и указала ему на икону. Богородице не нужно золото. Ей нужно, чтобы мы душу свою не загубили лживыми обещаниями. Раз уж пообещал — будь добр, исполни.
В житиях святых мы тоже встречаем такие случаи. Святой князь Пётр дал обет жениться на крестьянской девушке Февронии, если выздоровеет, но сразу его не исполнил. После этого болезнь снова вернулась к нему. Будущий оптинский старец Амвросий в тяжёлой болезни дал обет стать монахом, но впоследствии передумал. Его посетила новая болезнь. После совета с духовником он решил исполнить обет — и не пожалел об этом.
В Священном Писании есть такие слова: Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9:16). Не от Бога карающего, а от Бога милующего. Господь каждому хочет спасения, а не стремится его наказать.
Десять раз подумайте
Стоит ли давать какой-либо обет кроме тех, которые положены в таинствах Церкви? Каждый должен решить это сам — в меру своего духовного возраста. Если сомневаетесь, лучше не давать опрометчивых обетов, а просить у Бога дар рассуждения. Лучший советчик христианина — Священное Писание. В нём есть примеры праведных Иоакима и Анны, которые по обету навсегда отдали своего Ребёнка в Храм, Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые навсегда сохранили девство. Они были величайшими святыми.
Сможем ли мы совершить нечто подобное, пройти таким же скорбным и трудным путём, как они, или лучше не дерзать? Лучше усердие в малом, чем великое рвение, на которое не хватит наших душевных сил. Богу угоднее приносимое нами покаяние, смирение и терпение, чем какие-то обещания, если они заставят нас мучиться всю жизнь.
Как правильно дать обет, если всё же решили это сделать? Священное Писание об этом умалчивает. Единственный руководитель в этом — наше сердце.
Обет — обоюдное решение Бога и человека. В таинстве Крещения мы даём обещание быть с Богом. Но зависит ли это только от нас? Лошадь бежит на четырёх ногах, и то спотыкается. Куда уж человеку на двух ни разу в жизни не споткнуться и не упасть! С нашей стороны мы даём обещание уповать на Бога, но находиться ли рядом с нами — решает Сам Бог.
Записала Мария Цырлина