11 августа 2022 г.
Викарии епархии совершили богослужения в день Рождества святителя Николая Чудотворца
В день Рождества святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, епископ Константиновский Паисий совершил Божественную литургию в храме преподобного Иова Почаевского города Константиновка. Ему сослужили настоятель прихода, благочинный Иово-Почаевского округа в Константиновке протоиерей Вадим Ильчук, благочинный Николаевского округа в Константиновке протоиерей Андрей Чичеринда, благочинный Торецкого округа протоиерей Георгий Федорчук, настоятель храма Святого Духа города Славянска протоиерей Олег Хижняков и духовенство константиновских округов. За литургией молилась настоятельница Сергиевского женского монастыря игумения Феодосия (Мельникова).
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Олег Хижняков. Он отметил, что святитель Николай тоже жил в непростые времена. Однако это не помешало ему идти к Богу и творить добрые дела:
«Сегодня различные обстоятельства жизни человека ввергают его в уныние, отчаяние, тоску, неверие или ропот на Бога, не дают ему возможности совершать тех же подвигов, которыми прославлены святые. Кто нам, возлюбленные, мешает это сделать? Апостол говорит, что нас не могут разлучить от любви Божией ни скорбь, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни нагота, ни меч, ни иное какое страдание. Никакие внешние обстоятельства не заставят человека оставаться чёрствым или безразличным к чужому горю. Никакие трудности, никакое нашествие, никакие бедствия стихийные не могут человека милостивого заставить перестать таким быть. Нам ничто не мешает совершать дела милосердия, чтобы нашими трудами себя приблизить к Богу, а Бога — к себе».
По окончании литургии владыка призвал учиться у святителя Николая доброте и небезразличию к ближним:
«Сегодня безразличие, жестокость, ненависть набирают такие обороты, что жить в мире становится невозможно — не только в обществе, но даже в семье очень часто отношения достигают таких оттенков, что человеку становится душно. Враньё, лукавство, лицемерие, постоянный поиск выгоды, трусость, неблагодарность — все эти качества были несопоставимы с жизнью святителя Николая. Человек, обладающий ими, ничего общего со святителем Николаем не имеет. Такой человек будет всегда относиться с пренебрежением к своему ближнему, потому что он ищет своей выгоды. Ему не важны чувства, переживания ближнего, ему неважно даже то, что о нём думает Бог, потому что он-то о себе очень высокого мнения, он считает себя лучше других.
Мы всегда пытаемся сравнивать себя с теми, кто намного хуже нас: я не такой, как он, я-то лучше. И начинаем гордиться. Но мы себя мало сравниваем, например, со святителем Николаем, а мы призваны к этому. Нам необходимо задумываться: а чем я отличаюсь от святителя Николая? И оказывается, что очень многим: в нас нет и доли тех качеств, которые есть в этом святом».
Фото Серафима Пирожкова и Георгия Дудника
Затем владыка посетил церковь святого праведного Иоанна Кронштадтского города Константиновки и место строительства типового храма, который возводит эта община.
Фото Георгия Дудника
В этот же день епископ Добропольский Спиридон совершил Божественную литургию в храме святого мученика Виктора Халкидонского города Мирноград (Димитров). Ему сослужили клирики храма. За литургией была вознесена молитва о мире.
По окончании Божественной литургии владыка обратился к прихожанам с проповедью. Он призвал подражать примеру жизни святителя Николая Чудотворца:
«В душе святителя Николая, как в чистейшем зеркале, отразились все христианские добродетели. В земном житии он был щедрым благотворителем и мужественным исповедником веры Христовой, молитвенником, постником, опорой для слабых, защитником для обиженных и добрым наставником для многих людей. Та величавая простота, с которой проходил земной путь святитель Николай, — пример для всего рода христианского. Нам нужно молиться ему, чтобы он никогда не оставлял нас своим благодатным присутствием. Будем не только обращаться к нему в трудные моменты нашей жизни, но и повседневно помнить о том, что есть на небесах такой величайший ходатай, молитвенник и заступник. В любой нужде будем прибегать к святителю Николаю!».
Накануне вечером владыка совершил в Викторовском храме всенощное бдение с литиёй.
Фото Владислава Денисова
Без сомнения, самый почитаемый святой во всём православном мире, святитель Николай Чудотворец родился около 270 года в городе Патары в Малой Азии. Его родители Феофан и Нонна были знатными и благочестивыми людьми. По совету дяди, епископа Ликийской области, Николай был рукоположен во священника. Во время путешествия дяди в Палестину по его поручению он управлял епархией.После смерти родителей святой Николай раздал всё своё богатое наследство нищим. Он старался творить милостыню тайно. Известен случай, когда он ночью трижды подбрасывал обедневшему человеку мешочек с золотом, чтобы он выдал замуж трёх своих дочерей, которых бедняк уже собирался отдать в бордель, чтобы они не умерли от голода. Этот случай стал известен лишь благодаря тому, что в третий раз отец дочерей подкараулил своего благодетеля.
Святой Николай прославился как чудотворец ещё при жизни. По его молитве утихала буря в море, а когда однажды один из корабельщиков сорвался с мачты и умер, угодник Божий, плывший на том корабле, помолился над ним и воскресил умершего.
Посетив Святую землю, Николай хотел удалиться в пустыню и стать отшельником, но Господь, обратившись к нему, велел вернуться в Ликию и остаться в миру. Когда святой Николай сел на корабль, корабельщики, взяв с него деньги, обманули его и задумали плыть в другую страну. Но внезапно в море начался шторм. Сильный ветер не утихал, пока не пригнал корабль к берегам Ликии.
Так как в родном городе Патаре святого Николая все знали и воздавали ему почести за его праведную жизнь, он под видом нищего удалился в Миры — многолюдную столицу Ликийской области, где жил подаянием и посещал храм. Когда пришло время избрать в Мирах нового Ликийского епископа, старейший епископ получил во время молитвы откровение, что епископом станет тот, кто первым войдёт утром в храм. Первым в церковь вошёл нищий — святой Николай, который ещё до рассвета спешил помолиться Богу.
Во время правления нечестивых императоров Диоклетиана и Максимиана святитель Николай вместе со своей паствой был заключён в темницу и освобождён лишь после смерти императоров, которых сменил на престоле Константин Великий.
Возвратившись к управлению Ликией, архиепископ Николай боролся как с язычеством, так и с возникающими ересями. Он принимал участие в Никейском соборе, на котором была осуждена ересь Ария, отрицавшего Божество Христа. Существует предание, что святитель Николай так сильно ревновал об истине, что при всём соборе дал Арию пощёчину.
Он был заступником вверенной ему паствы. Однажды во время голода в Ликии святитель явился во сне итальянскому купцу и повелел ему плыть продавать зерно в Миры. В залог он оставил купцу три золотых монеты. Проснувшись и найдя в руке золото, купец в страхе не смел ослушаться.
Когда правитель Мир Ликийских Евстафий, подкупленный золотом, осудил на смерть трёх невиновных, то святитель Николай, узнав об этом, пришёл на место казни, бесстрашно вырвал у палача меч и освободил невинных.
Однажды корабль плыл из Египта в Ликию и попал в шторм. Моряки вспомнили о святителе Николае, прославленном чудотворце, и стали молиться ему. Святитель пришёл к ним по морю и встал у штурвала, доведя корабль до гавани.
Святой Николай дожил до глубокой старости. После своей смерти в 345 году он был похоронен в Мирах. Его мироточащие нетленные мощи в 1087 году из страха турецкого нашествия были перенесены в итальянский город Бари, где пребывают до сего дня.
И по смерти святитель Николай остаётся милосердным заступником нуждающихся, помощником мореплавателей и путешественников, избавляет от бед и подаёт исцеление всем молящимся ему. Свидетельств чудесной помощи святителя Николая — тысячи и в глубокой древности, и в наши дни. С древних времён на Руси святителю Николаю Чудотворцу посвящались сотни храмов. В Горловской епархии их 19.
Праздновать Рождество святителя Николая — исключительно русская церковная традиция, которая, однако, имеет древние корни: праздник известен уже с XII–XIII веков. Отсутствие праздника в месяцесловах других Православных Церквей и стало, скорее всего, причиной его упразднения в конце XVIII века. В 2004 году патриарх Московский и всея Руси возродил эту благочестивую традицию, которая постепенно возвращается в Церковь.