07 января 2024 г.
Митрополит Митрофан совершил богослужение в Рождество Христово
В праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
За богослужением пели хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова, молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук и детский хор соборного храма под руководством Татьяны Щевелевой.
По окончании литургии владыка обратился к горожанам с поздравительным словом. Он рассказал о том, что может принести подлинную радость в день Рождества:
«Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с великим днём — праздником Рождества Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа! Это один из тех дней в году, которые стоят за пределами времени, потому что этот он непостижимым образом даёт возможность напрямую прикоснуться к Самому Богу и к самой вечности.
Абсолютно все люди все хотят быть счастливыми: верующие любого исповедания, неверующие, — и не раз в году, а всю свою жизнь. Когда приближается значимый праздник, как люди его встречают? Нужно накрыть стол, приготовить вкусную еду, пригласить гостей в дом, купить подарки, украсить дом цветами, гирляндами. В канун такого праздника, как Рождество или Новый год, мы видим, как заполнены магазины, какие там очереди: все украшают свои дома, покупают подарки, все хотят чуть больше съесть и выпить, чуть дольше посидеть с друзьями. Они это делают, потому что хотят, чтобы радость и счастье в их жизни появились хотя бы на мгновенье.
В день Рождества Церковь приглашает нас не за стол, не в торговый центр и не на концерт или какую-то шоу-программу, где нас будут развлекать артисты. Сегодня Церковь приглашает нас в вифлеемскую пещеру — к истинному Источнику подлинной радости и подлинного счастья Она приглашает нас поклониться Младенцу Христу и хочет, чтобы мы отвлеклись от всего того, что делает нас счастливыми и радостными на короткое время, к Тому, Кто может дать подлинное счастье и радость на целую вечность.
Кто-то это уже понял, кто-то на пути к этому, кто-то до сегодняшнего дня от этой радости отказывается. Кому-то легче думать, что живое произошло от неживого, что разумное произошло от неразумного, что порядок произошёл от беспорядка. Эти люди себя называют безбожниками, атеистами. Но, возможно, и у них когда-нибудь в жизни произойдёт что-то такое, что заставит их прийти туда, куда сегодня пришли все мы: к вифлеемской пещере, к разумному и доброму, Источнику счастья, жизни и радости, Который пришёл к нам и Сам Себя назвал Сыном Человеческим, чтобы мы почувствовали, что Он нам родной и близкий, что Он любит каждого. Когда мы это осознаем, в нашем сердце вдруг откроется дверь, через которую счастье и радость наполнят его не на одну минуту, не на один час, а на всю оставшуюся жизнь и на всю будущую вечность. С этим я вас в сегодняшний день и поздравляю.
Каждый из нас пусть сегодня отринет от себя любое уныние, любую скорбь, любую печаль, любую обиду и с радостью примет такого же, как и мы, который пришёл к вифлеемским яслям для того, чтобы быть счастливым, чтобы поклониться Родившемуся Христу. Каждый из нас сегодня имеет право почувствовать себя родным, любимым и близким Создателю, Который пришёл в этот мир для того, чтобы мы не были одиноки.
С праздником всех вас поздравляю, с причастием Святых Христовых Таин, с Рождеством Христовым! Радости вам, счастья и благословения, которые только Господь может дать каждому из нас в этот святой день!»
Затем горожан поздравили детский и молодёжный архиерейский хоры собора, а также воспитанники воскресной школы «Росток». Выступавшие получили подарки из рук владыки.
Накануне митрополит Митрофан совершил в соборном храме праздничное всенощное бдение с литиёй.
В первые три века жизни Новозаветной Церкви Рождество Христово отмечалось вместе с Крещением. Общий праздник назывался Богоявление и был посвящён воспоминанию событий прихода Спасителя в мир и Его выхода на проповедь после крещения в Иордане. Помимо праздника Богоявления в Церкви существовали лишь два — Воскресения Христова и Пятидесятницы.
В противовес шумным языческим празднествам, в эти дни строго держался пост. Оглашенные (наставляемые в вере) в вечер накануне этих трёх дней года принимали таинство Крещения. До сих пор на пасхальной, рождественской и крещенской литургиях мы слышим крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» и видим белые богослужебные облачения, напоминающие об этом.
Двойному значению праздника Богоявления способствовало распространённое в то время мнение, что Господь крестился в Иордане в день Своего Рождения. Мнение это основано на стихе Евангелия от Луки, где говорится, что, начиная Свое служение, Иисус<…> был лет тридцати (Лк. 3:23). Сам праздник Богоявления изначально совершался шестого числа первого месяца года.
О дате Рождества в то время велись споры, поэтому изначально дата празднования была выбрана символически. В шестой день первого месяца первого года, начиная от сотворения мира, согласно книге Бытия, был создан первый человек — Адам. Время рождения Христа, нового Адама, поэтому также отмечалось в день, когда был сотворен Адам ветхий, то есть 6 января — первого месяца года. По старому стилю и сейчас в Православной Церкви в этот день празднуется Богоявление.
Как и Пасха, событие Рождества Христова вспоминалось в Церкви каждый воскресный день, а также в другие дни, при совершении проскомидии (во время которой жертвенник символизирует вертеп, дискос — ясли, звездица — Вифлеемскую звезду, отсюда и название; Чаша, кадильница и фимиам — дары волхвов, а молитвы и славословия — поклонение Младенцу), на раннехристианских агапах («вечерях любви», во время которых совершалась Евхаристия). О Рождестве говорилось в проповедях, вместе с Благовещением поклонение волхвов Младенцу Христу было самым распространенным сюжетом иконописания первых веков.
В катакомбах с I века встречалась и восьмиконечная вифлеемская звезда, нередко её помещали над образом Пресвятой Богородицы и на изображениях Крещения Господня.
После окончания эпохи мученичества в конце ІІІ — начале ІV века у Церкви появилась возможность отмечать праздники более торжественно. Постепенно исчезает пост в эти дни. В IV веке в Палестине Богоявление празднуется целых восемь дней.
В богослужебной жизни Церкви, которой теперь не надо было скрываться в катакомбах, появляется большее число празднуемых событий. Праздник Рождества Христова постепенно отделяется от Богоявления, за последним сохраняется смысл праздника Крещения. Раньше всего, в 337-352 годах, это происходит в Римской Церкви. Дата Богоявления сохраняется прежней — 6 января, а для праздника Рождества Христова устанавливается особый день.
Незадолго до 6 января, а именно 25 декабря, язычники отмечали день зимнего солнцестояния, известный как Natalis Invicti — «рождение непобедимого (солнца)». Желая искоренить языческие традиции, связанные с этим днём, среди новообращённых христиан, Церковь постановила отмечать 25 декабря рождение Спасителя мира, противопоставив это событие «рождению» языческих богов.
Примечательно, что в Александрии в этот день был языческий праздник Кикелий, в римском календаре Филокала праздновался день рождения императора, считавшегося одним из богов. 25 дня месяца тевет (декабрь) в Израиле отмечалось обновление Храма. Всё это послужило тому, что праздник Рождества Христова во многих областях стал совершаться именно в этот день.
Аргументом в пользу того, что действительное событие рождения в мир Спасителя случилось именно в этот день, служит недавно открытая часть комментария святого Ипполита Римского на книгу пророка Даниила, составленного в ІІІ веке, где есть замечание: «Первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 декабря в среду, в 42 г. Августа, от Адама в 5500 г.».
До сих пор службы Рождества и Крещения Господня похожи. Дни между ними — праздничные и именуются святками (святыми днями) — отголосок того, что некогда они составляли одно празднество явления Бога в мир.