19 мая 2024 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Неделю святых жен-мироносиц
В Неделю святых жен-мироносиц митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
За богослужением пели хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова, молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук и детский хор соборного храма под руководством Татьяны Щевелевой.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Димитрий Абросимов. Он рассказал о том, можно ли спастись в условиях современной жизни:
«Святой апостол Павел говорит о том, что христианин спасается в тех обстоятельствах, в которые поставил его Господь. Это ответ каждому из нас на вопрос, как мы можем прийти ко спасению. Ответ очень простой и очевидный: быть христианином там, где мы сейчас находимся. Не только в стенах храма, что, наверное, легче всего, но, в первую очередь, с нашими ближними, в семье, чтобы те ценности, которые мы проповедуем, воплощались в нашей повседневной жизни. Проявление любви в семье, в нашем окружении, проявление христианского отношения к людям, которые к нам такого отношения, может быть, не проявляют, — это и есть путь ко спасению для каждого из нас».
По окончании литургии митрополит Митрофан поздравил всех присутствующих с Неделей святых жен-мироносиц и обратился с особыми словами благодарности к женщинам, которые трудятся в Церкви:
«Христос воскресе!
В этот воскресный день мы с особой радостью и теплотой в сердце поздравляем наших женщин, которые сегодня продолжают подвиг святых жен-мироносиц. Сегодня многие пришли в белых платочках, и я вспомнил слова патриарха Алексия, который когда-то сказал о советском времени, что белые платочки спасли Церковь. Советское время закончилось уже больше тридцати лет назад, наступила совсем другая эпоха, но всё равно в храме женщин намного больше, чем мужчин. Подвиг, который когда-то совершили жены-мироносицы, придя первыми к гробу умершего Спасителя со святым миром, а потом, узнав о Его Воскресении, первыми став проповедницами Воскресения Христа из мертвых даже для апостолов, повторяется всю историю Церкви.
Сегодня то, что называлось когда-то диаконией, называется социальным служением. Когда-то этим занимались диаконы, которых поставили апостолы. Сегодня этим занимаются в основном женщины, и не только в Церкви. Кроме того, они взяли на себя и просветительскую миссию.
В сегодняшний день позвольте вам сказать самые добрые слова благодарности. Спасибо большое и учителям, и хористам, и сёстрам милосердия, и мамам, и бабушкам, и тем, кто убирает в храме за ваше терпение, труд, любовь к Богу и Церкви, любовь к тому, за что берутся ваши руки! Всем вам пусть Господь дарует Свою милость и благословение, пасхальной радостью наполняет ваши сердца и помогает вам без уныния продолжать нести своё служение, как это делали ваши предшественницы все минувшие тысячелетия. Церковь сегодня благодарна вам, и эта благодарность пусть укрепляет ваши духовные и телесные силы».
Каждая прихожанка в этот день получила сладкий подарок из рук священника.
В третью Неделю по Пасхе вспоминаются те, кто служили Христу во время Его земной жизни и после смерти и первыми увидели Его Воскресение. Евангелие сохранило нам семь имён святых жён, которые рано утром в первый день после субботы поспешили ко гробу, чтобы помазать Тело Христа миром и ароматами и совершить необходимые погребальные обряды. Они не задумывались о том, что учеников Спасителя сейчас ищут по всей Иудее, чтобы схватить, что у гроба стоит римская стража, и даже о том, кто им отвалит тяжёлый камень от входа в погребальную пещеру. Всё, что было в тот момент в их сердце, — любовь и стремление послужить Христу, насколько это возможно. За эту любовь и самоотверженность и прославляет их Церковь во второй воскресный день после Пасхи.
Святые жёны-мироносицы, которые упоминаются в Евангелии:
Мария Магдалина — бывшая одержимая, из которой Христос изгнал семь бесов. Её имя означает, что она была родом из еврейского города Магдала в районе Тивериадского озера (Галилейского моря). После того, как Господь вознёсся на Небо, жёны-мироносицы вместе с апостолами отправились проповедовать о Воскресении Христа по всему миру. По преданию, святая Мария Магдалина принесла весть о Воскресении самому римскому императору Тиверию.
Согласно римскому обычаю, приходя к императору, граждане должны были принести ему какой-нибудь дар. Те, кто совсем ничего не имел, могли принести в дар куриное яйцо. Мария подала императору яйцо и рассказала ему о том, что Иисус воскрес. На это Тиверий ответил, что скорее это белое яйцо станет красным, чем кто-нибудь воскреснет из мёртвых. В тот же миг яйцо в руках Марии Магдалины сделалось красным. Именно отсюда происходит традиция красить и дарить яйца на Пасху.
Святая Мария Магдалина объездила всю Римскую империю, проповедуя Евангелие. Она потрудилась в этом наравне с апостолами, поэтому её называют равноапостольной.
Мария, а также Марфа — сёстры Лазаря, которого Господь воскресил из мёртвых. Как мы помним из Евангелия, иудеи хотели убить Лазаря уже на второй день после его воскрешения. После Воскресения Христова иудеи продолжили гонения на иерусалимскую христианскую общину. Лазарь вместе со своими сёстрами бежал из Палестины и проповедовал Евангелие в разных странах, а затем был назначен епископом Кипра. Его сёстры помогали ему в его служении.
Иоанна была женой Хузы, домоправителя царя Ирода. История знает немало примеров обращения ко Христу жён и дочерей тех, кто был преследователями Спасителя. Вспомнить хотя бы жену Понтия Пилата, которая просила его: Не делай ничего Праведнику Тому (Мф. 27:19). После усекновения главы Иоанна Предтечи в доме царя Ирода святая Иоанна тайно положила её в сосуд и погребла на горе Елеон, а после смерти Спасителя, не боясь преследований, пришла помазать Его тело миром. За это она удостоилась быть одной из первых свидетельниц Его Воскресения.
Сусанна — её имя означает «лилия» — богатая женщина, которая служила Христу своим имением. Евангелие (Лк. 8:3) упоминает только этот факт, но по нему можно судить об огромной любви этой женщины: мы помним беседу Христа с юношей, который в ответ на предложение раздать всё своё имущество и последовать за Ним отошёл в печали, потому что владел большим имением (Мф. 10). После этого Спаситель сказал, что путь в Царство Божие для имеющих богатство на земле очень труден и почти непосилен для человека (Человеку это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу (Мк. 10:27). Этот трудный путь избрала для себя хрупкая женщина, которая не просто отдала Христу и апостолам своё имение, а следовала за ними пешком по городам и сёлам, преодолевая многие километры.
Саломия («мирная») — мать апостолов Иакова и Иоанна, была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от его первого брака. Это она подходила ко Христу во время Его шествия на казнь просить, чтобы один из её сыновей сел у Него по правую руку, а другой по левую, обойдя в чести всех других апостолов. Как видим, после укора Господа Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь (Мф. 20:22) она поняла, что ошибалась, увидев во Христе лишь земного царя, а не Спасителя мира. В отличие от многих учеников, которые разбежались после Распятия, она осталась верной Ему даже после Его смерти — и увидела Его Воскресение. Во время гонений на Церковь Христову Ирод обезглавил её старшего сына — апостола Иакова, а сама Саломия после этого скончалась.
Мария Клеопова, по преданию Церкви, также была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от его первого брака. Пресвятая Богородица заменила ей сестру. После возвращения святого семейства из Назарета Иосиф выдал Марию замуж за своего родственника Клеопу. От их брака родился святой апостол из числа 70-ти Симеон, а сама Мария также потрудилась вместе с апостолами в проповеди вести о Воскресении.
Возможно, среди мироносиц также была та женщина, которая помазала ноги Спасителя миром за несколько дней перед Его казнью — в Евангелии её имя не называется.
Вместе с жёнами-мироносицами в этот день также отмечается память праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, которые сняли Тело Спасителя с Креста и положили Его во гробе.
Праведный Иосиф Аримафейский был членом синедриона (высшего судебного органа в Иудее) и тайным учеником Христа. Во время вынесения приговора Христу синедрионом он не участвовал в этом. А после смерти Спасителя, рискуя своей карьерой и жизнью, открыто пришёл к Пилату просить тело Христа для погребения. Иосиф положил Господа в своём семейном погребальном склепе, бросив вызов всему обществу, которое осудило Христа как преступника на позорную и мучительную казнь. После этого, как и следовало ожидать, он был изгнан из Иудеи. Окончил свои дни он в Англии, где проповедовал о Воскресении Христовом.
Праведный Никодим также был тайным последователем Спасителя. Он приходил к Нему ночью, чтобы никто не видел — Никодим был фарисеем и, как Иосиф из Аримафеи, занимал важное положение в обществе. Вместе с будущим апостолом Павлом он был учеником еврейского законоучителя Гамалиила. Никодим пытался возражать фарисеям, незаслуженно обвинявшим Христа, но получил от них встречные обвинения и подозрения в том, что он один из учеников Иисуса: Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк (Ин. 7:50-52).
Воскресение Христово изменило и перевернуло жизнь Никодима и Иосифа — они уже не боялись никакого человеческого осуждения и потери авторитета в обществе и открыто исповедовали Христа. Никодима также выслали из страны. После его смерти раввин Гамалиил привёз его тело в Иерусалим и похоронил в своём склепе. Он же предал земле мощи первомученика Стефана, побитого камнями возле Иерусалима. Сам Гамалиил также стал христианином и причислен Церковью к лику святых.
В этот день принято поздравлять всех тех, кто трудится на благо Святой Церкви, а особенно православных женщин, которые последовали за Христом по примеру святых жён-мироносиц.