19 августа 2024 г.
Митрополит Митрофан возглавил литургию в праздник Преображения Господня в Богоявленском кафедральном соборе
В день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
За богослужением пели хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова и молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук.
По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к прихожанам с архипастырским словом:
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю вас с праздником Преображения Господня! Всех причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Животворящих и Спасительных Таин, которые всем нам пусть послужат во исцеление души и тела и в жизнь вечную!
Сегодня главная молитва дня звучит в тропаре праздника Преображения Господня: Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный! Мы просим, чтобы то, что увидели и ощутили апостолы, находясь рядом со Спасителем на горе Фаворской, произошло с нашей душой и с нашим сердцем, чтобы Свет Божий в них засиял ярким светом.
Это не просто красивый призыв. Многие люди проводят часть жизни в скуке и унынии. Это никаким образом не зависит от того, богатый человек или бедный, здоровый или больной, хорошо у него всё в общежитейском смысле этого слова или плохо. Вот приходит к человеку ощущение такой скуки, томления, непонимания того, что ему делать и чем заняться. Человек не всегда сам себе может ответить на вопрос, почему именно это с ним происходит, и, как правило, думает, что надо отдохнуть или развлечься, и тогда всё наладится.
Отдыхают и развлекаются люди по-разному. Кто-то увлекается спортом, кто-то хобби, кто-то кино смотрит, кто-то книги читает, музыку слушает, кто-то пьёт алкоголь или принимает более тяжёлые вещества. После таких „развлечений“ скука и томление никуда не уходят, их становится ещё больше. Многие думают, что мало отдыхали или плохо развлекались, и начинают выдумывать что-то ещё, но потом снова и снова возвращаются к той же самой скуке. Так было до Рождества Христова, так было две тысячи лет после Рождества Христова, так происходит и сегодня со многими людьми.
Церковь предлагает нам лекарство от скуки, от томления духовного: попробовать научиться жить с Богом, чтобы жизнь всегда имела смысл.
Мы с удивлением читаем о подвигах отшельников или затворников. В Киево-Печерской лавре идёшь по пещерам — там затворники жили. Их туда никто как в тюрьму насильно не заключал. Чем они там развлекались? Интернета, книг, музыки, телевизора у них не было, но они там не скучали. Они обрели тот Свет, о котором говорили апостолы, когда они находились на горе Фавор, „как нам хорошо здесь быть!“, о котором сегодня мы с вами молимся, чтобы он и в нашей душе засиял. Этот Свет им был настолько дорог, что они хотели уйти от людей в пещеру, лишь бы его не потерять. Если бы этого Света не было, у нас бы не было пещерников, затворников, монастырей, подвижников, мучеников, которые, обретая этот Свет, настолько свою жизнь чувствовали исполненной, что ничего другого больше не хотели.
Господь хочет, чтобы этот Свет был у каждого из нас, чтобы он сиял в жизни и сердце каждого человека. Но как он будет сиять, если мы кого-то осуждаем, и это для нас вообще даже не грех, а повседневное житейское дело? Что в этот момент с нашей душой происходит? Мы позволили гордыне и презрению к другому человеку поселиться в сердце. Кто сегодня считает грехом гордыню? А если человек совершает какую-то подлость, если он поступает против своей совести, которая кричит ему, что нельзя так делать? Свет из жизни уходит, а вместо него приходит тьма, и для того, чтобы жизнь не была отвратительной, эту тьму нужно как-то забыть, нужно придумать себе какие-то развлечения. Человек опять возвращается к этому замкнутому кругу.
Неслучайно многие учителя Церкви просят обратить наше внимание, что Преображение произошло не в комнате, не в подвале, не где-то ещё, а именно на горе, на которую нужно было подняться и потрудиться для этого. Нам тоже для того, чтобы в нашей душе засиял этот Свет, нужно приложить определённые усилия, которые Господь видит и которые Он благословляет. Смысл духовного труда, когда мы следим за своими мыслями и поступками, за тем, что происходит внутри нас, становится прикладным, ясным и понятным. Мы понимаем, ради чего мы это делаем. А самое главное, что как только этот Свет придёт в душу человека, как только каждый, к кому этот Свет пришёл, сможет повторить слова апостолов: „Как хорошо, Господи, с этим Твоим Светом быть“, — жизнь сразу приобретает совсем другую глубину. Каждый из нас перестаёт уже так ярко ощущать окружающие обстоятельства и события, какими бы скорбными, неприятными или, наоборот, очень хорошими они ни были, потому что по сравнению с этим Светом они все меркнут.
Можем ли мы научиться этому? Церковь говорит, что да, и сегодня призывает нас об этом задуматься и об этом помолиться всей душой и всем сердцем. Дай Бог, чтобы мы с вами смогли ощутить этот Свет, эту красоту пребывания с Богом! Господь придёт к каждому, как только Он найдёт в сердце любовь, смирение, заботу о ближнем, доброту, — всё то, что делает нашу душу храмом Божиим, в котором этот Свет может засиять. Дай Бог, чтобы наши усилия мы тратили не на то, чтобы искать развлечений, когда нам скучно, а на то, чтобы свою душу сделать храмом Божиим, чтобы подняться на эту гору, где мы сможем увидеть этот Свет и быть с Богом.
Всех вас ещё раз поздравляю с праздником Преображения Господня! Призываю на вас Божие благословение! Храни вас всех Господь!»
По заамвонной молитве владыка совершил освящение плодов нового урожая.
Накануне вечером митрополит Митрофан возглавил в соборном храме всенощное бдение с литиёй.
О Преображении Господнем рассказывают три евангелиста (Мф. 17:1–13; Мк. 9:1–13; Лк. 9:27–36). Незадолго до Своих крестных страданий Господь, желая укрепить учеников и показать, что Он — Бог, принимающий страдания добровольно для спасения людей, возвёл Петра, Иакова и Иоанна на высокую гору Фавор и преобразился перед ними, явив славу Своего Божества. Рядом с Ним явились пророки Илия и Моисей — одни из немногих людей, которые прежде воскресения Христова были взяты на Небо. Чтобы ученики, увидев вскоре страдающего Христа, не боялись, Господь, находясь в славе Своего Божества, беседовал с Илией и Моисеем о Своих крестных страданиях.
Лишь трое из учеников Христовых имели достаточную веру, чтобы вынести созерцание Божественного Света. Пребывание с Господом в лучах Его славы сообщило им такую радость, что они не помнили себя и не осознавали, что говорят. Пётр, находясь в таком состоянии, воскликнул: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф. 17:4). Вместе с тем, по причине греховности человеческой природы они также испытывали и страх в момент близости Бога.
Во время Преображения апостолы услышали голос Бога Отца с Небес: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5). Через послушание Христу каждый христианин призван стать причастником Фаворского Света.