29 августа 2024 г.
Престольный праздник отметил горловский храм Спаса Нерукотворного Образа
В день Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме Спаса Нерукотворного Образа города Горловки. Ему сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинные Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, Енакиевского округа протоиерей Алексий Суетин, настоятель храма архимандрит Тихон (Кондрашов) и множество духовенства.
За богослужением молились сёстры милосердия — участницы сестричества при Богоявленском кафедральном соборе Горловки.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился настоятель Покровского храма в Зайцево протоиерей Николай Марковский. Он призвал христиан хранить в себе образ Божий:
«Каждый человек — живая икона. Какой иконой мы становимся — зависит сугубо от нас. Какими качествами мы обладаем? Если мы икона Бога, то и качества у нас должны быть такие же, как у Бога. Бог Милосердный. Милосердны ли мы к нашим родным, к тем людям, которые нас окружают, к нашим врагам, к тем, с кем и общаться не хочется? Господь терпелив. А терпеливы ли мы с вами? Господь Всепрощающий. Прощаем ли мы? Любовь — самое главное качество Бога. Если мы хотим называться иконой Божией, мы должны стяжать любовь».
По окончании литургии митрополит Митрофан возглавил праздничный крестный ход, после которого обратился к собравшимся с кратким архипастырским словом. Владыка напомнил о том, что в мире, где привыкли всего добиваться силой и деньгами, христиане должны идти совсем по другому пути:
«Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю всех вас с престольным праздником в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя!
Господь, Который создал Церковь, сказал Своим ученикам о том, что христиан в мире не большинство, что Его последователи будут иметь скорбь, а не почёт и уважение, что следовать за Ним будет трудно и непросто.
О Его присутствии в мире мы знаем через Его слово, которое есть в Священном Писании. Также видимым знаком Его присутствия остались Его священные изображения, первым из которых был отпечаток Его Лика на плате — Нерукотворный Образ Господень. Но Господь хочет, чтобы Его присутствием в мире были не только слова и изображения, но и каждый из Его последователей. Живя по воле Божией, человек становится для других маяком и свечой, светом, через который просвещается и освящается весь окружающий мир.
В мире, который привык всего добиваться силой, деньгами и властью, христиане должны пройти свой собственный жизненный путь и добиться всего терпением, любовью и смирением. Можно ли кого-то заставить другого человека любить? Нет, нельзя. Можно ли кого-то заставить быть хорошим? Нельзя. Можно ли кого-то заставить исполнять заповеди Божии? Тоже нельзя. Можно только предложить, побудить и самому стать примером — и это тот непростой путь, которым христиане идут из поколения в поколение.
Начинается этот путь с самого себя, потому что у нас самих не всё хорошо внутри нашей собственной души. Иногда страсти, беря верх и над совестью, и над разумом, затмевают в нас образ Божий, и, глядя на нас, никто не скажет, что мы последователи Христовы. Но когда нам удаётся жить по Евангелию, тогда образ Божий в нас просвещается, он становится ярким, видимым. Тогда это уже перестаёт быть только нашим собственным жизненным подвигом, но и становится светом, который светит пред всеми человеками, которые, прославляя добрые дела, прославляют также Отца Небесного.
Дай Бог, чтобы мы не забывали о том, что и в то время, когда всего добиваются силой, наш путь совсем другой. Наш путь — в терпении и любви. Наш путь, христианский путь, настоящий — это путь смирения, по которому шёл Спаситель и по которому каждый из нас тоже должен научиться следовать. Пусть эти добрые мысли останутся в нашем сердце и будут помогать нам управлять нашими делами и поступками каждый раз, когда у нас будет соблазн пойти совсем по другому пути.
Я всех вас поздравляю с праздником, с причащением Святых Христовых Таин, и призываю на всех вас Божие благословение!»
Фото архимандрита Тихона (Кондрашова)
Церковь Спаса Нерукотворного Образа сегодня — одна из красивейших в Горловке. Она была основана в 2003 году. Пока велось строительство, община собиралась в приспособленном помещении бывшего общежития. Уникальный для Горловки храм возведён в стиле нарышкинского барокко XVII- XVIII веков. Иконостас для него был изготовлен и расписан в Троице-Сергиевой лавре. Внутренняя роспись храма выполнена по сусальному золоту. Автор росписи — известный иконописец Донбасса Виктор Павлов.
Освящение храма в 2008 году совершил митрополит Киевский и всея Украины Владимир. На территории храма построен целый комплекс зданий: духовный центр с помещениями воскресной школы и библиотеки, просфорня, крестильня и дом священника.
Согласно церковному преданию, самая первая икона Господа Иисуса Христа была не написана, а явлена Самим Спасителем чудесным образом. В дни проповеди Христа в Него уверовал сирийский князь Авгар, правитель города Эдесса, который был болен проказой.
Авгар попросил художника Ананию написать для него образ Христа во время Его проповеди. Но у живописца ничего не выходило — лик Господа изменялся и сиял неизреченной славой, которая мешала уловить черты. Господь подозвал живописца, приложил к Своему лицу ткань, на которой отобразился Его лик, и передал эту ткань Анании, пообещав прислать к Авгару Своего ученика, чтобы исцелить его.
После того, как князь поцеловал образ, он почти полностью исцелился от проказы. Ученик Христа, апостол от 70-ти Фаддей, пришёл в Эдессу и крестил князя. После этого проказа навсегда покинула Авгара.
После проповеди апостола многие в Эдессе уверовали во Христа. Город стал христианским, а чудесный нерукотворный образ князь приказал поместить над воротами города.
Прошло много лет, и правнук князя Авгара вернулся к язычеству. Чтобы не допустить поругания нерукотворного образа, христиане Эдессы заложили камнем нишу, в которой он находился. Со временем память о том, где находилось это место, была утрачена.
В 544 году, в дни правления христианского императора Византии Иустина, Эдессу осадили войска персидского царя Хозроя. В этот трудный для города момент епископу явилась светлая Жена, которая открыла ему, где находится нерукотворный образ. После того, как епископ поднял изображение лика Спасителя над городской стеной, персидское войско отступило.
В Эдессе святыня пробыла до 944 года, когда город захватили сарацины. Византийский император Роман осадил город и в обмен на мир с сарацинами получил нерукотворный образ. Император спас святыню от поругания и 28 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, перенёс её в Константинополь. В память об этом событии на следующий после Успения день — 29 августа — установлено празднование в честь Нерукотворного Образа.
Образ пробыл в Константинополе до 1204 года, когда был увезён вторгшимися в город крестоносцами. Дальнейшая судьба его неизвестна.
На Западе распространено другое предание о нерукотворном образе: сердобольная женщина Вероника отёрла лик Христа своим платком, когда Он нёс Крест на Голгофу, и на платке запечатлелся образ Спасителя. Однако это сказание возникло позднее, чем предание об исцелённом князе Авгаре.