01 сентября 2024 г.
Митрополит Митрофан возглавил чин погребения Плащаницы Божией Матери в Богоявленском кафедральном соборе
В вечер Недели 10 по Пятидесятнице, попразднство Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил утреню с чином погребения Плащаницы Божией Матери в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили секретарь епархии и благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинные Богоявленского округа в Горловке протоиерей Сергий Книгницкий, Шахтёрского округа протоиерей Богдан Ильчук, Енакиевского округа протоиерей Алексий Суетин и духовенство Горловки.
За богослужением пели хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова и молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук.
После чтения Евангелия с проповедью к молящимся обратился клирик Богоявленского кафедрального собора протоиерей Димитрий Абросимов. Он отметил, что добродетельная жизнь на земле не бессмысленна в том случае, если жизнь человека не заканчивается смертью:
«Пресвятая Богородица во время Своей земной жизни, несмотря на всю высоту Её добродетелей, не имела славы или успеха в мирском их понимании. Но Её преславная кончина, в которой отразилась вся сила Божества, показывает нам, что добродетельная жизнь не бессмысленна. Все те заповеди, которые оставил нам Господь Иисус Христос, все те поучения, которые излагает Священное Писание, имеют своей целью подготовить человека не к комфорту и блаженству в земной жизни, но к жизни вечной. Христианство говорит о том, что земная жизнь — лишь начало подлинной жизни человека».
По окончании богослужения владыка обратился к горожанам с кратким архипастырским словом, в котором напомнил о главном сокровище в жизни человека — его бессмертной душе:
«Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, благодарю вас за соборную молитву, которую мы совершили в этот день попразднства Успения Пресвятой Богородицы!
Каждый, кто стоит перед иконой Успения Божией Матери, видит, как Спаситель находится возле тела Своей Матери, а на Его руках младенец, завёрнутый в пелены, — душа Пресвятой Владычицы Богородицы, чистая и ясная, в белых одеждах, которые символизируют чистоту и непорочность.
Каждый из нас имеет великое сокровище — бессмертную душу. С ней мы будем пребывать в вечности, когда наше тело останется на земле. Всё, что мы делаем, говорим, читаем и слышим в течение жизни, всё, чем мы душу свою наполняем и с чем бываем согласны, оставляет на ней свой отпечаток. Каждый из нас осознаёт, что мы в течение жизни много оставили на своей душе следов, которые не делают её такой светлой и чистой, как у Пресвятой Богородицы.
Сегодня, когда мы находимся возле Плащаницы Матери Божией и вспоминаем о том, что Она обещала быть нашей Заступницей и Ходатаицей перед Престолом Божиим, обещала Свой покров и молитву, мы просим, чтобы в тот момент, когда наша душа со всеми её ошибками, со всеми следами той жизни, которую каждый из нас прожил, разлучится с телом, покров Пресвятой Богородицы, Её молитвы, Её заступление были с каждым из нас.
У нас с вами ещё есть время над своей душой потрудиться, что-то оттуда убрать и что-то добавить. Помощи в этом мы тоже просим у Пресвятой Богородицы. И, конечно, мы просим, чтобы та вера, которая помогает нам следовать по пути спасения, движущая сила, без которой невозможно сделать ни один шаг в духовной жизни, тоже стала крепче и помогала нам всегда делать правильный выбор.
Всех вас поздравляю с праздником! Всем покрова Пресвятой Богородицы, Её благословения, ходатайства, молитв и предстательства! Храни вас всех Господь!»
В воспоминание перенесения тела Пресвятой Богородицы апостолами после Её Успения в гробницу совершается чин погребения Плащаницы Божией Матери — «Похвала, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Он служится ежегодно накануне праздника Успения, в сам его день или последующие дни попраздства.
Этот чин зародился на Святой Земле в XIX веке, где он совершался на месте погребения Божией Матери. Основные элементы богослужения были заимствованы из службы Великой субботы, когда совершается чин Погребения Плащаницы Христа.
В Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры в Иерусалиме после Успения также праздновалось Воскресение и Вознесение Божией Матери — в подражание праздникам Воскресения и Вознесения Христова. Этот праздник отмечался 30 августа по новому стилю в память о том, что в этот день ученики Христовы открыли запечатанную гробницу Богородицы ради апостола Фомы, который не успел проститься с Ней, и увидели, что Её тела там нет, а в тот же день удостоились явления воскресшей Девы Марии. В этот день после литургии в скиту совершался крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери.
Начиная с праздника Преображения перед Плащаницей Божией Матери, которая хранится на подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, ежедневно совершаются молебны, акафисты и вечерня. Во время чина погребения Плащаница крестным ходом переносится в храм-усыпальницу Пресвятой Богородицы и полагается на одре Божией Матери. Торжественное богослужение возглавляет Патриарх.
Из Иерусалима чин погребения Плащаницы распространился по всему православному миру. В храмах и монастырях во время утрени украшенную цветами Плащаницу Божией Матери крестным ходом обносят вокруг храма, а затем полагают посреди него для поклонения. В Успенской Святогорской лавре и некоторых других монастырях есть обычай совершать этот чин ночью.