Официальный сайт

Богоявление (Крещение Господне)

Событие Крещения Господня описано в Евангелии (Мф. 3:13–17, Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22; Ин. 1:29–34). Перед выходом на проповедь, явлением миру как Мессии, Господь принимает крещение в Иордане от Иоанна Предтечи. Для чего Господь принял крещение? Святой пророк Иоанн Предтеча проповедовал крещение покаяния. Тысячи людей входили в воды Иордана, чтобы очиститься от своих грехов. Но в таком крещении безгрешный Господь не имел нужды. Святитель Афанасий Великий указывает на то, что Сын Божий вошел в иорданские воды, «освятив их Своим естеством», чтобы затем верующие Ему могли «обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь» (Афанасий Великий. Epistula ad Epictetum. 1, 34).

В момент крещения Господня произошло исключительное по своему значению явление всех Трёх Лиц Пресвятой Троицы — Отец говорил о Сыне с Небес «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), Сын крещался во Иордане, Дух Святой сходил на Сына в образе голубя. Поэтому с глубокой древности этот праздник назывался Богоявлением.

До IV века Рождество и Крещение праздновались вместе как один праздник явления Христа в мир — Богоявление. К этому дню приурочивали крещение новых христиан. Поэтому на Литургии в дни Рождества и Крещения до сих пор поют крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (перевод — «Те, которые во Христа крестились, во Христа облеклись»). До наших дней дошли и другие особенности богослужения, которые напоминают о том, что Рождество и Крещение в древности были одним праздником: службы на Рождество и Крещение практически одинаковы, а дни между этими двумя праздниками называются «святками», то есть святыми, праздничными днями.

Уже с IV века возникла традиция совершать праздничное богослужение в полночь и освящать воду в водоёмах. В Палестине в полночь совершался крестный ход из храма в Иерусалиме на Иордан, к предполагаемому месту Крещения Господня, где освящалась вода.

В особой молитве, произносимой лишь в этот день, священник просит, чтобы Господь дал освящаемой воде «благословение Иорданово» и сотворил её «источник нетления». По обычаю, эту воду хранят в своём жилище в особом месте возле икон целый год — до следующего Богоявления. Ещё святитель Иоанн Златоуст отмечал особую святость этой воды и её удивительное свойство не портиться со временем. Вода, освящённая в сочельник или в день Крещения, называется великой агиасмой (греч. τα αγίασμα — святыня). Её пьют в исключительных случаях. Даже небольшое количество крещенской воды делает обычную воду святой. После освящения водоёма многие погружаются в него, чтобы освятиться водой, в которую вошёл Сам Господь.

В Русской Церкви из-за крепких морозов для освящения вод в водоемах прорубают во льду прорубь, в виде креста, которую называют иорданью. Но даже сильный мороз не мешает христианам в этот день погружаться в освящённую воду. Рядом с иорданью устанавливают крест, иногда — высеченный из льда. В некоторых местах сохраняется обычай после водоосвящения выпускать в небо белых голубей в память о том, что Дух Святой сошел в день Крещения Спасителя в образе голубя. В Православной Болгарии и Греции есть традиция бросать в водоём деревянный крест. Все желающие окунаются в иордань и ищут его. Выловить крест из иордани считается почётным.

Дата празднования — 19 января.

 

Богоявленский кафедральный собор Горловки

 

Цитата дня

«

Не суди другого за грех, но избавь себя самого от греха осуждения.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100