Протоиерей Николай Фоменко
Как простить тех, кого прощать не позволяет сердце?
Фото: Yannis Behrakis/Reuters
Прощёное воскресенье. Светлый, радостный день перед началом Великого поста. Вопрос о настоящем, сердечном примирении с ближними всегда был актуален. Порой для того, чтобы простить обидчика, требуются годы серьёзной духовной работы. А иной раз отпускаешь человека легко.
Сегодня многие христиане поставлены в условия, когда простить бывает очень сложно. Кто-то потерял друзей в идеологических спорах, кто-то оплакивает безвременно ушедших близких, кто-то остался без крова. Как не сорваться в бездну осуждения, проклятий, мстительности? Об этом мы беседуем с благочинным Александро-Невского округа в Славянске, настоятелем Александро-Невского кафедрального собора протоиереем Николаем Фоменко.
— Отец Николай, сейчас, в канун Великого поста, нас ждёт последняя веха подготовки к нему — Прощёное воскресенье. Многих православных людей, даже глубоко воцерковлённых, опытных, нынешняя политическая ситуация поставила в сложное положение: нужно простить тех, кого прощать не хочется, кого прощать не позволяют принципы. И часто такой человек не знает, как ему быть: лгать себе он не может, но и просить прощения и прощать не может тоже.
— Опытным православным такого человека сложно назвать, если он не знает, как поступить. Думаю, он всё-таки знает. Православный человек помнит прежде всего молитву «Отче наш», молитву Господню, которую Сам Бог нам заповедовал, где сказано: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». В Прощёное воскресенье мы особо к этому прибегаем: прощаем и надеемся, что простится и нам. Если же говорить об отношении Церкви к происходящему, то наша функция — примирение душ, воспитание человека таким, чтобы он был гражданином Неба, чтобы он был Христовым человеком.
Христианин прежде всего имеет в себе дух Христа. Когда мы читаем Евангелие, то нигде Господь и намёка не даёт на то, чтобы мы были мстительны. И если даже нам тяжело переживать те военные события, в которых мы жили и живём сегодня, нужно вспомнить подвиг Иова Многострадального, который ещё в Ветхом Завете показал пример терпения. Господь испытывал его, и он не ожесточился. Также у нас есть икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», перед которой мы молимся о том, чтобы не только смягчить сердца врагов, но и самим смягчиться.
Нынешние события на Донбассе — это испытание нам, испытание очень серьёзное. Но мы должны пройти его с достоинством и ни в коем разе не озлобиться. Много бывает случаев, когда та или иная ситуация выводит из равновесия, озлобляет. Но мы должны помнить, что мы — Христовы. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Христос акцентирует наше внимание на этом, и это нужно сделать своей задачей.
— А что бы вы посоветовали человеку, который пришёл к вам и говорит: «Я всё понимаю, я должен простить, я пытаюсь, но у меня ничего не получается»?
— Когда мы хотим что-то сделать сами, то должны помнить, что Господь сказал: «без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5)! Нужно призвать помощь Божью. Обратить очи к Богу, обратиться к Нему с усердием. И там, где человеческое заканчивается, таится Божественная помощь. Вспомним притчу о том, как человек увидел свой жизненный путь, и в момент испытаний вместо двух цепочек следов — своих и Бога — увидел одну: оказалось, что это были следы Бога, несущего его на Своих руках. Стоит человеку обратиться, искренне обратиться к Богу тогда, когда уже невмоготу, обратиться всем сердцем — и Господь не оставит!
Недавно я ехал в автомобиле, и поперёк дороги оказалась машина. Я неизбежно должен был врезаться в неё, только успел воскликнуть: «Господи, помилуй!» Это был крик из глубины души. Случилось чудо: я прошёл в миллиметрах от той машины и даже не зацепился. Даже не понимаю, как это произошло.
Вот такой крик к Богу, взывание, моление из самого сердца должны быть у нас всегда, а не просто дежурные фразы о помиловании.
Нужно горячо молить Бога о том, чтобы мы не сошли с пути Его. Чтобы в нас не было чувства мести друг к другу. У нас много в жизни бывает обстоятельств, когда случаются большие неприятности, настигает горе. Но если человек на всё это будет реагировать, не умея прощать, то он этой мерой отмеряет себе только беды. Самое главное — помнить, что Бог попускает те или иные обстоятельства грехов наших ради, и если попускает — значит, видит, что в нас есть силы этот крест нести. Свыше сил Бог креста не даёт. Это не злое наказание нам, а милостивое вразумление. Он указует на наши слабые места, научает нас, чтобы мы не делали плохого.
Есть такой пример из житий святых, когда народ не мог терпеть крайне злого правителя. Пошли люди в пустыню к старцу, просить его о молитве. Он сказал: я буду молиться о том, чтобы Господь поменял правителя. Через две недели приходят люди с вопросом: что ответил Господь? И старец сказал: Господь говорит, что этот правитель для вас — самый лучший.
В народе говорят: «по полю и ягода», «по Сеньке шапка». По народу и правители. И даже если сегодня мы видим, что что-то нас не устраивает, то прежде всего должно обратить своё внимание на себя. Никто нас не заставит жить иначе, никто не поможет до тех пор, пока мы сами не захотим измениться. А чтобы стать на нормальный путь, нужно увидеть, что мы в принципе неправильно живём. Понимаете? Не просто покаяться в каком-то грехе нужно, но полностью изменить свой образ жизни!
Нам вразумления Господа должны быть на пользу. Конечно, легко говорить тем, кто со стороны наблюдает происходящее в нашем крае. А тому, кто непосредственно переживает эти события, очень тяжело. Мне не чуждо то, что сегодня переживается в других городах. Нам приходилось и самим испытывать подобное, и я знаю, что такое, когда содрогаются не просто стены дома — содрогается душа! Это — самое страшное: когда в душе всё переворачивается. Не дай Бог, чтобы были разрушены духовные устои, которые мы приобретали-приобретали, а теперь из-за озлобленности можем потерять.
Верующему человеку нужно блюсти себя в этом отношении. Не ронять благородства, воспитывать себя неустанно. Преподобный Серафим Саровский в своё время всем своим духовным чадам рекомендовал почаще перечитывать в Библии житие Иова Многострадального, о котором я уже упоминал. Все мы помним его. Но кто из нас готов принять волю Божью так, как Иов? Кто ставит себе задачу достичь такой высоты?
— Отец Николай, вам, как человеку, пережившему обстрелы, священнику, который служил Литургию в моменты, когда от взрывов содрогались стены храма — доводилось переживать негативные чувства к тем, кто это делал? Если да — то как вы с этим боролись?
— Помню, когда мы причащались в алтаре нашего храма, начался страшный обстрел. Я спешил как можно скорее совершить Причастие. Не успел ничего худого помыслить, потому что была главная задача: причаститься самому и причастить прихожан. А один священник наш сказал одну только фразу: «Ну что это за люди?» Всё содрогалось, стёкла сыпались из витражей, всё звенело в храме — а у этого человека самой негативной фразой стал только этот вопрос в никуда… У меня в тот момент была та же мысль: люди, ну дайте же нам причаститься! Важнее тогда не было ничего для нас. Только соединиться с Богом.
Во время поста, избавляясь и от грехов, и от своей озлобленности, необходимо всегда быть с Богом. Совсем недавно мы праздновали Сретение Господне. У каждого происходит встреча с Богом, но нужно быть готовым к этой Встрече. Чтобы не было стыдно за нашу жизнь, чтобы мы, будучи Христовыми, и жили соответственно. Мы хотим, чтобы в каждом доме у всех, кто в нём живёт, был один дух, то есть чтобы все члены семьи жили одним. Бог хочет того же: чтобы мы, живя в одном доме — Церкви — были одного духа с Ним. Чтобы мы всегда помнили, чего от нас хочет Господь.
Конечно, встречаясь со злом, по-человечески хочется порой ответить, противостоять действием, отомстить. Ведь и в Евангелии есть такой эпизод: за то, что не приняли Христа в одном селении, апостолы «Иаков и Иоанн сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:54-56). Мы не должны иметь озлобленности и мстительности: не в том духе воспитывает нас Господь! Это и есть отличительная черта православия. Ведь, если мы будем жить со Христом, всё приложится! Всё необходимое пошлёт нам Господь, всё, как Иову Многострадальному, восполнит!
— Можно пережить потерю материального. Но как простить большее? Если христианин чувствует, что в Прощёное воскресенье он не готов, не может простить людей, которые лишили его дома, друга, близкого человека — как ему вести себя? На что ему нужно направить все свои усилия в этот пост? На то, чтобы простить — или что-то другое? На увеличение молитвенного правила, усугубление поста?
— Прежде всего скажу: если речь идёт о прощении друг друга, то прощать должно тому, кто просит прощения. В описанной вами ситуации об этом речи не ведётся. А в душе, конечно, озлобленности не должно быть никогда. Даже при потере близкого человека. Вот у меня в жизни была ситуация: моя родная сестра умерла из-за халатности врачей. Никаких боевых действий, в мирное время. Все советовали обращаться в суд. Но, слава Богу, Господь дал силы перенести это всё.
Помогло осознание того, что без воли Божией ничего не случается. Я принял ситуацию так: это должно было случиться, ничего не изменишь, если даже будешь в душе своей винить или осуждать кого-то. Пришлось смиряться. Хотя это была молодая женщина, ушедшая из-за нелепости. Но ведь без воли Божией и волос с головы не падает, а уж жизнь и смерть человека — тем более промыслительны.
Нам хочется, чтобы мы всегда были живы, были вместе. Это понятно! А Богу хочется, чтобы мы были вместе с Ним. Все мы знаем, что у Бога все живы: один в утробе мамы, другой в этой жизни, третий в загробном мире. Один человек сказал: это как на разных улицах одного города живут люди. Думаю, это именно так для Бога! Он просто переселяет с улицы на улицу.
Здесь важно отношение человека к тому, как он принимает волю Божью: кто-то смиряется, кто-то бунтует. Нам во всех случаях жизни нужно напоминать себе: а что нам Бог прощает? Когда не можем простить другого, нужно почаще смотреть на свои грехи. И помнить: те грехи, которые мы совершаем, Господь смывает Своей Кровью. И чем больше мы грехов исповедовали, тем крепче должны помнить о том, сколько Господь простил нам, сколько раз Он принял нас в Свои объятия.
Беседовала Екатерина Щербакова
Читайте также:
Простить непростимое