Освятить вербу, но не быть на богослужениях Страстной Седмицы, не имеет смысла
В праздник Входа Господня в Иерусалим архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с сегодняшним двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим, который у нас ещё называют вербным воскресением, потому что вместо пальмовых ветвей мы освящаем ветви вербы. В этот день, как и в праздники Богоявления, когда освящают воду, Преображения, когда освящают плоды, на Пасху, когда освящают куличи, храмы переполнены. И всякий раз, когда стекается народ, это у нас связано с тем, что в церкви происходит освящение — то ли яблок, то ли верб, то ли куличей.
То, что храмы полные, и люди стоят и обращаются к Богу, не может не радовать. Но в душе возникает вопрос: почему в другие воскресные и праздничные дни мы в таком количестве в храме не собираемся? Ведь в каждый воскресный день в храмах Божиих мы можем получить не просто кусочек вербы или святую воду, но можем причаститься Тела и Крови Христовых, стать причастниками самого великого таинства.
В Вербное воскресенье перед храмом, как на Пасху, всегда много людей, и освящают вербы. Я помню время, когда никто не знал, что вербы надо освящать. Вечером в храмах было вечернее богослужение, во время которого читается молитва на освящение ветвей. Мы готовимся встречать Христа и вместе с Ним проводить Страстную седмицу, встречать Пасху. Но сейчас все просят вербу освятить. Сначала таких людей было сто, двести, триста, потом два-три круга вокруг церкви собиралось. Потом у нас спрашивают: «Объясните нам, зачем вербу освящать?» А мы их спрашиваем: объясните нам, почему вы приходите вербу освящать, а на Страстную Седмицу не приходите на службу?
Любой священник понимает: освятить вербу, но не быть на богослужениях в Страстную Седмицу, не прийти причаститься в Великий Четверг не имеет никакого смысла. Ты можешь камаз вербы освятить, а толку не будет, если ты не попостишься, не исповедуешься, не причастишься. Мы от освящения вербы не отказываемся. Но давайте кроме освящения вербы придём к Причастию, давайте придём на службу в Великую Пятницу.
Великая Пятница — день особый, потому что в этот день Христос за наши грехи распялся. Он страдал. А я ни разу не видел в этот день столько людей в церкви, сколько приходит на Пасху или в Вербное воскресение. Очень жаль, что в Великую Пятницу храм полупустой. Получается как в потребительском обществе: мы потреблять умеем, а отдавать — нет. А о чём это говорит? Чем это плохо для нас? Мы не научимся любить, если будем так поступать. Потому что любить научится только тот человек, который умеет в своей жизни что-то отдать. Если ты умеешь только получать и выбираешь всегда самую лёгкую дорогу, любовь оскудевает, и жизнь становится мрачной, и счастья нет.
Когда есть любовь, тогда и жить хорошо. Но откуда она появится, если все привыкли только ждать, что кто-то нам должен, но никто не умеет быть должным? Мы не хотим никогда никому быть должными, мы хотим, чтобы только нам были должны. Это проявляется и в наших отношениях с людьми, и в отношениях с Богом.
Всё Евангелие свидетельствует нам о любви Христовой к каждому из нас. И Вход Господень в Иерусалим — это любовь к каждому из нас. И Крест, и Воскресение — это свидетельство, как печать: «Ты видишь, Я тебя люблю» — к каждому из нас обращается Господь. К каждому сердцу, к каждой душе, к каждому, кто это слышит или читает об этом. Но вместо того, чтобы на любовь ответить, мы говорим: «Дай нам больше зарплату, или замуж выйти, или здоровье». То есть, получается, Тот, Кто нас любит, Сам нам остаётся ненужным, а нам нужно от Него что-то.
Как объяснить людям, что в Церкви есть гораздо больше, чем просто верба или святая вода — есть Живой Христос, Который любит нас, Который даёт нам вечную жизнь, от общения с Которым мы сами и вся наша жизнь может измениться, а ещё нас впереди ждёт вечность? Но, как бы трудно ни было, мы этим занимались, занимаемся и будем заниматься всю свою жизнь. И повторяться будем, и говорить, и объяснять, что Христос важнее вербы, важнее любой святой воды. Что Он важнее всего того, что мы из церкви можем принести в руках.
Главное — не то, что у нас в руках, когда мы выходим из храма, а то, что у нас в душе и сердце. Работа над своей душой и над своим сердцем — это тоже непростая вещь. Без помощи Божией успеха не будет, если мы будем пытаться делать это только своими силами. А то выходит, что Христос нам нужен не для того, чтобы в нас что-то изменилось, не для того, чтобы душа и сердце наши стали другими, не для того, чтобы быть источником жизни и счастья, и не для того, чтобы мы вошли в жизнь вечную.
Пусть эти ветви, с которыми каждый из нас сегодня придёт домой, напоминают нам о Том, Кого мы встречаем с этими ветвями в руках, как Победителя смерти, как Источник жизни, как Того, Кто нас любит даже тогда, когда мы про Него забываем или живём так, как будто бы Его нет.
Нам бывает тяжело любить, когда мы любим, а в ответ нас не замечают. Родители на детей жалуются, что те их не замечают, родные люди жалуются друг на друга, муж на жену и жена на мужа. А Господь нас всё время так любит. Он заранее знает, что большая часть из нас будет Ему неблагодарна. Но всё равно Свою любовь не отнимает даже у тех, кто Ему неблагодарен, потому что Он Бог, потому что Он и есть настоящая Любовь, которая не кончается ни в этой жизни, ни в жизни вечной.
Я всех вас поздравляю с Вербным воскресением, великим праздником, который предшествует самому главному периоду в церковном календаре и в жизни Церкви — Страстной неделе и празднику Пасхи. Надеюсь, что у кого-то из вас появится желание и возможность не только сегодня, но и в четверг, пятницу и субботу быть в храме на богослужениях Страстной седмицы. Пусть это благое намерение не останется только намерением, и вы придёте в храм, как сегодня, для того чтобы быть со Христом.
Когда-то Господь, идя в Иерусалим на праздник Пасхи, говорил Своим ученикам: «Вот, Я иду в Иерусалим». А что будет в Иерусалиме? Он будет предан, Его схватят, подвергнут пыткам и унижениям, издевательствам, а потом убьют, но Он в третий день воскреснет. Господь говорил это ученикам, чтобы они не отчаялись, не испугались, не убежали. А что они в этот момент слышали? Они не слышали ничего о страданиях, об ужасе крестной смерти, о том, что Он идёт в Иерусалим не для радости, а для того, чтобы претерпеть скорбь. Они слышали только конец — что Он воскреснет и будет Царём, и этому Царству не будет конца. И они сразу обращаются к Нему с одной-единственной просьбой: «Когда ты Царём станешь, сделай так, чтобы один из нас с правой стороны от тебя был, а другой с левой».
В этом — все мы. Потому что мы слышим только то, что нам хочется услышать: «А во сколько на Пасху освящают куличи?» А Господь хотел, чтобы ученики с Ним были, когда Он на Кресте был, когда Он был в Гефсимании. Но кто-то спал, кто-то испугался и убежал. Чтобы нам не было на Пасху стыдно, давайте учиться не только на Вербное воскресение, не только на Крещение, Преображение и Пасху собираться в храме Божием.
Поздравляю вас с праздником Вербного воскресения и с наступающей Страстной Седмицей!