Победить дух уныния
Вечером 21 марта, в четвёртый день Великого поста, епископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Благовещенском храме Горловки. По окончании канона владыка обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.
В дни Великого поста мы читаем молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!..» Среди тех врагов, с которыми нам предстоит бороться в дни Святой Четыредесятницы, преподобный Ефрем Сирин называет дух уныния — дух, который восстает против души православного христианина, против нашего намерения жить по-христиански и исполнять волю Божию.
Среди людей невоцерковленных дух уныния прячется под другим названием — говорят, что у человека депрессия, плохое настроение. Ему ничего не хочется делать, никого не хочется видеть. Он не видит цели своего существования, для него вся окружающая жизнь нарисована в серых тонах, несмотря на то, что в небе ярко светит солнце. Дух уныния известен как один из самых яростных врагов, который восстает на человека, и с которым необходимо бороться.
По каким причинам уныние появляется в человеческой жизни? Причин в каждом отдельном случае может быть много, или несколько или какая-то одна. Но мы должны знать, против какой болезни какое лекарство употреблять. И, наверное, самое главное лекарство против уныния мы найдем тогда, когда будем знать главную его причину. А самая главная причина заключается в том, что унывает только гордый человек.
Смиренный человек не унывает. Гордый унывает потому, что себя видит причиной всего того хорошего, что происходит с ним в жизни. Если он с чем-то не может справиться, что-то не в его власти, что-то не получилось — вместо того, чтобы признать, что не всё от него зависит, он всё может сделать, и не такой уж он замечательный, и поблагодарить Бога за то, что Он для укрепления души посылает испытания, человек гордый начинает унывать и впадать в отчаяние.
Всё, что не во власти человека, всё, что не подчиняется его силам, его умениям, возможностям и желаниям, всё, в чем человек терпит неудачу, становится причиной уныния, которое потом может перейти и в отчаяние.
Бывает так, что человек считает, что его несправедливо среди равных обделили какой-то наградой, что не заметили его заслуг и его трудов, которые, как ему кажется, больше, чем труды других. Бывает так, что человек, приложив достаточно усилий, ожидая какого-то результата, который он сам для себя поставил как цель и задачу, и не добившись его, тоже впадает в уныние.
Лекарство здесь одно: понять, что не все зависит от тебя, а есть Бог, от Которого зависит вся твоя жизнь. И не всегда то, что ты захотел сделать, у тебя получится, даже если ты делаешь всё правильно. Бывает, что Господь посылает какое-то препятствие для нашего смирения и вразумления, или наша воля противна воле Божией. И нам надо научиться смиряться и доверять Богу.
«Господи, да будет на всё святая воля Твоя», — должны повторять мы каждый раз, когда что-то в нашей жизни происходит не по-нашему, или когда случается что-то такое, чего мы не ожидали увидеть, услышать, узнать или испытать в своей жизни.
«Да будет воля Твоя» — это и слова молитвы Господней, которую мы ежедневно произносим, вручая свою жизнь в руки Божии. Если мы будем всегда доверять Богу, не будем бояться, а будем понимать, что всё, что с нами происходит, происходит по воле Господней, уныние никогда не приблизится к нашему сердцу.
У уныния есть еще и другая причина, и именно об этом стоит особенно говорить в дни Святой Четыредесятницы. Причиной уныния могут стать неудовлетворённые страсти. Когда мы сами себя начинаем в дни поста в чем-то ограничивать, из нашей жизни уходит очень много вещей, от которых мы получали радость, и внутри мы начинаем ощущать как бы некую пустоту. Нет музыки, не смотрим телевизор, любимые фильмы, или не ходим в гости, или отказались от любимых продуктов.
Как бы наивно это не звучало, но это тоже может быть причиной уныния: человек вдруг перестал получать радость от того, от чего он ее получал постоянно. Нужно эту пустоту потерпеть, не бояться скуки, которая временна, потому что по мере того, как душа начнет согреваться молитвой, теплом от того, что ты становишься ближе к Богу, по мере того, как она начнет наполняться другим смыслом — мы чаще слышим Слово Божие, жизнеописания святых — эти холод и скука уйдут.
Чаще всего такой приступ уныния случается после первой недели Поста, когда мы усердно помолились, почитали каноны, попостились, поделали поклоны, и теперь возвращаемся к своей прежней жизни, в которой не меняется ничего, кроме того, что лежит у нас на столе. Если мы вернулись к тому, чтобы радость получать от своих прежних привычек, от которых мы смогли с большим трудом отказаться всего лишь на неделю — это следствие того, что нас победил дух уныния.
Надо немножко потерпеть самого себя и помнить, что ничего сразу не бывает, даже насморк быстро не проходит. Тем более, нам дается не два, не три, а сорок дней поста неслучайно. Именно столько времени необходимо каждому из нас для того, чтобы в душе появились новые ростки и зацвели совсем другие цветы. Это тоже очень важно понимать, чтобы не поддаваться духу уныния, который будет с нами бороться в эти дни.
Уныние очень часто может быть следствием того, что человек что-то в жизни потерял — или кого-то дорогого и близкого, или работу, или имущество. Но с таким унынием бороться, наверное, легче, потому что человеческому сердцу и памяти свойственно забывать плохое и стремиться к хорошему.
Самое страшное, что может произойти с человеком — это когда он поддастся мыслям о том, что выхода нет, что так будет всегда, если что-то плохое со мной случилось, то ничего хорошего дальше не будет. Когда к человеку приходят такие мысли, мы должны знать, что это не наши мысли, не наша душа в этом убеждена, а это диавол пытается окончательно добить нас с помощью этой страсти, заглушить в нашей душе всякую надежду и угасить всякую веру в Бога.
Человеку, который живет вдали от Церкви, кажется, что все мысли, которые к нему приходят — его собственные. А с самим собой бороться практически невозможно. И поэтому всегда со всеми мыслями, которые пришли в голову, человек автоматически соглашается, принимает их как своё собственное, родное, как что-то ему близкое. Но люди, которые живут внимательной духовной жизнью — мы такой жизнью не живем, но мы читаем о подвижниках, которые следили за своими помыслами — говорят, что мы должны знать эту диавольскую хитрость: диавол иногда под видом нас самих чему-то нас учит и к чему-то нас принуждает.
Приходит к нам с какими-то помыслами, с какими-то желаниями, а мы не видим его козней и думаем, что это мы сами. Мы должны научиться отгонять от себя злые мысли, особенно уныние. Когда к нам приходят такие мысли, чувства, помыслы, мы должны не считать их своими собственными, а увидеть за ними замаскированного врага, который прячется за ними и хочет ввергнуть нас в пагубу, и отгонять эти мысли молитвой и надеждой на Бога.
Молитва — это самое первое и самое главное средство, которое каждый христианин должен употреблять против любой страсти и любого духовного недуга, а больше всего это средство подходит против уныния. Во-первых, потому, что, когда мы обращаемся с молитвой к Богу, мы сокрушаем свою гордыню, наносим по ней удар. Гордый человек молиться никогда не будет, потому что он со всем «справится сам» — так он сам себе говорит, так ему кажется. Во-вторых, обратившись лицом к Богу, мы не можем не согреться тем светом, тем теплом и той любовью, которые от Него исходят. Даже самая холодная душа мало-помалу начнет отогреваться.
Молиться можно и словами Священного Писания — Псалтири, и словами акафистов, церковных песнопений, и краткой Иисусовой молитвой, словами мытаря «Боже, милостив буди ми грешному», и призывать в помощь имя Пресвятой Владычицы Богородицы, небесного покровителя, Ангела Хранителя. Можно молиться и своими словами, обращаясь к Богу так, как мы умеем, так, как ребенок обратился бы к своим родителям, если ему плохо. И Господь эту молитву обязательно услышит, и сердце согреется.
Обратите внимание на то, что со второй недели Поста в храмах начинается чтение Священного Писания. По Уставу, конечно, положено полностью прочитать Евангелие в дни Страстной седмицы, но нам было бы очень тяжело это сделать физически, поэтому мы начинаем читать его со второй недели Поста. А при унынии чтение Слова Божия, которое наполняет жизнь смыслом, содержанием, открывает новый взгляд на окружающее, на самого себя — это очень действенное средство. С его помощью можно отогнать беса уныния от своей души.
Очень полезно общение с людьми духовно опытными, более нас преуспевшими в духовной жизни. Но если такой возможности нет, то можно открыть книгу, и там мы услышим те духовные наставления и духовную мудрость, которые будут близки нашему сердцу. Например, письма Оптинских старцев, письма и творения святителя Николая Сербского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Иустина (Поповича), преподобного Паисия Святогорца, где простым, понятным языком открываются очень многие духовные вещи, и мы по-другому начинаем смотреть и на себя, и на окружающий мир. Это тоже необходимо делать как можно чаще, чтобы не утратить трезвый христианский взгляд на жизнь.
Иногда надо отдохнуть, потому что уныние бывает естественным следствием чрезмерной усталости, или пообщаться с жизнерадостными, добрыми людьми, от общения с которыми душа наполняется радостью и светом. Это тоже хорошее средство, которым ни в коем случае не следует пренебрегать.
Обычно бес уныния приходит к человеку с такими мыслями: как я устал, как мне тяжело, или: как меня все не понимают, как меня не ценят. С этого начинается та дорожка, которая ведет в сети: когда человек оказывается как бы в тумане и не видит, куда ему дальше идти.
Конечно, есть и другие причины, по которым может возникать уныние. Бывало, что святых Господь иногда оставлял Своей благодатью, и они оказывались как бы во тьме, лишаясь самого дорогого, что было в их жизни. Но Господь Своим любимым угодникам попускал это тяжелое испытание не для того, чтобы их за что-то наказать, а для того, чтобы предостеречь их от страшной пагубы — от гордыни.
Очень часто нам кажется, что то, что мы имеем как Божий дар — это наша собственная заслуга. И вот когда человек остается без этого дара, он начинает понимать, что он сам этот дар себе никак не вернёт, если его не вернёт Господь. Это служит для большей духовной пользы. Чем больше мы терпим такую брань, чем больше мы не ропщем на Бога, а пытаемся бороться с диаволом, который к нам приступает, тем большую награду мы имеем от Бога. Так говорят нам отцы Церкви.
Поэтому в любом случае нужны терпение и молитва, чтение Слова Божия — все то, что согревает душу. И, зная коварство врага, который может приходить под разными видами и благовидными предлогами для того, чтобы нашу душу отторгнуть от подвига поста, молитвы, добрых дел, не будем поддаваться этому соблазну, а будем духа уныния побеждать молитвой, добрыми делами, милостынями и постом.