Преподобный Иоанн Затворник Святогорский и его подвиг
24 августа Православная Церковь чтит память нашего земляка — преподобного Иоанна, Затворника Святогорского. Что это был за человек и в чём заключался его подвиг?
Жизнь будущего святого Иоанна Затворника (в миру — Ивана Крюкова) проходила в городе Курск. Родившись в бедной семье, он не смог научиться грамоте. С девяти лет его отдали в помощники мастеру печных изразцов. С детства Иван Крюков навык к тяжёлой трудовой жизни. Он делал изразцы для отделки печей и работал приказчиком (сейчас бы мы сказали — менеджером) у местного купца. Но благодаря усердию настолько преуспел в своём деле, что открыл собственную фабрику изразцовых печей. Он также имел свою гостиницу и постоялые дворы. Иван Крюков был женат. Теперь его жизнь можно было бы назвать вполне успешной — не только по тем временам, но и по нынешним.
Но невозможно прожить земную жизнь, не зная горестей. Вскоре Ивана постигло несчастье: умерла его супруга, а затем и отец. Ещё с детства он задумывался о монашеской жизни и женился лишь по настоянию родителей. Теперь же земные блага, которые он приобретал тяжёлым многолетним трудом, окончательно потеряли для него свою ценность. С благословения матери он уходит жить в монастырь — в Глинскую пустынь — и посвящает себя молитве, служению Богу и ближним.
В монастыре он продолжал заниматься своим любимым делом — делал печи, но выполнял и любое послушание, которое ему давали. За время своего пребывания в Глинской обители он своей молитвой исцелил больного, одержимого злым духом.
Спустя одиннадцать лет жизни в пустыни, в 1844 году, вместе с частью монахов этой обители его перевели в восстановленный Успенский Святогорский монастырь, живший по чину и уставу Глинской обители. Здесь будущий святой много потрудился для благоустройства монастыря в должности эконома и на тяжёлых строительных работах. При жизни преподобного Иоанна монастырь достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи.
В 1849 году Иоанн был рукоположен в сан иеромонаха. Выполняя работы по расчистке древних меловых пещер, он полюбил одну из келий в них. С благословения настоятеля в 1850 году, в возрасте 55 лет, Иоанн затворился в ней, посвятив всё своё время и всего себя общению с Богом.
Свет в келью проникал через маленькое узкое отверстие. Пищу ему доставляли через окошко, проделанное в двери. Преподобный Иоанн переносил холод, темноту и сырость. Печь в его келье была сделана лишь спустя пять лет после того, как он поселился здесь. На теле он носил тяжёлые вериги и жёсткую власяницу, за день полагал по 700 земных поклонов. Каждую неделю он приобщался Святых Христовых Таин в пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских, для которой собственноручно вырубил престол из дикого камня.
Что такое затвор и зачем он нужен? В чём состоит практика ношения вериг?
Отвечает игумен Георгий (Сергеев), настоятель храма в честь св. вмч. Георгия Победоносца пгт. Кировск Краснолиманского горсовета.
Сначала хотелось бы сказать несколько слов об истории этого подвига у нас, на святой Руси. Изначально эта практика применялась на святой горе Афон в Греции. Преподобный Антоний Киево-Печерский подвизался там по благословению своего духовного наставника. Вернувшись на святые Киевские горы, он принёс этот подвиг в Лавру. Так затворничество распространилось в наших монастырях.
Как нам, современным людям, относиться к этому непонятному, загадочному подвигу? Для чего он совершался? Что давал, что приносил совершающим его? Если мы обратимся к Писанию, там есть такие слова апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6,12). Они и служили основой того, что великие святые уходили в затвор. Важно сразу отметить: не каждый может понести этот тяжкий труд. А в духовной жизни, если кто взялся не за своё, будет посрамлен.
В первую очередь в затвор шли, чтобы одержать победу над древним злом и утвердить мир Христов, дать его людям. Ведь Спаситель Сам сказал: «Мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Этими словами руководствовались святые мужи. Что происходило с их душами во время несения этого подвига? — это могут рассказать только они. Мне говорили, что в Киево-Печерской лавре есть подвижники, которые и сейчас так подвизаются.
Мы любопытствуем, не понимаем: а зачем такое вообще? Зачем монашество? Зачем такие жертвы? Людям, задающим такие вопросы, я посоветовал бы на сутки изолировать себя от общества: от друзей, близких — от всех людей. А потом — ещё на двое суток (но я думаю, что большинство и сутки не сумеет продержаться наедине с собой). Уверен: при этом они узнают о себе много нового. Но возможно, кто-то из них поймёт тех святых, кто уходил от мира в затвор.
Для того чтобы понять, насколько серьёзный это духовный подвиг, приведу факты из Киево-Печерского патерика. Подвизались там некогда в затворе преподобный Исаакий и святитель Никита. Первый имел опыт подвижнической жизни, но был обольщён и обманут бесами, которые явились ему в образе Христа. Он поклонился им и был посрамлён: больше двух лет лежал расслабленным, как мёртвый. Люди не понимали, как он выживает. За ним ухаживали преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Так же и святитель Никита был обманут бесами после того, как ушёл в затвор, не имея для того духовного опыта. Когда иноки печерские помогли ему и изгнали из его кельи духов тьмы, он словно впал в детство и разучился читать.
Это свидетельствует о том, что даже имеющие большой духовный опыт люди не выдерживали затвор. Причиной была, скорее всего, их непреодолённая гордость. Поэтому только восхищаться можно теми святыми, кто подъял такой великий труд. Восхищаться и благодарить!
Одним из последних святых, многие годы пребывавших в затворе, был святой Иоанн, Затворник Святогорский. Говорят, что человеку можно пробыть в затворе год. Больше — это уже нечеловеческие усилия. Тогда уже действует какая-то особая благодать Божья, которая человека делает сверхчеловеком.
Что касается ношения вериг… Вериги — это способ смирения плоти, когда на тело надевали металлические цепи или пластины, которые причиняли боль, наносили язвы. Зачем это делали? — В память о язвах Господа нашего. А ещё потому, что зло часто искушает человека через плоть — вот святые и смиряли её таким образом. Святой Иоанн Затворник носил вериги, и многие отцы Киево-Печерские тоже. Практикуется ли их ношение сейчас — неизвестно, потому что настоящие подвижники такие подвиги скрывают. Только спустя время это открывалось, как правило — после смерти.
Главная цель их ношения — это, опять-таки, победа над мироправителями тьмы века сего. А для чего их нужно побеждать? Почему?— потому, что они сеют смуту, кровь, смерть, войны и с невероятной силой ненавидят человечество. А святые отцы, ведя духовную брань, побеждали их и таким образом умиротворяли людей, успокаивали их, и — прекращались войны, приходили периоды процветания, прогресса, человек становился похожим на человека.
И в завершение важно подчеркнуть: подвиги такого рода возможны только по благословению мудрого духовного наставника, духоносного мужа, который имеет дар свидетельствовать о том, что Бог благословляет человека именно на такой подвиг. Иначе подвижника ждут поражение и посрамление. Ведь не случайно даже опытные монахи порой не выдерживали этого. Так что если человек сам решил, что готов к затвору или веригам — это самообольщение и прелесть, говоря современным языком — самообман.
В затворе подвижник провёл семнадцать лет. Господь удостоил его даров непрестанной молитвы, прозорливости и чудотворений. За неделю до смерти, в возрасте 72 лет, по благословению настоятеля он был переведён на больничный хутор в Ахтырский скит, где и отошёл ко Господу. Святой подвижник был похоронен у алтаря больничной церкви в честь Ахтырской иконы Божией Матери.
5 мая 1989 года архимандрит Алипий (Погребняк), будущий архиерей Горловской епархии, провёл раскопки в этом месте и обрёл мощи преподобного. Недолгое время мощи хранились у епископа Алипия, а в 1993 году были переданы им открывшемуся после окончания эпохи гонений Святогорскому монастырю. В 1995 году, 24 августа, состоялось прославление преподобного Иоанна Затворника в лике святых. У мощей святого угодника совершается множество чудес исцелений, а молитвы к нему никогда не остаются без ответа.
Подготовили Мария Цырлина и Екатерина Щербакова