02 марта 2017 г.
Митрополит Митрофан совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона в Троицком соборе Краматорска
В четверг первой седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Троицком соборе Краматорска. Ему сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко и клирики храма. После чтения канона владыка обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом, в котором отметил, что только самоотверженный труд над собой поможет нам измениться и приблизиться к Богу:
«Это время, когда каждый из нас ради любви ко Христу делает попытку измениться, стать настоящим. Несмотря ни на какие обстоятельства, несмотря ни на какое прошлое, ни на какое настоящее. Изо всех своих сил, как человек, который идёт в горах, и ему каждый следующий шаг даётся с огромным усилием, ему нужно себя побороть, чтобы его сделать. Так и в духовной жизни».
В конце каждого богослужения Великого поста, кроме суббот и воскресений, звучит покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего», составленная в IV веке преподобным Ефремом Сирином (сирийцем). Она начинает читаться в храме во время часов уже в среду и пятницу Сырной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило. Её чтение продлится вплоть до Великого четверга, когда в храмах зазвучат уже особые молитвы Страстной седмицы. После каждого прошения этой молитвы положено совершать земной поклон. Затем про себя двенадцать раз читается молитва «Боже, очисти мя, грешнаго» с поясными поклонами. После этого молитва преподобного Ефрема Сирина ещё раз повторяется полностью с одним земным поклоном. Почему эта молитва читается так часто именно в дни Великого поста? Поводом к её составлению послужила история жизни преподобного Ефрема Сирина. До своего обращения к Богу он вёл довольно легкомысленную жизнь. И вот однажды его ложно обвинили как соучастника в краже скота и посадили в тюрьму. Здесь его посетил Ангел, который сказал, что, хотя сейчас Ефрем оказался в тюрьме незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть. Тогда узник вспомнил, как однажды в юности он из шалости выпустил из загона единственную корову бедняка. Её съели волки, и бедняк лишился своего пропитания. Юноша же не понёс никакого наказания. Ефрем раскаялся в своём поступке. Вскоре его отпустили на свободу — настоящим виновником оказался пастух, не уследивший за стадом, которое оказалось не украдено, а съедено волками. После этого случая Ефрем пересмотрел свою жизнь, а затем, отказавшись от суеты мира, стал постником и подвижником. Своё покаянное чувство он вложил в эту молитву. В ней он выразил самые главные просьбы, которые мы должны возносить к Богу, вступив на путь покаяния и борьбы со своими страстями. Каждый день Великого поста православные христиане просят Бога избавить их от духа праздности, уныния, любоначалия (любви к начальствованию), празднословия, осуждения и даровать дух целомудрия, смиренномудрия (смирения), терпения, любви и видение собственных прегрешений. Хотя христианам вменяется в обязанность стремиться к достижению этих главных добродетелей и бороться со своими страстями, но одних только наших усилий без помощи Божией в этом бывает недостаточно.
Фото диакона Михаила Ильчука