17 марта 2017 г.
Митрополит Митрофан: Будем помнить, Кто наш Собеседник
В день памяти преподобного Герасима Иорданского митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Николаевском храме Дружковки. По окончании литургии владыка обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец благочинный и настоятель, дорогие братья и сестры! Я вас всех поздравляю сердечно со Святой Четыредесятницей. Воскресный день, который предстоит нам — это уже середина поста, Неделя Крестопоклонная. Время идёт очень быстро.
Наша соборная молитва во время Литургии Преждеосвященных Даров, которая даёт силы и объединяет, наполняет радостью — важнейшая составляющая в жизни каждого православного христианина. Когда мы молимся Богу и обращаемся к Нему с какими-то словами, нам обычно кажется, что Он где-то далеко, между нами — огромное расстояние, и кто мы такие, что Он должен нас слушать или обращать на нас внимание?
Очень часто те слова, которые есть в молитве, мы произносим механически, по привычке, не вникая в их смысл и не давая возможности уму остановиться на содержании этого текста, а сердцу — чтобы в него эти слова проникли и стали не теми словами, которые мы просто повторяем, а нашими собственными.
Давайте подумаем о другом — в чём нас убеждает сегодня и опыт церковной истории, и святоотеческие наставления. Кто бы из святых ни рассуждал о молитве, они говорят не только о том, что это труд, но и о том, что Бог ждёт, когда мы обратимся к Нему. Ждёт, когда мы, оставив все земные попечения, всякую житейскую суету, предстанем перед Ним, принося в жертву Ему свою душу и своё сердце, отдавая всех себя Ему.
Мы не можем этого делать в повседневной жизни, потому что наше время занято заботами и делами житейскими, но мы можем всех себя приносить в жертву в тот момент, когда мы Богу молимся. В тот момент, когда мы обращаемся к Нему со словами молитвы, мы можем Ему отдать всех себя, если захотим, потому что в это время нам не нужно заниматься ничем посторонним, ни на что не нужно отвлекаться, куда-то спешить или от кого-то прятаться. Это время, когда, став перед Богом, мы отдаём Ему всю душу и всё сердце.
В предначинательном псалме, который который читается в начале Литургии Преждеосвященных Даров, есть замечательные слова: «Да усладится Ему беседа моя» (Пс. 103:34). Так обращался к Нему пророк. Он говорит нам, что молитва к Богу — это беседа, разговор, обращение к Живому Существу. Мы не можем, общаясь друг с другом, в это время думать о чём-то другом или друг друга не замечать. Когда так происходит, это свидетельствует о том, что тот, кто перед нами, нам неинтересен, или мы не уважаем своего собеседника.
Когда мы предстоим перед Богом, очень часто получается так, что уста наши произносят слова, а ум в это время пребывает где-то в другом месте, сердце этому не сочувствует, и эти слова — не наши. Давайте будем помнить всегда, становясь на молитву, что Тот, к Кому мы обращаемся, в это время не занят никакими делами. Он ждёт наших слов, которые мы к Нему будем обращать. Осознавая это, постараемся, чтобы не только звучали тексты, но в этом участвовали и наш ум, и наше сердце.
Будем помнить, к Кому мы обращаемся и Кто наш Собеседник в тот момент, когда мы молимся. Это Сам Творец всего мира. И это должно помочь нам собрать вместе и ум, и сердце, и нашу волю. Это должно помочь нам сделать так, чтобы наша молитва была искренней. А плодом этой молитвы, когда она настоящая и искренняя, когда мы молимся не просто словами, станет то, что, выходя из храма или после молитвы дома, мы почувствуем, что мы не одни, что мы вместе с Богом, и Господь пребывает с нами.
Мы чувствуем Его присутствие в нашей жизни, и это помогает нам и воздерживаться от греха, и добрых дел делать больше, и, рассуждая, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно, находить решение в трудных обстоятельствах, и то, что мы не можем сделать сами, своими собственными силами, нам становится возможно сделать с помощью Божией. Поэтому молитва правильная, искренняя, молитва как беседа с Богом, в которой участвуют и ум, и сердце, очень важна для христианина.
Это важнейшая составляющая, которая человека соединяет с Богом. И пост такой молитве помогает. Когда мы не в дни поста совершаем молитву, мы понимаем, что нам это делать труднее, потому что в молитве участвует и тело человека. Пост и молитва — это те два крыла, которые поднимают человека к Богу. Но не формальный пост и не холодная, чёрствая, бессердечная молитва, а искренняя, от души. Этому нам нужно учиться.
В Литургии Преждеосвященных Даров есть замечательная молитва о молитве, когда мы молимся о том, чтобы наша молитва Богу была угодна: «Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою». И вы знаете, что это один из торжественных моментов Литургии Преждеосвященных Даров, древний прокимен, который поётся посреди храма. Это лишний раз свидетельствует, что мы нуждаемся в том, чтобы наша молитва становилась лучше. Мы нуждаемся в том, чтобы она была другой, чтобы за время поста менялось не только то, что у нас на столе, но и то, как мы молимся Богу и что при этом чувствуем, как мы к Нему обращаемся.
Будем помнить о том, что когда мы произносим Его Имя, Он внимательно слушает того, кто обращается к Нему. Господь обращается к нему лицом. Будем призывать это Имя не всуе, что запрещает нам делать заповедь Божия. А всуе мы Его призываем, когда рассеиваемся, когда невнимательны, когда говорим языком, а умом находимся непонятно где. Будем призывать Бога искренне и от души, чтобы Ему была приятна наша беседа. Он всегда на такую молитву откликается, всегда посылает Своё благословение, и мы с Его благословением становимся сильнее и лучше.
Я ещё раз всех вас поздравляю со Святой Четыредесятницей! Божие благословение пусть пребудет со всеми вами! Скоро середина поста. Пусть следующую половину Господь поможет всем нам провести в мире, любви, добрых делах и искренней сердечной молитве! Храни вас всех Господь!