Екатерина Щербакова
Великий пост: что самое главное?
Середина Великого поста — самое время проверить, не сбились ли мы с курса. Снова, как и в начале Святой Четыредесятницы, зададим себе вопрос: а зачем я пощусь? Что в этом деле самое главное?
Задуматься о смысле жизни
Протоиерей Владимир Волосов, настоятель Николаевского храма пос. Веровка г. Енакиево:
Великий пост — это время, которое в христианстве называется «весна духовная». Это период, когда мы призваны прийти в себя и попытаться вернуться домой, к Отцу Небесному. В обычное время наше сознание ориентировано вовне: мы следим за новостями, работаем, общаемся с друзьями — всё время думаем о внешнем. А во время Великого поста мы призваны задуматься о себе, о своей душе, о самом важном: о смысле жизни. И что-то поменять.
В пост важно то, о чём мы просим в молитве преподобного Ефрема Сирина, которая много раз читается в храмах в это время. Особо важны такие слова: «Господи и Владыка живота моего, … даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Мы просим о том, чтобы увидеть себя: кто мы есть на самом деле.
Важно увидеть не то, что мы о себе думаем, как к себе относимся (часто мы ведь считаем себя лучше других, что на самом деле совершенно не так), но правду о себе. И когда человек начинает хоть немножко духовно трудиться, многое открывается. Ведь время поста — это время особенное: появляются какие-то искушения, обостряются болезни, возникают неприятности на работе или дома, с близкими и родными людьми.
Для чего это всё? Чтобы мы попытались понять, кто мы такие. Пока всё благополучно, мы хорошие. А как только что-то случается — всё меняется. И мы узнаём, что, оказывается, не такие, как о себе думали. Когда человек начинает это понимать, он понемногу склоняет голову, начинает искать помощи Божьей. Именно это смирение и есть цель поста.
Мы, конечно, можем бороться со своими недостатками самостоятельно, но победить их полностью без Бога не можем, а Бог вселяется только в смиренное сердце. Поэтому смирение, преклонение перед Богом головы своей — это главное. Если это у нас получится, то во время празднования Пасхи мы сможем в большей мере почувствовать ту радость, которая щедро изливается на всех нас. И хотя пасхальная служба — это праздник, который уготован всем: и тем, кто постился, и тем, кто нет, по мере нашего очищения, нашего приближения к Богу она воспринимается всё ярче, всё полнее.
Побороть свои «я хочу» и «я не могу»
Священник Михаил Фоменко, настоятель Пантелеимоновского храма Горловки:
Пост — это установление, которое Господь впервые делает в саду Эдемском, когда говорит первым людям не вкушать плода от Древа познания добра и зла. Он дан нам Самим Богом, и потому это тот труд, которому человек обязательно должен посвятить себя. Христос освятил это время Своим постом, поэтому и мы постимся сорок дней, чтобы преодолеть себя и торжественно встретить праздник Воскресения Христова.
Пост — это архиважный период жизни нашей души. Это то бремя, которое человек должен нести со всем вниманием. Это наш подвиг. Если военный находится на посту, и мы попросим его отойти — он скажет: «Я не могу. Я на посту». Так же и христианин, когда находится в состоянии поста, во времени поста, в чём-то себе отказывает. Он пребывает в борьбе и оставить её не может.
Самое главное во время Великого поста — это побороть своё «я»: свои «я хочу», «я не могу». В этом заключается главный смысл Четыредесятницы.
Мы сорок дней боремся с собой. В помощь нам, конечно, таинства Христовы. Мы с вами чаще исповедуемся, причащаемся, бываем на литургии Преждеосвященных Даров, соборуемся. Всё это помогает нам в духовной борьбе. Перед входом в Великий пост нужно поставить перед собой цель преодолеть какую-то свою страсть — например, сквернословие или пристрастие к сладкому, и тогда нужно постараться во что бы то ни стало не ругаться или отказаться от сладкого.
Большое начинается с малого. Мы начинаем с телесного поста. Этот момент часто упускается, недооценивается. Сейчас очень модно говорить: «Лучше я буду есть мясо, чем стану ругаться». Но часто бывает, что человек, который в пост ест мясо, всё-таки ругается. Здесь очень тонкая грань. Не случайно Церковь сначала предлагает нам отказаться от того, от чего отказаться проще всего — от еды.
Вслед за этим можно приступать к преодолению своего «я». Это гораздо сложнее. Эгоизм всегда преследует человека, это результат грехопадения. Великий Навуходоносор говорил: «Я построил Вавилон, я великий властитель!» — и Господь его на сорок дней лишил его речи. Это тоже показательно.
Бог установил меру поста — 40 дней. Столько постились святые и в Ветхом Завете: напомню примеры пророка Илии и пророка Моисея, который перед встречей с Богом на горе Синай ничего не ел в течение такого отрезка времени. Христос показывает нам не только меру, но и пример того, как поститься: через искушения мы входим в великое торжество Пасхи. Через отказ от каких-то радостей (вкусно поесть, посмотреть телевизор). Через духовную работу над собой.
Записала Екатерина Щербакова