О сегодняшнем празднике — Благовещении Пресвятой Богородицы — многие знают не только из церковных книг, но ещё и из русской литературы и народных пословиц. Например, обычай выпускать на волю птиц вдохновил великого русского поэта А.С. Пушкина на написание знаменитого стихотворения «Птичка». Есть и пословица, которую многие знают: «Птица гнезда не вьёт, девушка косы не плетёт», — указывающая на особое празднование этого дня, когда не подобает ничего делать, кроме как проводить день в молитве и духовном веселии. Что же это за праздник такой, который вдохновлял поэтов и вызывал такое особое почтение в нашем народе?
Благовещение — начало Нового Завета. Начало нашего спасения. От согласия Пресвятой Девы зависела наша история. Ведь Она испугалась, Она понимала, что даже Своему названному мужу Она не сможет объяснить того, что с Ней произошло, что уж о других говорить. Знала Она и то, что нужно будет пережить Её Сыну. Знала из Священного Писания, из книг пророческих. Только потому, что сердце Её просветилось Духом Святым и Она получила от Бога поддержку Её немощных человеческих сил, Она смогла ответить со смирением: «Се раба Господня…»
Сразу после Благовещения — зачатия немыслимым образом Второго Лица Святой Троицы — Предвечного Логоса, Сына Божьего, Пресвятая Дева Мария поспешила поделиться Своей радостью со своей родственницей праведной Елизаветой, матерью Иоанна Крестителя, которая была уже на шестом месяце беременности. И не только Елизавета, но даже младенец, находящийся в утробе, почувствовали особую благодать — пребывание Бога рядом. Сегодня для тех «мам», которые говорят, что до двух месяцев эмбрион — это ещё ничто, этот текст должен стать особым напутствием, уверить их в том, что жизнь, душа даётся Богом сразу в момент зачатия ребёнка. И мы должны с благоговением относиться к этому Божьему дару жизни!
Мы с вами тоже бываем теми, кто вмещает внутри себя Бога — Его Тело и Его Кровь. Наше немощное человеческое естество оживотворяется Его присутствием. Поэтому как Пресвятая Богородица долгими годами молитвы и подвига готовила Себя к тому, чтобы стать вместилищем Невместимого, так и мы молитвой, постом и подвигом изменения себя к лучшему готовим себя к тому, чтобы в нас самих вошёл Господь наш Иисус Христос.
Но быть христоносцами — значит жить так, как жила Пресвятая Дева, чья жизнь была только для Бога и других. Все мольбы Её Сыну были о других, а не о себе. И после Своего успения Она предстоит престолу Своего Сына с просьбами за весь человеческий род, получив от умирающего в муках на кресте Христа новое послушание — быть матерью всего человечества.
Вся жизнь Девы была тиха, без ропота. Вся жизнь прошла в смирении и вслушивании в волю Божию, подчинении этой воле. Откуда же Она черпала силы для этого величайшего служения? Понятно, что Господь Её укреплял, и апогеем Её жизненного пути и наградой стало то, что Сам Господь, через Её утробу воплотившийся, пришёл, чтобы душу Её забрать в Свои объятия. Так отчего мы, называющиеся христианами, не имеем такой поддержки от Господа? Почему хватает небольших волнений, чтобы мы начали роптать на Бога, впадать в уныние? Где нам взять эту тихую радость, чтобы достойно нести свой жизненный крест?
Ответ очень прост: мы забываем Христа, сами отдаляемся от Него! Нам кажется, что если соприкасаться с Ним дважды или пять раз в год, то этого достаточно для того, чтобы быть христианами. О чём я сейчас рассуждаю? Да, именно! О Божественной Евхаристии — о причастии Тела и Крови Христа.
Пока Сам Христос и Евангелие не будет в центре нашей жизни, в этой жизни не будет покоя, мы не сможем ориентироваться и делать верный выбор, не сможем найти истину в мире, в котором царит хаос и ложь, не будет тихой радости от присутствия в нашей жизни Того, Кто есть Радость, Путь, Истина и Жизнь.