Протоиерей Сергий Кравченко
Можно ли работать в воскресные дни и праздники?
Протоиерей Сергий Кравченко, настоятель храма мц. Александры и Варваринского храма-часовни г. Белицкое Добропольского района, ответил на самые распространённые вопросы относительно воскресных и праздничных дней. Можно ли работать? Если да — то как? Если нет — то чем заниматься? А если работаем не мы, но за нас — рабочие или техника?
Четвёртая заповедь Закона Божия гласит: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20: 9-10). В Ветхом Завете это был день субботний, а в Новом — воскресный день и праздники, связанные с жизнью Господа, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. Мы должны освящать эти дни, посвящая их молитве в храме и деланию добрых дел. Сам Спаситель Иисус Христос посещал храм, молился и совершал дела милосердия в субботу, за что Его укоряли фарисеи, а Он, обличая их, говорил, что любовь к Богу и ближнему выше всех законов и правил.
В идеале в воскресенье и праздничные дни нужно пойти в храм. Помолиться Богу, по возможности — причаститься Святых Христовых Таин, а потом уже уделять внимание своим близким: проведать родственников, помочь исполнить необходимые дела тем, кому нужна помощь. Посещая храм, мы благодарим Бога за прошедшую неделю и испрашиваем благословения на следующую. Следовательно, если и будем делать в эти дни какие-то дела, то пусть они будут добрыми и святыми, а наша совесть — голос Божий внутри нас — подскажет нам, что хорошо и что плохо. Всех дел не переделаешь. Более того: если работать в ущерб своей душе, то всё, что заработаешь, не пойдёт на пользу. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Делай дело Божие, а Господь сделает твоё».
Что значит посвятить день Господу? — служить Богу и ближнему своему, который есть Его образ и подобие. Если так относиться к воскресным и праздничным дням, очевидно, что их невозможно провести в праздности.
Обычную бытовую рутину в воскресные и праздничные дни лучше отложить. Что можно делать? — ухаживать за больными, семьёй и детьми, животными, выполнять необходимые повседневные дела. И огород копать можно, если в помощь кому-то. Это ведь уже идёт как милостыня, здесь себя нужно принудить, заставить. На благо себе многие согласны трудиться, а вот для других…
У нас многие люди работают на шахтах, производственных предприятиях, в больницах и других учреждениях по графику, отчего вынуждены трудиться в праздничные дни и воскресенья. Это не считается грехом, потому что они выполняют послушание ради ближних своих.
Умер человек, необходимо предать его земле. Родные организовывают похороны. А мы, священники, в любой день, кроме Пасхи и Рождества, идём и служим — отпеваем покойного. А кто-то готовит поминальную трапезу, копает могилу.
Я был в праздник в женском монастыре, служил литургию. Все были на богослужении, а некоторые сёстры трудились в трапезной, готовили — заботились о том, чтобы после службы мы могли сесть за стол.
А если человек заболел в воскресенье, и в больнице не будет врача — к кому обратиться?
Бывают и такие случаи, когда приходят верующие люди в храм и говорят: а у меня ремонт идёт дома. Как так? — оказывается, у них наёмные люди работают в воскресенье. А наниматели в храме, всё как положено. Правильно ли это?
Или другая ситуация: говорят, почему не стирать в воскресенье? Машинка ведь стирает, не я. Надо помнить о том, что можно делать необходимые и важные дела, а если можно что-то отложить — то лучше отложить. Накопить за неделю стирку и стирать именно в воскресенье или в праздник — странно. А вот если надо постирать что-то внезапно испачкавшееся — почему нет? Наши воскресенья — это не иудейский шаббат.
Не думаю, что Богу радостно, когда человек в праздности проводит воскресный день или пьянствует в день церковного праздника. Многие ведь этим прикрываются: сегодня праздник, надо отметить. Для православного человека «праздник» — не значит, что нужно сидеть за столом и отмечать его. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, если мы празднуем дни памяти святых мучеников с возлияниями и чревоугодием, то этим оскорбляем их память и грешим.
Ко всему нужно относиться с рассуждением. Когда-то я служил в селе Золотой Колодец и огорчался: совершаю проскомидию — а в храме пусто. Бабушки-прихожанки всегда опаздывали. Думалось: ну почему они не могут прийти вовремя? Я был молодой, мало что понимал. А потом они же мне рассказали, что еле успевали попасть в храм. Вставали рано, доили коров, выгоняли на пастбище. Потом чистили хлев, переодевались, несли молоко на панихиду, становились и молились. И что им можно было сказать?
Два часа обычно идёт литургия в обычных приходских храмах. Неужели за всю неделю нельзя найти эти два часа? Многие боятся не успеть сделать какие-то дела, если в храм пойдут утром. Им приведу такой пример. Бабушка одна была регентом в сельском хоре. Люди спрашивали: когда ты всё успеваешь? Всё время в церкви — но и огород посажен, и картошка выше нашей. Это пример тому, что, если человек будет трудиться для Бога, делать дело Божье, то Господь ему обязательно поможет. Тогда повседневные дела будут богаче плодами, нежели у тех, кто пытался выгадать своё во что бы то ни стало.
Есть у меня прихожане, которые на рынке торгуют. Сколько ни говорили с ними — ответ: а кто меня кормить будет? Не понимают, Кто. Ведь если не пойдёт этот человек в праздник торговать, то Господь ему в другой день даст и покупателей, и выручку. Но чтобы это понять, людям нужно многое поменять в своём сознании.
Почему же нельзя работать в праздник? Ведь работа — не грех, Бог любит тружеников. И святые отцы говорят: «Молись и трудись!» Отвечу так: не работа, не труд оскорбляют Бога, а неблагодарность Ему. Когда приоритеты потеряны, когда Бог не на первом месте у человека, а на десятом, — это плохо. Человек не может поднять глаза в небо, задуматься о том, что, сколько бы он ни заработал, это всё тлен. Хотелось бы донести до людей, что если мы на первое место поставим Бога, всё остальное будет на своём.
Приведу ещё пример: у вас день рождения или торжество. Вы ждёте гостей. Вам будет обидно, если кто-то не захочет разделить с вами радость, но пойдёт стирать или копать огород? Не так ли мы поступаем с Господом?
В притче о званных на брачный пир Христос говорит о том же: один не пришёл, потому что женился, другой отправился волов посмотреть, третий землю. Что плохого в женитьбе? — Да ничего. И в волах, и в наделе земли тоже. Но когда это идёт в ущерб пира, который символически обозначает литургию (а она совершается в воскресные и праздничные дни) — вот это и оскорбляет Господа. Когда вместо участия в величайшем чуде люди выбирают волов.
Записала Екатерина Щербакова