Официальный сайт

27 сентября 2017 г.

Митрополит Митрофан: У нас есть только один выход — учиться любви

Воздвижение Животворящего Креста ГосподняВ праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Горловки. По окончании богослужения владыка обратился к горожанам с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я вас всех поздравляю с праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня! Крест лежит посреди храма. О чём он нам говорит? Это рассказ о любви. Это проповедь о любви Бога к человеку, к каждому из нас, ко всем людям — и конкретно к тем, кто присутствует сейчас здесь, в храме, и стоит возле этого креста.

Бог, по Своей любви сделав нас на Себя похожими, каждому из нас подарил свободу — удивительное свойство разумного существа, которое делает человека богоподобным. Но у свободы есть и обратная сторона. Если мы, пользуясь этой свободой, не следуем закону любви, то она превращается в произвол и начинает разрушать и нашу жизнь, и жизнь тех людей, которые нас окружают.

Чтобы мы научились любить, Бог дал человеку заповеди — когда человек добровольно из любви к Богу, из послушания Ему, из уважения к Нему сам себя в чём-то ограничивает. Причём не в чём-то сложном, жизненно важном, а в чём-то, без чего спокойно можно обойтись, но исполнение этого как раз будет показывать, что ты с любовью относишься к своему Творцу и Создателю, что свобода — это тот дар, которым ты разумно пользуешься. Возрастать и укрепляться в этом даре можно бесконечно, любовь может становиться больше, совершеннее, глубже.

Когда человек неправильно воспользовался даром свободы, когда он заповедь Божию не исполнил, когда он от любви и послушания отказался добровольно, самостоятельно, послушавшись дьявола, появился в мире грех. Результатом этого непослушания, неправильного использования свободы стало зло. А результатом зла и греха стали страдание, болезни и смерть.

Это то, что должно было разрушить человека. Но Бог, став человеком, и болезнь, и страдание, и саму смерть сделал спасительными. Крест сегодня говорит нам о том, что любовь Божия бесконечна. Она простирается не только на то существо, которое верно и послушно Богу, но и на каждого из нас, кто от Бога отпадает, нарушает Его заповеди, живёт не по Его воле. Через крест, через покаяние, через служение Богу мы можем восстановить то, что разрушил грех, и опять войти в общение со своим Творцом и Создателем.

Нам показана дорога, по которой нужно идти. Указаны те вехи, на которые нам нужно опираться и смотреть, когда мы идём по этой дороге, — это заповеди. Исполняя заповеди, мы можем научиться самому главному: любить Бога и ближнего. По сути дела, заповеди — это уроки, которые нам помогают этой любви научиться.

Что происходит, когда мы отказываемся исполнять заповеди Божии? Любовь уходит. Эгоизм становится выше всего, гордыня начинает преобладать, и жизнь человека начинает рушиться. А дальше страдание, дальше болезнь. Так этот мир устроен, по таким законам он живёт.

Выход только один — через исполнение заповеди учиться любви: к Богу и к ближнему. Исполнять заповеди — то, что в Евангелии называется «нести свой крест», когда мы добровольно сами себя ограничиваем. Добровольно, ради Бога, ради того, чтобы научиться любви к Нему и к ближнему, мы сами себе ставим некие ограничители: нельзя, я этого делать не буду, я этого говорить не буду, я так поступать не буду.

Именно потому, что в нас живёт семя греха, нам всегда хочется чего-то такого, от чего потом будет плохо и нам, и окружающим, — причём с самого детства, когда мы ещё не понимаем, что такое хорошо и что такое плохо. И когда знаем, что потом будет плохо, что ничего хорошего из этого не получится, нам всё равно этого хочется. И здесь умение сказать самому себе «нет», самого себя остановить, не сделать то, что тебе хочется сделать, — и есть нести свой крест вслед за Христом, взять на себя благое иго, о котором сказано в Евангелии, что «иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30).

Почему это иго благо? Потому что когда, послушавшись Бога, Самого разумного и совершенного Существа в этой вселенной, и идя по той дороге, по которой Он не заставляет нас идти, а подсказывает нам: «Хотите, чтобы было благо? Вот этот путь, идите по нему», — мы добровольно соглашаемся по этому пути идти, ограничивая сами себя, своё «хочу», греховное начало, которое в нас есть, когда мы несём свой крест вслед за Христом, меняется наша жизнь.

Мы меняемся, становимся другими. Зло из нашей жизни уходит. Мы начинаем чувствовать любовь, которая согревает наше сердце, помогает нам преодолевать любые трудности и изливается на тех людей, которые находятся рядом с нами.

Если этого не происходит, результатом греха, непослушания Богу становится страдание. Это страдание бывает нам на пользу, потому что оно помогает нам снова стать на ту дорогу, которая ведёт к Богу. Но вы сейчас зададите вопрос: а как же праведные люди, которые живут по заповедям Божиим? Почему они страдают? Почему страдал Сам Христос, Который не сотворил никакого греха, в чём был смысл Его страданий?

Если говорить о Христе, то Сын Божий пострадал, потому что, став Человеком, одним из нас, Он взял на Себя всё, что случается в нашей жизни. Смерть и болезнь — это уже страдание. Если бы Он был Человеком, неподверженным болезни и смерти, то мы бы Ему и не поверили, сказали бы: «И в чём Твоё человечество?» Болезнь и смерть — вещи, которые никакому человеку не нужны, никто их не хочет. Но именно таким стал Христос: настоящим, подверженным болезни и смерти.

Зная, что многие из нас не захотят себя ограничивать, добровольно подвергнут себя боли страданий и греха, Он захотел быть с нами из Своей любви к нам. Его страдания — это проявление Его любви к каждому — к тем, кто жил, кто сейчас живёт и кто ещё будет жить.

Люди, живущие праведно, тоже не безгрешны. Они могут жить лучше по сравнению с нами, но для того, чтобы сделать их души чистым золотом, очистить от того, что им самим бывает не видно, Господь попускает праведникам испытания, скорби — не для того чтобы наказать их за какие-то грехи, а для того чтобы они через это изменились. Ведь для того, чтобы очистить золото, его бросают в огонь.

Мы на своём опыте знаем, что страдания, скорби, лишения, испытания делают человека чище, он начинает по-другому смотреть на мир, на себя, в его жизни многое меняется. Вернее, они не сами по себе так делают, но способны сделать, если человек будет их правильно воспринимать. А правильно принимать их нас учит Церковь — брать пример с Христа.

Мы не проживём жизнь так, чтобы нам не встретилось никакой скорби, и воспринимать страдания так, чтобы они принесли нам пользу, нам помогает Крест Христов. Когда мы смотрим на Крест, мы должны радоваться и благодарить Бога за Его бесконечную любовь к нам.

Крест — это проповедь любви. Крест — это проповедь радости. Крест — это проповедь спасения. Крест — это рассказ о том, что можно вернуться в общение с Богом, неся свой крест, добровольно себя ограничивая вслед за Христом и наследуя жизнь вечную. Это рассказ о том, что в самых страшных испытаниях и самых больших скорбях можно обрести сокровище — общение с Богом, можно измениться и стать другим, почувствовать такую близость к Богу, какую не почувствуешь ни в каких других обстоятельствах. И это тоже великий дар Божий нам всем.

Если бы было по-другому, наверное, ни один человек на земле не был бы никогда счастлив. Христиане, которые увидели это зерно, почувствовали эту силу любви, силу Креста, полюбили Крест и, следуя за Христом, несут свой крест с радостью — не с ропотом, не с унынием, не с осуждением, а с радостью и благодарностью Богу.

Дай Бог, чтобы в сегодняшний день в сердце каждого из нас были эта радость, эта благодарность и желание нести свой крест за своим Спасителем! Я всех вас поздравляю с праздником!

Пусть сила Честнаго и Животворящего Креста ограждает всех нас и укрепляет наши духовные и телесные силы! Храни вас всех Господь!

Цитата дня

«

Навыкни говорить о каждом человеке добро.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100