Протоиерей Владимир Шутов
Как полюбить ближних?
Вопрос, который мы задали протоиерею Владимиру Шутову, настоятелю Храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново, на первый взгляд прост, однако каждый христианин знает, насколько сложно на него ответить. Действительно: как? Заставить себя? Ждать, когда любовь к ближним придёт сама собой? Да и кого считать ближним?
Как решить сложную математическую задачу? — нужно разбить её на несколько простых действий. Этот метод работает не только в математике, попробуем им воспользоваться. Допустим, человек решает полюбить ближних, но не знает, как это осуществить. Одна из первых задач — понять, что такое любовь. Как он её для себя определяет? Это чувство, страсть, увлечение? Что-то частное или же абстрактное?
Второй вопрос: кто они — мои ближние? Нужно выяснить, кого вы хотите полюбить. И третий вопрос: зачем? Зачем любить ближних? Может, вам и так хорошо? Живёте сытые, довольные, обутые-одетые. Как в «Песне о соколе» Горького: зачем мне небо? Ответы на эти вопросы могут максимально приблизить нас к главному делу нашей жизни.
А нужно ли любить вообще?
Начну с последнего. Зачем нужно любить ближних? Ответы могут быть разными. Например, человек хочет прожить на земле безбедно и бесконфликтно. Если он думает: «Я буду любить ближних, тогда и они будут любить меня, и поэтому у меня не будет ни ссор, ни обид, и разочарований», — то ошибается. Господь говорит: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Он предупреждает, что если человек будет любить только любящих его, которые отвечают ему взаимностью, то никакой пользы в этом не будет.
Я бы на вопрос «зачем любить ближних?» ответил так: это надо, чтобы соединиться с Тем, Кто любит тебя больше всех. Ведь даже в земной любви между мужчиной и женщиной, юношей и девушкой люди часто идут на жертву для того, чтобы быть вместе. Тем более, если желаешь соединиться с Богом, нужно быть готовым жертвовать. Он возлюбил нас задолго до того, как мы задумались о том, как полюбить Его.
В стремлении полюбить ближнего цель должна быть самой высокой. Я хочу быть со Христом, а Он любит меня больше всех на свете. Свою любовь ко мне Он действенно показал, когда покинул Отчий дом, Свой огнезрачный Престол, и, приняв образ раба, пришёл на землю, чтобы спасти лично меня. Чтобы всегда быть с Ним, мне нужно обладать определённым качеством, по которому Он узнает, что я — Его человек. Это качество — любовь.
Кого любить?
Второй вопрос: кто такой ближний? Ближние — это все те, кого Христос называет Своими младшими братьями, то есть — весь мир. Причём, возможно, не только человеческий, но и животный. Когда дома живёт большой, жирный и ленивый кот — это одно. А приютить маленького, больного, худого, замёрзшего котёнка, которого выбросили, — это другое. Любовь должна быть ко всему живому. Но прежде всего — к человеку как образу и подобию Божию.
Эгоистичной любви не бывает. Нельзя полюбить только ради каких-то земных целей. На третий вопрос — «что такое любовь?» — можно ответить: это жертва. Ты уступаешь своё место под солнцем другому человеку, даже чужому тебе — то есть он не родственник, не друг, не знакомый, — значит, у тебя есть любовь. Любовь жертвенна. Её свойства описаны апостолом Павлом: она долготерпит, милосердствует, не раздражается, не ищет своего — и так далее.
Как полюбить всех этих людей?
А теперь обратимся к практическим советам. Могут спросить: всё понятно, но как это сделать? Даже согласившись с высокой целью любви, её жертвенным смыслом — как быть с морем людей, которые называются ближними? Как полюбить их всех? Это делается усилием воли. Каждодневным изнурительным трудом. Распятием самого себя, как в Священном Писании сказано. Апостол Павел говорит: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Нужно убрать из жизни страсти и похоть, оставить только жертвенное служение ближним, желание каждому помочь и умение отойти в сторону, дав лучшее место другому человеку.
Но и здесь снова встаёт вопрос: как это сделать? Каким должен быть первый шаг? Второй? Думаю, тот, кто задаёт эти вопросы, уже делает свои первые шаги. Нужно пристально за собой наблюдать. Случилась неприятная ситуация — тебе сердце подскажет, сказать грубое слово или промолчать. Зачем молчать? — чтобы проявить любовь. Зачем проявлять? — чтобы доказать Господу свою профпригодность. Он говорит, что если имеешь любовь, значит, ты — Его человек. Поэтому так важен первый шаг в преодолении самого себя. Нужно сделать поступок жертвенной любви. Когда ты его сделаешь, то ощутишь, что это та пища, которая крайне необходима.
Что такое Евхаристия, когда мы принимаем Тело и Кровь Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа? Это жертва Его любви к нам, наши истинные пища и питие. Мы тоже должны приносить свою жертву. Когда принесём, почувствуем радость, вдохновение, жажду жизни. Нам захочется повторять это снова и снова. Всё внешнее — что о нас скажут, как подумают — не имеет значения, потому что мы знаем, как это хорошо.
Мне вспоминается книга Генрика Сенкевича «Камо грядеши», где рассказывается о римском патриции, воспитанном в пренебрежении к окружающим его людям и столкнувшимся с христианством. Однажды он приходит к себе домой ночью и видит, что его слуги устроили шумный пир. Они ели и пили то, что им не было позволено. В другое время этот человек жестоко наказал бы их или предал казни. Но в тот день он их прощает. Никогда в жизни не доводилось ему чувствовать то, что наполнило его душу после этого поступка. В итоге он говорит, что хочет ещё раз это повторить, пережить вновь эту радость.
Сделать первый шаг
Нужно сделать первый шаг, какое-то доброе дело. Постараться принести в жертву ближнему своё «я». Начать практику доброделания. Необходимы действия: примириться, чем-то поступиться. В прошлый раз мы разговаривали о несогласии родителей в вопросе воспитания ребёнка. Часто оно приводит к крушению семьи. Человек доказывает свою правоту и не понимает, как можно отступиться, если он — прав. Ведь справедливей будет принять то, что он предлагает! Возможно, это так. Но выше справедливости — закон любви.
Нужно определиться, чего вы хотите: доказать свою правоту — или сохранить семью? Что важнее? Если второе — то нужно смириться и сказать: я неправ. Как в известной притче о суде Соломона, когда мать была согласна отдать ребёнка, чтобы сохранить ему жизнь. Так и мы: жертвуем своим эгоизмом, чтобы сохранить семью.
После того как мы начали делать добрые дела, идёт второй шаг: следуем словам святого Игнатия Брянчанинова. «И слепому, и прокажённому, и повреждённому рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».
Подавляющее большинство судит о любви по объектам. «Они плохие, потому что меня не любят». Ну и что, если так? Ты поставь вопрос иначе: а я их люблю? Вопрос ведь не в том, кто кого любит, а в том, есть ли у вас любовь. Если считаете, что есть, то нужно её проявить. Как? — опустить лакмусовую бумажечку, на которой написаны слова апостола Павла: «Любовь… не раздражается» (1 Кор. 13:4). И всё будет понятно. Если я прихожу домой, и ко мне подходит ребёнок с просьбой: «Папа, помоги!», — а я, раздражаясь, начинаю ему полчаса рассказывать, как устал и сколько добрых дел сделал, то какая цена всему этому добру?
Не хватает — попросите
Не хватает любви — попросите у Бога. Она — дар Божий. Её можно у Него выпросить. Однако для того, чтобы Он нам её дал, нужно показать: мы просим её для добра, а не для удовлетворения своих потребностей. Поэтому нужно просить и просить, хотя бы чуть-чуть, — чтобы не раздражаться на самых родных и близких. И Господь даст, потому что очень-очень нас любит и хочет, чтобы любовь царила между нами.
Как доказать Богу, что этот дар действительно нам нужен, и мы не потопчем его ногами, как свиньи бисер, но употребим на помощь ближнему? Просить прощения у тех, кто причиняет нам обиду. По примеру маленького мальчика Варфоломея. Друзья старшего брата обижали его, а он говорил им: «Простите! Я, наверное, делаю то, что вас задевает. Не знаю, что, но прошу у вас прощения». Он, человек, который даже читать не мог нормально, получил дар великой любви к людям, и мы знаем его как преподобного Сергия Радонежского, несколько веков поклоняемся ему и просим заступничества.
Чтобы полюбить ближних, нужны живые примеры такой любви, практика деятельного добра и непрестанные молитвы. Плюс — надо постоянно напоминать себе, для чего мы встали на этот путь.
Записала Екатерина Щербакова