Священник Александр Коваленко
Священник, остановивший мгновение
Настоятель Пантелеимоновского храма села Рубцы Лиманского района создаёт настоящие фотошедевры. Священник Александр Коваленко всегда рад поделиться своим творчеством и секретами мастерства.
Как я стал священником и фотографом
С фотоаппаратом я познакомился ещё в совсем юном возрасте. У отца был «ФЭД», которым он раньше фотографировал и который теперь лежал без дела. Камера была в кожаном футляре, с особым запахом, её было приятно взять в руки. О съёмке тогда я особо не думал, но до чего же приятно было взводить затвор и нажимать разные кнопочки! Это была какая-то тайна. Я ещё не понимал, как с помощью такого аппарата получаются фотографии, которые ты видишь в альбоме. Немногим позже отец объяснил мне процесс фотосъемки и фотопечати.
Снимать начал примерно в шестом классе. Моим первым фотоаппаратом был среднеформатный «Этюд» — простенькая фотокамера, вся из пластика, но куплена она была на собственные деньги, которые собирались целый год. Стоила она тогда восемь рублей. Несмотря на то, что дома был весьма неплохой, по тем временам, аппарат, первый опыт в работе с фотографией я получил именно с «Этюдом».
Тогда я понял, что фотоаппарат — это только первый шаг, а дальше плёнки, фотобачок, проявители-закрепители. Самый волнительный момент был, когда проявлял первую пленку. Очень интересно было, получились ли снимки. Когда наконец-то после всех процедур плёнка была извлечена из бачка, я увидел свои первые негативы. Это было здорово! Теперь нужно печатать фотографии — а фотоувеличителя нет!
Конечно, сейчас даже смешно вспоминать мой первый фотоувеличитель из объектива от «ФЭДа» и банки от дихлофоса со встроенной автомобильной лампочкой. Эту конструкцию мне соорудил дядя Вася, отец моего друга Лёньки. У них же дома я напечатал первые фотографии. Фото получались не очень качественные, но они были мои. Позже, в 1990-х годах, купил себе «ФЭД-5С», потом «Зенит-Е». Был и «Любитель-166», и «Агат». Потом пришло время цифровой техники. Сегодня снимаю зеркальной камерой «Canon 1100D».
Профессионально заниматься фотографией я никогда не планировал. Были и другие увлечения: в детстве, как и многие дети того времени, мечтал стать космонавтом, а в молодости играл в группе популярной музыки и хотел быть водителем. Автомобилистом я всё-таки стал, работал в АТП некоторое время.
Если бы мне сказали лет в двадцать, что я стану священником, то тогда меня это, по крайней мере, удивило бы. Тогда много печаталось статей на мистические темы: об НЛО, полтергейсте, телекинезе и прочем. В 1980-е годы я работал водителем на заводе. Для сотрудников тогда выписывали журнал «Наука и религия», в котором я находил много интересного. Конечно, это был не единственный источник информации. Тогда все много читали, и книги были в цене.
Я родился и жил в городе Торез. Так случилось, что некоторое время работал недалеко от храма святого Архистратига Михаила, ходил мимо него по несколько раз в день. Хотел зайти, но всё не решался, а однажды зашёл. Остался на службу. Познакомился с Вячеславом, сейчас он уже иеродиакон Варлаам, с которым мы стали друзьями и который объяснил мне многие вопросы.
Как-то раз я попал в храм, когда там шла «вычитка» — были одержимые, над которыми читали молитвы. Когда я увидел одержимых, говорящих не своим голосом, это произвело на меня глубокое впечатление, заставило задуматься о многих вещах. Мне было около 25 лет. А в 33 меня рукоположили во священника.
Хотите научиться хорошо снимать — снимайте
Фотографирую я всё, что нравится. Не только природу. Нравится портретная фотография, интересный сюжет, который что-то в тебе задевает, в котором есть что-то живое. Я себя не считаю хорошим фотографом, я только учусь, хотя мне уже 51 год. Мне интересно смотреть на работы профессиональных фотографов. Когда смотришь на них, учишься.
Начинал я учиться с книги «25 уроков фотографии» В. Микулина. Всё осваивал сам. Сегодня интернет открывает большие возможности: есть любая литература, много видеоуроков, работы мастеров, курсы, фотофорумы. Хочешь учиться — пожалуйста, было бы желание. Главное не зацикливаться на технических моментах, хотя и их нужно знать. Многие фотографы говорят: «Хотите научиться хорошо снимать — снимайте». Самое главное — это практика.
Необыкновенное в обыденном
Чем интересен фотоаппарат — он позволяет остановить мгновение, тот миг прекрасного, что уже не повторится никогда. Камера помогает в обыденных вещах увидеть удивительное, но нужно понимать, что снимает человек за камерой. Именно он главный в связке фотограф-камера. Сам фотоаппарат — всего лишь бездушный инструмент.
Фотограф сродни художнику, но, в отличие от него, лишён свободы что-либо дописать к сюжету. Фотограф более реалистичен, но так же, как художник, запечатлевает на картине красоту Божьего мира. Любое искусство, будь то живопись, музыка, скульптура или фотография, — всего лишь способ передать другим своё ощущение, видение мира. Художник или композитор отображает окружающий мир через призму своего восприятия. Чем чище душа, тем красивее произведение, и наоборот.
Увидеть в обычном необычное — это как сделать для себя открытие. Волшебная вещь — макросъёмка. Господь настолько мудро устроил мир, что этому не перестаешь удивляться. Макросъёмка (съёмка маленьких предметов крупным планом) даёт нам увидеть мир наших маленьких соседей: насекомых и растений. В цветочках диаметром всего два миллиметра, которые в траве и не видать, есть всё, как и у большого цветка, видишь каждую тычинку, в насекомых — их невероятный и сложный мир.
Некоторые малюсенькие дикие цветочки по красоте даже превосходят своих культурных родственников. Нужно, конечно, поползать на коленях и животе, чтобы сделать интересный снимок, но оно того стоит. Для макросъемки нужен специальный объектив, который стоит недёшево. Я пошёл по другому пути и объектив для макросъёмки сделал очень просто: добавив к обычному объективу ещё одну линзу, которую взял от старого фотоувеличителя.
Сейчас даже самые простые профессиональные фотоаппараты достаточно дорогие, но не всегда это нужно. Например, полнокадровый фотоаппарат нужен, только если в итоге должно получиться большое фотополотно, бигборд. Для фотографий формата А3 и меньшего хватает разрешения матрицы на самой простой камере. Здесь всё-таки важно не чем снимаешь, а как. Можно дорогой камерой делать застольные фотографии, а можно недорогим аппаратом сделать шедевр.
Мне нравится не только цветная, но и чёрно-белая фотография. Что-то в монохроме есть особенное. Люблю старые фотографии — это история, моменты, которые уже больше никогда не повторятся, и в то же время, рассматривая их, окунаешься в мир воспоминаний, на короткое время возвращаешься в прошлое.
Раньше люди более трепетно относились к фотографиям, каждую старались отпечатать и поместить в рамку, иногда ещё можно встретить в домах у пожилых людей такие. В наш цифровой век появилась возможность делать тысячи снимков. На мой взгляд, это отрицательно повлияло на качество фотографий. Сама техника выдаёт качественную картинку, но страдает творческая сторона. Фото сейчас хранятся на флешках, картах памяти, часто теряются и вытесняются другими. Как говорил известный украинский фотограф Александр Ктиторчук, «ужас, кошмар и паника». В домах нет фотографий не то, что на стенах, даже в альбомах.
Я иногда делаю чёрно-белые снимки. Технически это не сложно. Можно снимать в монохроме, используя возможности камеры, а можно использовать графический редактор. Например, фото заснеженной долины у нас в Рубцах на самом деле цветное, но после обработки это чёрно-белый снимок. Хотя можно искусственно обесцветить фотографию с помощью фоторедактора, я люблю, когда снимки получаются живыми.
Мечты священника-фотографа
Не люблю я это слово — мечты. Это из области грез. Два года назад при нашем храме был фотокружок для детей, занималось три человека, и, к сожалению, недолго. В планах возродить кружок. Есть идея создать не просто кружок, а фотоклуб в городе Лиман, где можно было бы не только научиться фотографии, но и выставить свои работы, посетить встречи с интересными профессиональными фотографами и мастер-классы, сделать музей истории фотографии. К сожалению, осуществить это достаточно сложно: мы живём почти в 40 километрах от Лимана, добираться в город, чтобы наладить общение с фотографами, трудно. Бензин в обе стороны обходится в двести гривен, для села это большая сумма. Сельские приходы переживают не лучшие времена.
Планирую сделать православный кинотеатр для школьников, но пока нет ноутбука для показа фильмов. Есть много детских добрых фильмов, в том числе и старых советских, которые хочется показать молодому поколению. Есть предварительная договоренность с центром культуры и досуга села Рубцы. Пробовал организовать что-то при общеобразовательной школе, но она не захотела принимать в своих стенах священника.
Рубцы — лиманская Атлантида
Старых Рубцов давно нет. Когда создавалось Краснооскольское водохранилище, по решению соответствующих органов село было переселено на нынешнее место. В 1956 году Рубцы ушли под воду. Прежние Рубцы и деревянная двухпрестольная церковь XVII века остались только в воспоминаниях стариков, ни одной фотографии не сохранилось.
В новом селе жители должны были сами построить себе жильё, покинув старинные дома, прекрасные пастбища и плодородные земли, на месте которых теперь плещется стратегический запас воды Донбасса. В самом селе — проблемы с водой. Поднять её на сто метров вверх от водохранилища — дело затратное.
В соседнем Волчьем Яру осталось всего восемь жителей, однако Рубцы живут пока неплохо — здесь насчитывается две тысячи человек. В основном, за счёт приезжих богатых дачников, желающих отдохнуть на берегу водохранилища. Многие жители идут к ним строителями.
Память о прежних, старинных Рубцах, центром которых был храм, сохранил местный умелец Виктор Пантелеевич Конопля. Он вырезал из дерева уменьшенный макет затопленного села и церкви. Исторические работы Виктора Пантелеевича выкупили музеи Изюма и Святогорска.
Это старинная местность, история которой связана с казачеством. По одной из версий, Рубцами село назвали потому, что здесь проходил рубеж между Киевской Русью и Золотой Ордой в виде крепости-таможни. К сожалению, архив, хранивший историю села, сгорел во время Великой Отечественной войны.
У нас был колхоз-миллионер, огромный животноводческий комплекс. К сожалению, сейчас от него не осталось практически ничего. Сейчас жители работают на двух небольших фермерских хозяйствах, частном деревообрабатывающем предприятии, в школе, клубе, детском саду и сельсовете. С работой очень тяжело. Кто-то устраивается на сезонные работы, кто может, уезжает в город. Остаются пенсионеры, которые живут на пенсии и пособия.
Сельский голова в таких условиях заботится о селе, как может. Потихоньку ремонтируются дороги, проводится очень много мероприятий, ремонтируется садик, местная амбулатория, сельский клуб. Дай Бог ему сил на добрые начинания.
На мероприятия приглашают пофотографировать
В прошлом году мне вручили грамоту на день села за активное участие в его жизни. Собственно говоря, ничего особенного и не сделал. Помогаю собирать историю, создал группу села Рубцы в «Одноклассниках», выкладываю там много фотографий местных красот и различных событий. Снимаю на школьных и поселковых мероприятиях. Приглашают как фотографа и видеографа, но все меня в селе знают, иногда во время таких мероприятий люди подходят, обращаются как к священнику, задают вопросы. Общаемся по-доброму с работниками клуба. Хороший коллектив. Помогаем друг другу.
В школе я состою в родительском комитете — у меня трое детей. Пытаюсь вывести комитет из состояния собирания денег на более интересный уровень. Родители тоже могут участвовать в учебном процессе, устраивать для детей спортивные, познавательные мероприятия, походы в лес, — ведь мы живём в окружении красивейших мест.
С теми, кто хочет общаться, дружим семьями. На день памяти святителя Николая Чудотворца готовим большой семейный праздник со спортивно-развлекательной программой.
Вот так посредством фотографии и других увлечений ищем точки соприкосновения, надеясь через общение помочь ближним, с помощью Божией, найти путь к храму.
Фотоальбом «Для души» создавался на протяжении пяти лет.
Записала Мария Цырлина
Читайте также:
На встречу с прекрасным: Дендропарк «Мелодия леса» в Ямполе (фоторепортаж)
Ямполь: уголок природы, не тронутый человеком