Официальный сайт

Священник Александр Хворост

День 10. Каинистическая цивилизация

Мегаполис и суетаПродолжаем читать начатые книги. Сегодня они рассказывают нам об опасностях, которые подстерегают на жизненном пути не только отдельных людей, но и целые цивилизации, и о расплате за ошибки, сделанные на этом пути.

Книга пророка Исаии, глава 5

а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.

17 И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.

18 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными; 19 которые говорят: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!» 20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!

21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!

22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, 23 которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!

24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.

25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.

В этом отрывке говорится о воздаянии Божьем, которое постигнет и праведников, и грешников. Алчущие праведники насытятся, как говорил Христос (Мф. 5:6), но огромное горе постигнет лжецов и подлецов, лицемеров, самодуров, которые себя считают очень умными, пьяниц и продажных судей, которые творят неправедный суд за взятки и подарки. Гнев Господень попалит их лукавые дела, а сами они погибнут позорно и не удостоятся даже погребения (Ис. 5:25).

Бытие, глава 4

16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

18 У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.

19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].

20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.

21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.

22 Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.

23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; 24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].

В этой главе говорится о роде человеческом, который произошёл от Каина. Каин убил из зависти Авеля и был изгнан от сородичей. Откуда Каин взял жену, если он и Авель были первым поколением после Адамы и Евы? Церковное предание сообщает, что в те дни дети Адама брали жен из родных сестер, и это было не преступным кровосмешением, а исполнением заповеди Творца «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Только позже, когда численность людей многократно возросла, а грех сильно повредил природу человека, такое супружество стало приводить к вырождению потомства и стало недопустимым.

Каин стал основателем так называемой «каинистской» цивилизации. Он и его потомки начали строить комфортные города (Быт. 4:17), одомашнили животных и начали их разводить (Быт. 4:20), начали добывать руду и выплавлять металлы (Быт. 4:22), развивать культуру (Быт. 4:21). Хотя потомки Каина и погибли при всемирном потопе, а Ной был из потомства Сифа, нашу современную цивилизацию можно смело назвать каинистической.

При Еносе начало совершаться общественное богослужение (Быт. 4:26), т.е. общение с Богом приобрело форму, схожую с современной церковной практикой.

Притчи Соломона, глава 5

15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; 17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, 19 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.

22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: 23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Глава 6

1 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, — 2 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;

Первые строки этого чтения наводят на мысль, что человеку не надо расточаться на многочисленные проекты и пытаться объять необъятное. Не надо пытаться заработать все деньги, со всеми подружиться, посетить все страны и увидеть все достопримечательности. Не надо тратить свои жизненные силы на суету, которой не будет ни конца, ни края. Надо ценить дар жизни: он дан тебе, и нельзя его прожечь впустую.

В продолжение этой мысли говорится о «жене юности твоей» (Прит. 5:18). Мудрый Соломон советует не увлекаться чужими жёнами, особенно теми, кто помоложе, но хранить супружескую верность и вместе стареть, проживая счастливые дни семейной жизни. Это особенно важно для мужчин, которые переживают кризис среднего возраста и в попытке доказать себе, что они «всё так же молоды, как двадцать лет назад», разводятся с жёнами, с которыми прожили по 20-30 лет, вырастили детей, построили карьеру, и женятся на девушках, которые годятся им в дочери, заводят любовниц на тридцать лет моложе. Всё это глупо и грешно перед Богом. Такой грех заводит человека в пропасть, и он в итоге останется без сил и понимания, зачем и как дальше жить.

В конце мы получаем совет, что нельзя ручаться за людей, так как «всякий человек — лжец» (Пс. 115:2), а за его грехи ты должен будешь отвечать головой.

День 1. Мир, который мы потеряли

День 2. Слышать и слушать

День 3. Помнить о конце

День 4. Осознавать масштабы

День 5. Слава Божия

День 8. Приговор винограднику

День 9. Не отступать от Бога

Цитата дня

«

Навыкни говорить о каждом человеке добро.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100