Протоиерей Сергий Новоявчев
Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел: единство в любви ко Христу
Почему празднование в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла установлено в один день, а не каждому по отдельности? Почему на иконах их пишут не просто вместе, а в объятиях друг друга? Что объединило столь разных людей? Размышляет настоятель Михайловского храма в Озеряновке протоиерей Сергий Новоявчев.
Праздник апостолов Петра и Павла. На аналое икона, привезенная паломниками из храма Святых апостолов в Капернауме — первоверховные апостолы, братски целующие друг друга. Многие, начинающие свой путь в храм, думают, что ап. Павел принадлежал к числу 12 апостолов и всю жизнь шел с Петром рука об руку, но прочитав Евангелие, искренне удивляются тому, что его имени среди апостолов даже не значится.
На самом деле, читая Новый Завет, обнаруживаешь, что трудно найти людей более разных, чем эти два апостола. До своего апостольского призвания Петр — неграмотный, зрелого возраста, галилейский рыбак, Павел — образованный юноша, фарисей; Петр женатый, Павел — строгий девственник; Петр — один из первых учеников Христовых, Павел же не видел Господа во время Его земной жизни. После Пятидесятницы Петр — первый проповедник Евангелия, Павел — один из первых гонителей. Затем, Петр — апостол для иудеев, Павел — апостол для язычников.
Но, так сильно отличаясь друг от друга во внешних обстоятельствах жизни, они были едины в вещах более высокого порядка. Оба апостола прошли через такие жизненные обстоятельства, которые стали для них поводом к глубочайшему смирению. Из предания известно, что ап. Петр плакал каждый раз, когда слышал пение петуха, вспоминая, как некогда отрекся от Христа. «Я недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию», — говорил о себе ап. Павел (1Кор. 15:9).
Они едины в любви ко Христу и Его Церкви. Каждый из апостолов с радостью отдал Господу себя без остатка, даже до смерти.
Наконец, они едины в любви друг к другу. В их жизни был один, несомненно, неприятный для обоих эпизод, описанный в послании ап. Павла к Галатам (2:11-14). Апостол Петр, придя в Антиохию, участвовал в вечерях любви со всей общиной, в том числе и с христианами из язычников, что запрещалось Моисеевым законом. Когда же пришли Иерусалимские христиане, соблюдавшие закон, то из опасения соблазнить их, Петр стал уклоняться от общения с теми на трапезе. За ним последовали прочие христиане из иудеев, в том числе и ап. Варнава. Таким образом в общине произошло разделение, вредное для благосостояния Церкви. Видя это, ап. Павел на общем собрании верующих обличил ап. Петра. И что же? Петр обиделся? Нет, но в своем послании свидетельствует о его премудрости и называет «возлюбленным братом» (2Петр. 3:15).
В конце их земной жизни Сам Господь засвидетельствовал о единстве первоверховных апостолов — судил им принять мученическую смерть в одном месте и в один день.
Современное общество все больше стремится к разделению, к самости. Эгоизм нынче в моде. Христианам бы показать пример единства, но и мы туда же. Загляните хотя бы в православные форумы — оппоненты готовы стереть друг друга в порошок. Пример апостолов Петра и Павла являет всему миру пример настоящей жизни во Христе, принцип которой емко выразил блаженный Августин: «В главном единство, во второстепенном свобода, во всем — любовь».