Мария Цырлина
Псалом 53. Во имя Твое спаси мя
Этот псалом читается на 6 часе. Он был написан будущим царём Давидом во время бегства от царя Саула, искавшего его смерти.
Когда Давид скрывался в пустыне Зиф, её жители выдали Давида, и ему пришлось снова бежать. Спасаясь от Саула, Давид обратился с молитвой к Господу. Внезапно Саул получил весть о нашествии иноплеменников и отказался от преследования Давида, чтобы возвратиться и отразить нападение вражеского войска. Эта молитва псалмопевца о заступлении и помощи запечатлена в 53 псалме, о чём свидетельствует его надписание (стихи 1-2). Христиане понимают этот псалом как молитву о защите от лукавых духов и их искушений.
3 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.
4 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.
3 Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.
4 Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих.
«Во имя Твое» — о силе имени Господа свидетельствует книга Деяний апостольских: ученики Христовы исцеляли больных и воскрешали умерших одним лишь призыванием имени Господа. Для избавления от опасности достаточно призвать имя Господа (блж. Феодорит Кирский).
«В силе Твоей» — т.е. проявив Свою силу. Есть толкование «в Сыне Твоем» (свт. Афанасий Великий).
Этот стих псалма составил прокимен вечерни четверга.
«Внуши» — услышь.
5 Яко чуждии восташа на мя,
и крепцыи взыскаша душу мою:
и не предложиша Бога пред собою.
5 ибо чужие восстали на меня,
и сильные ищут души моей;
они не имеют Бога пред собою.
«Не предложиша Бога пред собою» — забыли о Боге.
Под «чужими», «сильными» и «врагами» понимаются не только личные враги царя Давида, преследовавшие его, но и враги рода человеческого — бесы.
6 Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей.
7 Отвратит злая врагом моим: истиною Твоею потреби их.
6 Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою.
7 Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.
«Отвратит злая врагом моим» — дословно с древнееврейского: «повернёт вспять зло к врагам моим». Святитель Григорий Нисский: «Зло, замышляемое врагами, Господь обращает на самих обижающих» («Псалтирь в святоотеческом изъяснении», с. 218).
«Истиною Твоею потреби их» — дословно: «во истине Твоей», т.е. истреби их, потому что это будет справедливо в соответствии с истиной.
8 Волею пожру Тебе,
исповемся имени Твоему, Господи, яко благо.
8 Я усердно принесу Тебе жертву,
прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,
«Пожру» — принесу жертву.
«Волею» — добровольно, с готовностью.
9 Яко от всякия печали избавил мя еси,
и на враги моя воззре око мое.
9 ибо Ты избавил меня от всех бед,
и на врагов моих смотрело око мое.
«И на враги моя воззре око мое» — блаженный Феодорит Кирский: «на гибель моих врагов».
В духовном смысле эти слова толкует «Псалтирь в святоотеческом изъяснении»: «Совершенное безпопечение о земном и всегдашнее поучение в божественном Писании приводит душу в страх Божий; страх же Божий производит трезвение. И тогда душа начинает видеть, как демоны воюют против нее посредством помыслов и отражает их: о чем и говорит Давид: и на враги моя воззре око мое» (с. 219).