28 июля 2018 г.
«Сейчас в братской нам Украине, в стране, где находится священная Днепровская купель крещения народов Руси, стихии мира сего восстают на Церковь святого князя Владимира, пытаясь разрушить единство этой святой Церкви. Духовенство и верующие подвергаются несправедливым обвинениям и поношениям. Но мы верим, что никакое давление извне не сможет разрушить священные узы Христовой любви, объединяющей нас в единое Тело Церкви. Мы верим, что наша общая молитва поможет преодолеть все испытания, сохранить чистоту Православной веры и верность канонической правде.
Единеми усты и единым сердцем прославляя Создателя за Его неизреченную милость к нам, будем же достойными сей обильно изливаемой любви Божией и того великого духовного приношения, которое сделал равноапостольный князь Владимир своему народу».
Киевский князь Владимир Святославич был внуком святой равноапостольной княгини Ольги, одной из первых на Руси принявшей христианскую веру. Как и сын княгини Ольги Святослав, Владимир оставался язычником. Став новгородским князем, он пошёл войной на своего брата Ярополка, княжившего в Киеве.
В 980 году Владимир победил Ярополка, симпатизировавшего христианам, и силой захватил престол в Киеве. Для того чтобы удержать свою власть и заручиться поддержкой язычников-киевлян, он начал преследования христиан. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Иоанн и Фёдор. Владимир разрушал церкви и на их месте строил идольские капища. Непокорные ему города он усмирял мечом.
Со временем князь Владимир понял тщету служения идолам и стал склоняться к единобожию, интересуясь различными вероучениями. Согласно сказанию «Повести временных лет», послы князя, вернувшись из Византии, рассказали ему о греческом христианском богослужении: «Не свемы, на небе есмы были, ли на земле… Недаром бабка твоя, княгиня Ольга, мудрейшая из людей, приняла греческую веру».
Как раз в это время князь Владимир посватался к византийской царевне Анне, и император обещал выдать её за князя в обмен на военную помощь Киевской Руси. Но вскоре за тем князь получил отказ, аргументированный тем, что дочь византийского императора не могла выйти замуж за язычника. Тогда князь Владимир осадил и взял штурмом Херсонес — оплот Византии на северном побережье Чёрного моря, — и потребовал привезти царевну в город. Царевна Анна прибыла в Херсонес. Владимир принял святое крещение и взял Анну в жёны, а Херсонес вернул грекам. В это время князю Владимиру было всего 25 лет.
Вернувшись в Киев, князь крестил своих детей, а затем послал греческих священников проповедовать на улицах города. Не утративший своей жёсткости и решимости после принятия христианства, князь Владимир с таким же усердием, с каким раньше рушил христианские церкви, разгромил все идольские капища и уничтожил идолов. Наконец, летом 988 года он издал указ: «Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня».
Когда наутро киевляне пришли к Днепру, они увидели там множество епископов и священников, которые по приказу князя стали проповедовать и учить народ, так чтобы не осталось ни одного жителя Киева, не услышавшего христианского учения. Затем епископы и священники предложили желающим креститься в реке. Так как христианство к тому времени уже распространилось в Киеве, крещёных в тот день были тысячи.
Киев стал центром христианства на Руси. Князь Владимир возвёл в городе множество церквей. Каждый воскресный день возле храмов накрывались столы с яствами для всех горожан, звонили колокола, пели хоры, «калики перехожие» под звуки гуслей исполняли былины и духовные стихи. Больным и нищим ко дворам от князя доставлялись бочки мёда и кваса, кадки с хлебом, рыбой, мясом и сыром.
Появились монастыри, а с ними и библиотеки, ведение летописей города и государства. Князь заботился о том, чтобы дети в Киевской Руси были грамотными, определяя их в школы. При нём Русь пережила духовный и культурный расцвет. Киевляне называли своего князя «Владимир Красно Солнышко». В христианский период своего правления киевскому князю удалось остановить междоусобные распри, не пролив ни капли крови своих братьев.
В 1015 году князь отошёл ко Господу, заслужив в Церкви имя равноапостольного — уподобившегося святым апостолам в проповеди веры Христовой. Мощи святого князя Владимира почивали в Десятинной церкви Киева до разрушения её монголами.