Мария Цырлина
Псалом 83. Проходящие долиной плача
Этот хвалебный псалом, написанный сынами Кореевыми, левитами из семейства Корея, читается на богослужении 9 часа. По мнению исследователя проф. А.П. Лопухина, он был написан во времена царя Давида. Древние толкователи относили этот псалом к более поздней эпохе — вавилонского плена, толкуя его содержание как тоску иудеев по разрушенному Иерусалимскому храму.
2 Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил.
2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!
Святитель Афанасий Великий: селениями Божиими псалмопевец называет иудейский храм (скинию), к которому стремится его боголюбивая душа.
«Господи сил» — по-древнееврейски: «Адонай цваот» — «Господь воинств». Воинствами (силами) именуются ангелы.
3 Желает и скончавается душа моя во дворы Господни:
сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе.
3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни;
сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.
«Желает и скончавается» — эти слова выражают очень сильное желание псалмопевца пребывать в храме Божием.
«Во дворы Господни» — левиты имели право входить не в сам храм, а только во двор его.
4 Ибо птица обрете себе храмину,
и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя:
олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой.
4 И птичка находит себе жилье,
и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих,
у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!
Святитель Афанасий Великий видит здесь поэтический образ человеческой души, которая находит своё истинное пристанище, свой дом в храме Божием. Толкователь отмечает, что в некоторых псалмах душа напрямую сравнивается с птицей, например: «Душа наша яко птица избавися от сети ловящих» (Пс. 123:7).
5 Блажени живущии в дому Твоем:
в веки веков восхвалят Тя.
5 Блаженны живущие в доме Твоем:
они непрестанно будут восхвалять Тебя.
«Живущии в дому Твоем» — в комнатах, примыкавших к Иерусалимскому храму, постоянно жили священники. Также эти строки толкуются как «живущие в доме небесном, т.е. в раю» (святитель Афанасий Великий). «Псалтирь в святоотеческом изъяснении»: ощущать себя живущими в дому Христовом, пребывать со Христом, храня себя от всякого греха, христиане должны уже сейчас, живя здесь, на земле.
6 Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе:
восхождения в сердце своем положи.
6 Блажен человек, которого сила в Тебе
и у которого в сердце стези направлены [к Тебе].
«Емуже есть заступление его у Тебе» — в древнееврейском тексте: «сила которого в Тебе».
«Восхождения в сердце своем положи» — в подлиннике: «стези в сердцах их». Блаженный Феодорит Кирский под этим выражением понимает благочестивые помыслы о Боге.
7 Во юдоль плачевную, в место еже положи:
ибо благословение даст законополагаяй.
7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники,
и дождь покрывает ее благословением;
«Во юдоль плачевную» — дословно: «проходящие долиной Bakha’». Слово Bakha’ означает «плач». Происхождение названия этой долины неясно, в Ветхом Завете она упоминается только в этом псалме. Возможно, имеется в виду местность Бохим («плачущие») недалеко от Вефиля, название которой появилось в эпоху судей Израилевых.
После завоевания Земли Обетованной израильтяне не согласились разрушить идольские жертвенники побеждённых народов и восприняли от этих народов их языческие культы. Тогда явившийся Ангел Божий изрёк Божие определение: побеждённые языческие народы снова восстанут и поработят израильтян. Услышав эту весть, израильтяне раскаялись и подняли плач. Поэтому местность, где произошло явление Ангела, была названа Бохим.
Судя по описанию в этом псалме, долина Плача — действительно находившееся в Иудее засушливое место, которое редко орошалось дождём. Однако те, кто обрёл своё заступление в Боге, даже проходя долиной Плача, способны основывать в ней источники, а по их благословениям долину покрывает дождь.
В духовном смысле долина плача — это образ плачущего и кающегося в своих грехах мира, большей частью забывшего о Боге и пребывающего среди различных языческих культов, в котором живут надеющиеся на Бога прежде чем перейдут к вечной и радостной жизни в доме Божием — Его Небесном Царстве. Однако любящие Бога способны низвести на этот мир, иссохший без благодати Божией, живительный дождь благословений и открыть в нём источники благодати (блж. Феодорит Кирский, свт. Афанасий Великий).
«Законополагаяй» — ошибочный перевод слова more (дождь).
8 Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе.
8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.
«Пойдут от силы в силу» — свт. Афанасий Великий: будут исполняться благодати Божией и восходить к Небесному Царству.
Разница в переводах здесь вызвана прочтением слова ‘Еl которое означает «Бог», но также может быть прочтено как предлог «перед». Церковнославянский перевод здесь более точен: глагол «явится» в оригинале стоит в единственном числе, следовательно, относится не к тем, кто проходил долиной Плача, а к Богу.
«Явится Бог богов в Сионе» означает «прославится Бог». Сион — гора, на которой был основан Иерусалим и храм. Во времена вавилонского плена, к которым толкователи относят составление этого псалма, Иерусалимский храм был разрушен. Эти строки псалма выражают надежду на то, что он будет восстановлен, и Господь снова снизойдет в Свой храм на Сионе.
Выражение «Бог богов» означает «Бог над языческими богами».
9 Господи Боже сил, услыши молитву мою,
внуши, Боже Иаковль.
9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою,
внемли, Боже Иаковлев!
«Боже Иаковль» — Бог народа Израиля, который назван по имени своего основателя — ветхозаветного патриарха Иакова, получившего от Бога имя Израиль (что значит «Бог будет бороться»).
10 Защитниче наш, виждь Боже,
и призри на лице Христа Твоего.
10 Боже, защитник наш! Приникни
и призри на лице помазанника Твоего.
«И призри на лице Христа Твоего» — т.е. помазанника на царство: возможно Давида, хотя многие толкователи относят этот псалом ко времени вавилонского плена. Помазанником в Израиле называли царя, который поставлялся на царство через обряд помазания елеем. «Христос» — это «помазанник» по-гречески. Молитва за царя в общественном богослужении — древняя благочестивая традиция у иудеев. В этом месте и в других псалмах, где речь идёт о царе израильском, слова «Христос» и «помазанник» часто пишутся с маленькой буквы. Тем не менее, толкователи, видя во всей Псалтири пророчество о Христе, рассматривают этот и подобные стихи как иносказательное упоминание о Спасителе. Выражение «лице Христа» здесь они толкуют как «собрание верных, призванных стать образом, или лицем, Христа» (блж. Феодорит Кирский, свт. Афанасий Великий).
11 Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ:
изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих.
11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи.
Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.
«Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ» — «день един» толкуют как день Воскресения Христова, а тысячи дней — как все столетия в истории человечества до победы Христа над смертью (свт. Афанасий Великий).
«Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих» — дословно: «я выбрал лучше стоять в благоговении (стоять, как солдат на страже) в доме Бога моего, чем жить в шатрах греха». Святитель Афанасий Великий: «Лучше желаю быть малым и незначительным в числе принадлежащих Церкви, нежели великим в народе грешном».
12 Яко милость и истину любит Господь Бог, благодать и славу даст:
Господь не лишит благих, ходящих незлобием.
12 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу;
ходящих в непорочности Он не лишает благ.
«Яко милость и истину любит Господь Бог, благодать и славу даст» — в древнееврейском тексте: «Ибо Господь Бог солнце и щит, милость и славу даст Господь». Возможно, авторы церковнославянского и также греческого переводов имели дело с другим вариантом текста подлинника, чем дошедший до нас.
«Ходящих незлобием» — дословно: «ходящих в непорочности». Святитель Афанасий Великий: это качество мы можем стяжать, часто посещая храм Божий, где преподаётся благодать Всесвятаго Духа для борьбы с нашими страстями.
13 Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя.
13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!
В этом псалме содержатся три поучения о достижении блаженства, т.е. счастья: «Блаженны живущие в доме Твоем», «Блажен человек, которого сила в Тебе» и «Блажен человек, уповающий на Тебя». Счастлив человек, всецело доверивший и посвятивший свою жизнь Богу, даже если он пока ещё не взошёл в небесный дом Божий, а пребывает в земной «юдоли плача».