Официальный сайт

10 марта 2019 г.

Митрополит Митрофан: Пост — это возможность повзрослеть

Смысл Великого постаНакануне начала Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил вечерню с чином прощения в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. По окончании богослужения владыка обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, поздравляю вас со святым вечером и началом Святой Четыредесятницы! Сегодня во время вечерней службы мы уже думаем о празднике Светлого Христова Воскресения, потому что те шесть недель, которые предваряют Страстную седмицу и праздник Пасхи, пройдут очень быстро, практически незаметно. Но эти шесть недель могут очень многое поменять нашей жизни, если мы сами для этого приложим соответствующие усилия.

В преддверии Великого поста я хотел бы поделиться несколькими мыслями, которые, возможно, кому-то из вас помогут эту Четыредесятницу провести с пользой и в конце этого пути найти то, ради чего это время и существует в Церкви.

Нет никакого смысла бесконечно повторять, что и сколько раз можно есть, потому что, по большому счёту, пост — это не про еду. Пост — это про умение самому себе говорить «нет». Без этого умения человек никогда не повзрослеет, не станет самостоятельным. Он никогда не станет той личностью, с которой можно строить отношения. У нас есть правило, что до определённого возраста люди не отвечают за свои поступки, не могут вступить в брак и даже не несут уголовную ответственность. У такого человека ещё поступки ребёнка, которые он окончательно не может осознать. Его воля ещё не сформирована, он ещё не умеет сказать «нет», его легко можно повести за собой. У него нет критического мышления, способности понять и осмыслить себя самого и то, что происходит вокруг него.

Я думаю, что Богу нет смысла строить отношения с несамостоятельными личностями, которые не научились говорить «нет». Пост — самое подходящее время, чтобы этому научиться. С едой это сделать легче всего. Те, у кого диабет, камни в почках, язва желудка, гастрит, могут найти сто других способов, поэтому не нужно сегодня особо задумываться о том, с маслом или без масла, сколько дней и в какой вечер.

Поститься один день мы практически все умеем, пробовали в среду и пятницу это делать. Это непродолжительное усилие, маленькое «нет». А вот 40 дней — это уже большое «нет», и это совсем другое. Длительный пост формирует умение продолжительное время над чем-то трудиться, что-то пытаться изменить в своей жизни. Те, кто это пробовали, и нам предлагают это сделать и свидетельствуют, что это очень полезно.

Теперь про отношения с Богом, ради которых этот пост нужен. Господь говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). А где эта дверь находится? Она находится внутри нашего сердца, и заперта она изнутри. Не Бог не хочет войти в нашу жизнь, а мы свою жизнь устраиваем таким образом, что двери для Него остаются закрытыми. Пост — это время для того, чтобы поискать ключик от этих дверей и постараться их открыть.

Мы довольно часто сами не понимаем, чего мы хотим и в отношениях с Богом, и в отношениях друг с другом. Это можно сравнить с ситуацией, когда человек приходит в больницу, сам себе ставит диагноз и сам себя начинает лечить. Продолжительный подвиг, продолжительное усилие, попытка жить по заповедям Божиим — это ещё и возможность увидеть, где моя большая самая проблема, почему эта дверь до сих пор закрыта в моей душе и в моём сердце. Если серьёзно относиться к посту, то можно за это время попытаться понять, почему отношения с Богом так и не начались, и что во мне не так.

Третье, что я хотел сказать — нет никакого смысла поститься тому человеку, который не понимает, зачем он это делает. Пост вообще не про это. Все, кто регулярно бывает на воскресных богослужениях, знают о подготовительных неделях к Святой Четыредесятнице. Мы помним истории про мытаря и фарисея, про блудного сына. Мы вряд ли сможем себе представить, чтобы они начали поститься до того времени, когда с ними произошли те события, которые описывает Евангелие. Блудный сын начал поститься тогда, когда захотел вернуться к своему отцу. Если бы к нему кто-то пришёл, когда он гулял и у него было всё хорошо, и сказал: «Что ты там гуляешь? Давай, постись начинай», — он бы вряд ли понял такого человека. Даже если бы он механически начал что-то делать, это не принесло бы ему никакой пользы.

Ни мытарь, ни, тем более, фарисей не почувствовали, что им что-то нужно менять в жизни, до тех пор, пока с ними не произошло то, о чём рассказывает притча. Молитву одного Бог не услышал, и у него появилась мысль, а что же он делает не так, хотя и постится, и молится, и делает всё как нужно. Другому стало стыдно переступать порог храма и делать следующий шаг, потому что он начал понимать, что дальше идти недостоин, что не может больше жить так, как он живёт. Вот эти люди уже будут думать над тем, о чём мы сейчас с вами говорим. Такие люди уже будут поститься. А поститься просто ради того, чтобы поститься, нет никакого смысла. Опыт показывает, что сам по себе пост ничего не изменит наших отношениях с Богом и в нашей жизни.

Бог так устроил, что отношения с Ним выстраиваются через отношения с людьми вокруг нас. Вы помните евангельское чтение предшествующей недели: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36). Одни говорят: «Если бы мы знали, мы бы Тебе дали», — а другие: «Мы это делали, но не знали, что делаем Тебе». И тем, и другим Господь указывает на людей рядом с ними. Если мы хотим что-то сделать для Бога, мы это можем сделать своему ближнему.

То, что в начале Четыредесятницы принято друг у друга простить прощения, говорит об одной вещи, которая очень важна. Нас окружают именно те люди и именно те обстоятельства, и именно так складываются отношения, чтобы мы могли увидеть через этих людей свои ошибки и недостатки. Если мы делаем виноватыми людей, которые нас окружают, то не видим, что Промысл Божий устраивает нашу жизнь так, чтобы мы могли увидеть, какие мы на самом деле.

Прощение — это не только об отношениях с ближним, но и об отношениях с Богом. Если мы кого-то прощаем, мы признаём: то, что произошло между нами и этим человеком, по Промыслу Божию произошло для того, чтобы мы увидели самих себя. Жить с ненавистью, враждой, раздражением и обидой на кого-то и при этом делать поклоны и произносить те слова, которые мы всю неделю будем произносить, не имеет никакого смысла. Это может быть трудно, смело, но бессмысленно и бесполезно, потому что «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15).

Богу так угодно, чтобы отношения с Ним мы построили через отношения абсолютно со всеми, кто нас окружает. Попросить прощения в храме у ста человек, которые нам вообще ничего не сделали ни плохого, ни хорошего, не трудно, это не подвиг. И может быть один человек, у которого действительно надо попросить прощения и с которым действительно надо примириться. Лучше с ним одним это сделать, чем с сотней тех, кого ты вообще не знаешь.

Это важно в первую очередь для нас самих, потому что именно таким способом мы становимся взрослыми людьми — теми, кто умеет строить отношения и нести за них ответственность, кто умеет признавать собственные ошибки. Дети, как правило, их не признают, им всегда взрослые виноваты. Взрослеет человек тогда, когда он умеет и видеть, и признавать свои ошибки — и винить в них не окружающих и обстоятельства, а замечать свою вину. Такое взросление совсем по-другому открывает нашу жизнь нам самим и на определённом этапе делает возможными более глубокие отношения с Богом.

Ещё хотел сказать про родных и близких. Мы придём домой — там кто-то будет есть мясо, кто-то слушать музыку, кто-то смотреть телевизор. Вас вообще не должно волновать ничего кроме того, как живёте вы сами. Никто из нас, наверное, с детства не постился. И если бы в то время, когда мы не ставили перед собой задачу с помощью поста что-то поменять нашей жизни, появился какой-то добрый человек из родных и близких, который начал бы нам рассказывать: «Вот, ты делаешь всё неправильно, ешь не то, живёшь не так, поступаешь вопреки», — кроме раздражения и нежелания общаться с этим человеком в нашей душе ничего не появилось бы и ближе к Богу мы бы не стали.

Не трогайте своих родных и близких! Не заставляйте их делать то, чего они не собирались делать, если они этого не хотят. Ни в коем случае не пытайтесь изображать, что вы делаете что-то важное с одухотворёнными и торжественными лицами. Живите попроще, поспокойнее, стройте свои собственные отношения с Богом и ближними и не делайте ни в чём не виноватых близких заложниками этой стройки. Их время придёт тогда, когда оно придёт. Самым лучшим аргументом для того, чтобы оно пришло скорее, будут добрые перемены в жизни каждого из нас. Когда близкие увидят, что во время поста ты стал не злым как собака, а стал человеком, в котором что-то потихоньку меняется в лучшую сторону, они сами поймут, зачем он нужен. Дай Бог, чтобы с каждым из нас это обязательно произошло.

Пусть в дни Святой Четыредесятницы каждый найдёт свой смысл поста, увидит то, что именно ему нужно увидеть, и с радостью, благодарностью Богу и немножко другим встретит праздник Светлого Христова Воскресения. Божие благословение, Его любовь и мир пусть пребудут со всеми вами! Храни вас всех Господь!

Цитата дня

«

Если не можешь пребыть безгневным, укори себя, когда погневаешься.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100