Диакон Виктор Шинкарёв
Радость жизни
Чему учит нас праздник Рождества Божией Матери? Почему и зачем Церковь празднует это событие? Размышляет клирик Богоявленского собора Горловки диакон Виктор Шинкарёв.
Когда человек вспоминает то или иное событие своей жизни, жизни близких людей, отмечает тот или иной праздник или юбилей, в его голове невольно рождаются сотни мыслей о проведённом времени на Земле, о тех или иных поступках или же, наоборот, бездействии в определённых ситуациях в конкретный отрезок своей жизни.
Очень часто бывает, что нашу жизнь можно описать одним словом — суета! Мы забываем правильно расставлять приоритеты, мы думаем, что у нас ещё огромный временной интервал, чтобы «избрать благую часть».
На службе Рождества Божией Матери мы слышали часть Евангелия, в которой как раз и идёт речь о том, что нужно жить без суеты, стараясь как можно больше нашего времени посвящать тем вещам, тем словам, которые от нас не отнимутся никогда. Больше уделять времени тому, что не истлеет — душе.
И сам праздник Рождества Богородицы показывает, что мы в этой же суете можем пропустить главные события жизни всего человечества. Как родилась Та, Которую мы воспеваем как «ручку позолоченную, открывающую нам двери рая»? В тишине. Точно так же, как многие дети во всём мире. Но, безусловно, было торжество в семье, ведь рождение человека — чудо всех чудес, потому что это отправная точка жизни, которой не будет конца, возникновение новой личности. Тем более, что престарелые родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна долго ждали появления этого ребёнка. Не один день провели они в слёзной молитве, испрашивая у Бога чудо.
Кондак праздника нам это приоткрывает, приоткрывает он и тайну жизни, жизни вечной для всех нас: «Адам и Ева — от смертного тления святым Твоим Рождением, Пречистая», а мы «избавляемся от вины прегрешений наших». Именно от Её «чистой и девственной крови» Второе Лицо Пресвятой Троицы — Предвечный Логос принимает человеческую плоть, чтобы Кровию на Кресте омыть наши грехи и сделать возможным изменить падшую (после грехопадения Адама и Евы), заражённую тлением природу человечества, обожить, чтобы мы, мы с вами, более не умирали в смерть, но наследовали жизнь вечную.
О Рождестве Богоматери ничего не сказано в Священном Писании. Да и что можно было особенного сказать об обычном рождении ребёнка? Но в этом особая глубина смысла — задача осмысления обыденности, рутины, в которой часто мы не замечаем чуда! Задача восприятия жизни человеческой как таинства и осознания того, что у каждого человека есть своё предназначение.
Этот праздник — праздник самого человечества, веры в него, радости о нём. Я отдаю себе отчёт, что мы видим вокруг много зла, и очень часто даже у тех, кто имеет веру в человечество, эта вера, надежда на доброе и светлое шатается, а иногда и испаряется. Часто им на смену приходит цинизм или отчаяние.
Но Богородица Своим примером учит нас жить. Вспомните, как стояла Она у Креста, как видела страдания Своего единственного Сына, какие слёзы Она проливала, как разрывалось Её материнское сердце! Но Она не потеряла веру в человека и любовь ко всему человечеству, именно поэтому Господь на Кресте, а не после Воскресения усыновил Ей апостола Иоанна Богослова, и через него — всё человечество.
Пречистая также показала нам, что истинная любовь к Богу — это не какое-то абстрактное чувство. Любовь к Богу заключается в доверии Ему — без предъявления каких бы то ни было требований. Любить Бога — значит полностью вверять жизнь в Его руки. Чтобы глубже понимать эти простые истины, нужно почаще вспоминать Матерь Божию, Которая научила нас и жить, и умирать. Не случайно на Православном Востоке церковный год начинается с Рождества Богородицы и заканчивается Её Успением.