Протоиерей Владимир Шутов
Анатомия лени
Думаете, этот текст о трудолюбии? А вот и нет. Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново, предложил неожиданный взгляд на лень и средства её преодоления.
Лень или выгорание?
Прежде, чем говорить о лени, я хотел бы поделиться наблюдениями, которые сделал в той среде, где я вращаюсь. Многие мои близкие, друзья, знакомые, прихожане порицают себя за леность. Справедливы ли они по отношению к себе? Мы живём в техногенный век, в век скорости. Каждый из нас за день получает такой объём информации, какой был немыслим для живущих в ХІХ веке.
Чтобы прокормить семью, обычному человеку приходится работать больше, чем восемь часов в день, при этом интенсивность его работы намного выше, чем раньше, часто она опаснее, ответственнее. Обратим внимание и на такой аспект, как дорога на работу: одни работают в другом населённом пункте, другие живут в большом городе и тратят на дорогу полтора часа в один конец. Каждый день человек преодолевает этот путь в суете и шуме, возвращается домой — а там тоже работа: дети из школы приходят, нужно что-то приготовить, убрать, сделать. В итоге он к вечеру чувствует себя как выжатый лимон как душевно, так и физически, а ведь ещё нужно молиться. Естественно, у него просто не хватает сил на это. Конечно, он сокращает молитвенное правило, а на исповеди говорит, что виноват, ленивый.
Мне бы хотелось призвать людей разобраться в этой проблеме и понять, действительно ли это лень — или синдром выгорания, в котором нам всем приходится жить ежедневно? Причём такое выгорание не зависит от возраста. Возьмём детей. Сегодня дочка пришла из школы, у неё было семь уроков. Семь! Это же невыносимо. Ей идти до школы недалеко, но многие дети добираются туда двумя автобусами. Сейчас зима, транспорт ходит плохо. Представьте ситуацию: автобус на полчаса опоздал, ребёнок его ждёт, в итоге опаздывает на следующий автобус. Представьте, какое это напряжение! И когда мы говорим: «Ты ленишься молиться!» — надо понимать, что это не лень, а усталость.
Питер Брейгель Старший. Страна лентяев
Лень — это когда человек расслаблен и не хочет делать то, что ему вполне по силам. У Питера Брейгеля Старшего, нидерландского художника, есть картина «Страна лентяев», на которой он сатирически изобразил четырёх человек, спящих под деревом — представителей разных сословий. Они развалились, абсолютно расслаблены. Вот это ленивцы. Что же касается тех христиан, о которых я говорил ранее, — мне хотелось бы их поддержать. Они хотят молиться и страдают от того, что не могут этого делать. Они хорошие, добрые, тянутся к Богу. Они бы с удовольствием половину дня посвятили молитве, но у них нет на это сил. Мне бы хотелось, чтобы эти люди не сильно себя пилили и обратили внимание на разницу между ленью и выгоранием, накопившейся усталостью.
Лень побеждается… любовью
Лень бывает разная, и у каждого своё представление о том, в чём она заключается. Приведу пример из жизни одного египетского подвижника. Он всю жизнь усиленно молился и однажды подумал о себе: «Я столько лет прожил, наверное, уже чего-то достиг!» Однако Господь вразумил его, сказав: «Ты не достиг даже уровня двух женщин из Александрии!» Подвижник пошёл в город, нашёл этих женщин и попросился к ним на постой. Его приняли, а он стал наблюдать, в чём же подвиг тех, кого Господь поставил ему в пример. В итоге ничего особенного не увидел: женщины трудились, вся их жизнь протекала в заботах о ближних. Вечером они валились с ног и засыпали. Подвижник не мог понять: в чём же их заслуга перед Богом? Где стояние на молитве сутками? Где подвижничество? Он стал их расспрашивать о жизни, и женщины рассказали: «Мы ничего особенного не делаем. Наши мужья — родные братья. Мы живём вместе, но никогда не ссорились». Выходит, важно не то, насколько мы потрудились, но ради чего мы всё делаем. В борьбе с ленью надо задать себе вопрос: зачем мне бороться с ней? Ради чего?
Думаю, побороть лень можно только любовью. Если человек будет мотивировать свои поступки исключительно ей, он преуспеет в этой борьбе. Как мама: она может быть усталой или больной, но если увидит, что её ребёнок в опасности, то любовь поднимет её даже со смертного одра. Она проявит невиданное мужество, физическую силу и находчивость, чтобы спасти своего ребёнка, потому что она его любит.
Сложнее всего стать на молитву вечером, потому что устал, но бывает, что и утром хочется поспать. Нужно мотивировать себя любовью. Молитва — это ведь не просто действие, которое «может быть, понадобится». На всякий случай прочитаю пару молитв… Нет, молитва — это действие любви! Как если утром встаёшь, видишь своего ребёнка и говоришь: «Доброе утро, сынок!» — и он тебе отвечает, и настроение меняется, так и наша молитва. Мы ей говорим: «Доброе утро, Господи! Я здесь, я готов, я Тебя люблю! Знаю, что Ты есть, и постараюсь прожить этот день так, чтобы Тебе не было стыдно за меня».
Другой случай: не хочется в храм идти. Холодно, далеко, люди противные, хор плохо поёт, батюшка вообще идиот — постоянно чего-то хочет, заставляет молиться. Зачем туда идти? Дома тепло, хорошо: чаёк, телевизор, диван, компьютер. Воскресенье к тому же — разве я не заслужил отдых? Всё так, но мы, христиане, говорим: а любовь? Ведь мы же идём не к батюшке, не к прихожанам, не в здание красивое, а к живому Богу. Живому! Который любит нас так, как никто не любит, как невозможно себе представить. От общения с Которым нам станет намного лучше. Осознав это, человек идёт в храм. Так что бороться с ленью поможет только любовь.
Как балансировать между ленью и перегрузкой?
Как понять, где я уже начал лениться, а где ещё нет? В духовной жизни эта грань определяется очень просто — благодаря послушанию своему духовному наставнику. Не случайно в монастырях во все времена меру молитвы и различных душеполезных трудов монахов определяли духовно опытные наставники. Например, такой случай: монах рассказывает, что всю ночь проводит в молитве, кладёт тысячу поклонов. А духовник ему говорит молиться иначе: только Серафимово правило и десять поклонов. Как, почему? — потому что тысяча поклонов не привела его к любви.
Что касается мирян, то важно, чтобы человек был прихожанином какого-то прихода — не административно, а духовно; чтобы у него была связь с прихожанами и со священником. Опытный священник может помочь ему определить меру в его молитвенном делании. Помните, как авва Дорофей и юноша Досифей определяли меру в еде? Так и в духовной жизни: постепенно, аккуратно, чтобы и не лениться, и перегрузок избежать. Кому-то достаточно прочитать небольшое молитвенное правило, и его душа сразу отзывается, он целый день трудится для других, сам того не замечая. А другой, возможно, жалеет себя, у него остаются силы — и тогда он может прочесть более длинное правило или главу из Священного Писания, которая расскажет ему о чём-то важном. Сам человек не может понять, что ему это нужно, поэтому важно доверие своему духовному наставнику.
Святые отцы о лени:
«Ленивые, когда видят, что им назначают тяжкие дела, тогда покушаются предпочитать им молитву, а если дела служения легки, то отбегают от молитвы как от огня» (прп. Иоанн Лествичник).
«Всякий предлог к бездействию есть предлог ко греху» (свт. Василий Великий).
«Горе ленивому! Взыщет он времени, которое потратил худо, и, поискав, не найдёт» (прп. Ефрем Сирин).
«Леность мало-помалу рождает невольную бедность» (прп. Ефрем Сирин).
«Леность разрушает благоговение» (прп. Ефрем Сирин).
«Душа ленивого делается жилищем всякой постыдной страсти» (прп. авва Исаия).
«Нет ничего лёгкого, чего бы великая леность не представила нам весьма тяжёлым и трудным» (свт. Иоанн Златоуст).
«Человек ленивый, когда его слишком много наказывают, делается ещё более ленивым» (свт. Иоанн Златоуст).
Если говорить о семейной жизни, то нужно включить здравый смысл и некоторые познания в математике. В каждой семье есть свои потребности, и несложно высчитать, что именно требуется для нормальной жизни. Коммунальные расходы, пропитание, одежда, отпуск. После надо проанализировать, насколько эти нужды соответствуют доходам. Скорее всего, мы столкнёмся с тем, что нам чего-то хочется, но чтобы этого достичь, нужно чем-то пожертвовать. Например, мы можем заработать больше и отдохнуть круче, но ради этого придётся больше времени проводить на работе, по этой причине отец будет видеть своего ребёнка раз в сутки, когда тот спит. Надо задать себе вопрос: нужно ли это мне, моей семье? Может быть, простые семейные вечера полезнее, чем отдых на роскошном курорте, ради которого члены семьи не видятся друг с другом? Ведь если мы мало видимся, мало общаемся, то через время общаться уже и не хочется.
Спаситель говорил: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Работа, порядок в доме — тоже для человека, а не наоборот. Если в семье нарушено общение, его не заменишь чистотой или высоким заработком. Богатые тоже плачут. Порой родители говорят: «Я для тебя всё сделал, всем обеспечил», — а ребёнку нужно совсем другое: обычное человеческое общение. Ленились ли родители этого ребёнка? Нет, трудились усиленно, добывали деньги.
Другая ситуация: мужья уезжают на заработки в другой город или за границу на несколько месяцев. Через некоторое время оказывается, что это нравится и им, и их жёнам, которые говорят: «Как хорошо, муж скоро уезжает!» Люди отвыкают жить вместе, хотя, казалось бы, они трудолюбивы, хотят лучшего семье. Трудятся ли они на благо семьи? — увы, нет.
Семейный обед — это святое
К сожалению, люди, которые живут вне Церкви, не знакомы со Священным Писанием, во главу угла ставят совсем иные ценности, плюс СМИ промывают им головы. В итоге они не хотят проводить время со своей семьёй. А ведь начиналось всё с малого: «Ты ленивый, иди на другую работу!» Пошёл, начал ездить на заработки, итог — семья распалась, по сути. В таких семьях нет счастья. Каждый должен определить свою меру труда на благо своей семьи. Иногда надо уделить время, чтобы посидеть с женой, попить чая, что-то рассказать, посмеяться.
Герой книги Марио Пьюзо «Крёстный отец», бывалый мафиози, учил своего преемника: «Запомни, воскресный семейный обед — это святое!» В воскресенье за столом собиралась семья, вместе ели, общались. Как жаль, что мы иногда не то что раз в неделю — даже на Пасху ленимся проведать родителей или близких. Задумываемся ли мы о такой разновидности лени?
«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15:1), — учит апостол Павел. Ребёнок просит посидеть с ним, а у меня немытая посуда. Как быть? Конечно, главное — посидеть с ребёнком. Дети — как бильярдные шары, которые мы, как кии, отталкиваем то туда, то сюда. Как бы мы ни были заняты, нужно бросить всё и уделить время ребёнку. Забыть фразу: «Извини, я занят, давай попозже». Всё это откликнется в старости, когда мы будем немощны, и на нашу просьбу: «Пожалуйста, приди к нам! Ты что, не можешь позвонить?» — нам ответят: «Я не могу, я так занят!» Не ленитесь говорить с ребёнком. А посуду можно и позже помыть, когда он спать ляжет.
Хочу вспомнить и другие слова апостола: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:16). То есть общение — это жертва, и ей благоугождается Бог. Если я ради общения с близкими жертвую своим временем, досугом, это очень ценно. Я могу пойти и читать о сотворении мира, сказать: «Не мешайте мне!» — но это не будет жертвой, даже если я не просто прочитаю, но выучу эту книгу наизусть. Если же я отложу её и пойду играть с ребёнком или почитаю ему «Что такое хорошо и что такое плохо», — вот это будет жертва, которой благоугождается Бог. Жертвенность — это основа любви. Если любовь не жертвенна, то она не имеет смысла, она уже не любовь. Ты любишь, когда отдаёшь себя, а не когда потребляешь.
Без любви никуда, весь мир держится на ней, мы ей созданы. Мы живём, потому что Господь нас любит. Просто мы часто неправильно понимаем её, даже цитируя апостола. «Любовь долготерпит, милосердствует, не раздражается», — а дальше уже говорить нечего, потому что мы раздражаемся. Апостол же говорит: если раздражаешься — значит, нет любви, а если нет любви — то ты бесполезный барабан. Любовь — это Альфа и Омега, будем же молиться Господу, чтобы Он дал нам дар этой любви!
Записала Екатерина Щербакова